В Москве обсудили экологическую ответственность бизнеса
19 октября журнал «Бизнес и общество» при поддержке компаний Alcoa и PwС провел конференцию «Экологическая ответственность бизнеса: опыт и перспективы» Актуальные вопросы экологической ответственности обсуждали представители бизнеса, органов власти, некоммерческих и общественных организаций, журналисты и эксперты.
Открывая конференцию главный редактор журнала «Бизнес и общество» Татьяна Бачинская отметила, что ответственные компании учитывают все аспекты возможного негативного и позитивного влияния своей деятельности на общество и окружающую среду. Она пригласила участников конференции обсудить вопросы экологической ответственности бизнеса, взаимодействия компаний, власти и НКО, рассказать о партнерских экологических проектах и затронуть важные вопросы экологической безопасности.
Заместитель директора государственного природоохранного учреждения «Мосэкомониторинг»Полина Захарова остановилась на роли государства в развитии экологической ответственности бизнеса. Являясь частью Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, организация уже более 10 лет занимается мониторингом и оценивает проблемы эффективности мероприятий по улучшению экологической обстановки. Выступающая предложила на примере Москвы рассмотреть взаимодействие органов власти и компаний. К положительным примерам сотрудничества она отнесла то, что некоторые компании (ТЭЦ, мусоросжигательные заводы, отдельные табачные фабрики) добровольно устанавливают на свои источники выбросов и сбросов датчики, которые дают возможность «Мосэкомониторингу» передавать в режиме реального времени необходимую информацию. После создания таких систем многим предприятиям удалось снизить свои выбросы. Среди отрицательных примеров сотрудничества – Московский НПЗ, асфальто-цементная и бетонная промышленность, производство стройматериалов. Выступающая отметила, что ни один ущерб нарушители природоохранного законодательства не выплатили в добровольном досудебном порядке. Спасти эту ситуацию мог бы рынок добровольного экологического страхования, но он почти мертвый.
Основная проблема взаимодействия бизнеса и власти, по словам г-жи Захаровой, заключается в отсутствии открытой информации со стороны компаний, из-за чего невозможно провести анализ ситуации. Полина Захарова пригласила компании размещать на сайте «Мосэкомониторинг» экологические программы предприятий.
Александр Мартынов, директор эколого-энергетического рейтингового агентства Интерфакс-ЭРА, рассказал об исследовании, проведенном агентством. Осенью 2010 г. агентство направило запросы в 3500 российских предприятий и в 80 крупных холдингов. Аналогичные запросы сделаны в Казахстане и Кыргызстане. Уникальные алгоритмы многофакторного анализа и подбора аналогов позволили создать полностью заполненный массив данных за 2000, 2007, 2008 и 2009 годы. При формировании списка оцениваемых предприятий обеспечена репрезентативность выборки по регионам, отраслям, видам деятельности и вкладам в экономику и приведено распределение предприятий по регионам и отраслям. Сочетание суммарных данных по всем регионам и репрезентативных выборок по предприятиям всех отраслей и видов деятельности в реальном секторе позволяют вести анализ на любом уровне: страна – регион – сектор – отрасль – группы предприятий (по виду деятельности или размеру) – отдельное предприятие. «Самое важное – это возможность использования данных о выпуске конкретных видов продукции для определения реальных затрат энергии и воздействий на природную среду при их производстве. Таблица затрат энергии, выбросов в атмосферу, загрязнения рек, образования опасных отходов и занятых земель при производстве килограмма хлеба, тонны цемента и бумаги, барреля нефти и унции золота. Методический подход и собранный Интерфакс-ЭРА фактический материал имеют более широкую сферу применения, чем только составление рейтингов. Мы «приоткрыли дверь» в новый формат исследования предприятий, отраслей, региональной и страновой экономики, основное отличие которого, – объективность», – заключил Александр Мартынов.
Исполнительный директор НП «КСО – Русский центр» Алексей Костин, раскрыл вопрос о соотношении корпоративной социальной ответственности, устойчивого развития и экологической политики. «Я профессионально занимаюсь корпоративной социальной ответственностью, в которую входит и экологическая ответственность. Около двух лет я провел, работая в Европейском агентстве окружающей среды, поэтому я знаю об экологической тематике не понаслышке. Главная проблема, с которой сталкивается общественность, озабоченная экологическим состоянием, – это доступ к экологической информации. Это ключевой вопрос, о котором немало говорят, но далеко не всегда его раскрывают», – отметил Алексей Костин.
Галина Григорьева, менеджер по КСО Alcoa Россия, сообщила о ходе реализации Новой глобальной программы Фонда Aлкоа «Исследования для устойчивого развития: инновационные партнерства для практических решений». Цель программы: внести вклад в решение глобальных проблем, которые будут иметь долгосрочное влияние на жизнь многих поколений. Это – изменение климата, потребление энергии, управление водными ресурсами, ускоренный рост новых экономик. Программа через академические и прикладные исследования ведет поиск практических решений проблем в регионах присутствия предприятий компании. Она предусматривает участие как сотрудников компании, так и местных сообществ. В рамках программы подразделения Алкоа в разных странах ведут в партнерстве с академическими организациями и НКО проекты, относящиеся к разным аспектам устойчивого развития. Тема исследований в Австралии – управление земельными ресурсами, в Бразилии – сохранение мангровых лесов, в Китае – уменьшение выбросов. Российское подразделение обратилось к проблеме рационального использования воды. Программа «Рациональное управление водными ресурсами» ставит целью предложить организациям и лицам, принимающим решения на федеральном, региональном и местном уровнях, новые инструменты и механизмы социально ответственного управления водными ресурсами, повысить информированность общественности об этих механизмах. Программа разработана и выполняется Фондом «Устойчивое развитие» в партнерстве с Институтом водных проблем РАН (Москва) и учебным Центром экологии и безопасности жизнедеятельности (Самара). В работе также принимают участие ведущие ученые МГУ и Самарского технологического университета в области управления водными ресурсами и технологиями очистки загрязненных промышленных вод, руководители и ведущие специалисты ряда природоохранных организаций и администрации Самарской области. Как рассказала Галина Григорьева, программа способствует формированию у граждан экологически ответственного отношения к воде как к одному из ключевых ресурсов планеты, а также придает дополнительный импульс местному экономическому развитию на основе инновационных подходов к охране и сбережению водных ресурсов.
Выступление представителя Alcoa дополнила менеджер проектов фонда «Устойчивое развитие» Елена БОНДАРЧУК. Она рассказала о ходе реализации двухлетней программы «Рациональное управление водными ресурсами с целью устойчивого развития». Выбранный Фондом и компанией Алкоа формат способствует информированию общества об экологической ответственности бизнеса и власти и содействует выработке действенных решений в сфере водного менеджмента.
Игорь Лыков, начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и экологии ОАО «Северсталь», коснулся вопросов корпоративного экологического управления на примере ситуации с урегулированием выбросов парниковых газов. По словам Игоря Лыкова, в настоящее время в РФ отсутствует нормативное регулирование выбросов парниковых газов. Северсталь, разделяя обеспокоенность мирового сообщества вопросами глобального потепления, в 2007 г. стала первой металлургической компанией в СНГ, предоставившейв WSA отчетность по выбросам парниковых газов. Отчетность ложится в основу всемирной базы данных по выбросам СО2 от сталелитейного сектора, что способствует разработке наиболее эффективных программ по снижению эмиссий парниковых газов в индустрии. «Северсталь» – участник Экологического комитета (EPCO) под эгидой WSA. Членство в EPCO позволяет формировать «карбоновую» стратегию «Северстали», соответствующую современному тренду. Сталеплавильные заводы компании в США (Северсталь Интернэшнл) – участники проекта Investor CDP (Проект по раскрытию выбросов парниковых газов). Изучается механизм вовлечения в проект других дивизионов компании.
Ирина Фёдорова, управляющий по корпоративным отношениям Unilever RUB, обратила внимание участников конференции на крайне важную тему: «Как удвоить бизнес, снизив негативное воздействие на окружающую среду?» Действительно, экологическая обстановка на нашей планете ухудшается с каждым годом. Это вызвано растущими объемами производства и потребления продукции. Данные статистики неутешительны: уже через 9 лет жители России, Бразилии, Индии и Китая будут иметь на 320 миллионов стиральных машин больше, соответственно, потребление воды увеличится на 40 миллиардов литров. В свою очередь, это приведет к тому, что к 2025 г. почти 3 миллиарда человек в этих регионах будут испытывать нехватку воды. Аналогичная ситуация и с аграрным сектором. Через 13 лет 5% сельхозугодий мира будут истощены вследствие ведения интенсивного сельского хозяйства, а это значит, что более миллиарда человек начнут испытывать голод. Будучи одним из крупнейших производителей в мире, компания Unilever год назад приступила к реализации плана устойчивого развития по обеспечению роста бизнеса без негативного воздействия на окружающую среду. Основные девизы: уменьшать, отказываться, перерабатывать. Unilever обязуется снизить негативное воздействие на экологию не только в процессе собственной работы, но и в ходе деятельности своих поставщиков и потребителей. «Мы собираемся вдвое сократить выброс углеродного газа, производственные отходы и расходы воды, в основном, за счет внедрения инновационных подходов к поставкам сырья, изготовлению и упаковке наших продуктов. Таким образом, используя их, потребители каждый раз смогут внести свой небольшой вклад в улучшение экологии. Мы берем на себя ответственность за снижение воздействия наших продуктов на окружающую среду в течение всего периода их эксплуатации: от ферм, на которых наши поставщики выращивают сырье, и домов, где потребляются наши бренды, до финальной стадии жизни упаковки. И особенные усилия мы приложим к реализации этой амбициозной цели в нашей стране», – сказала Ирина Федорова.
Наталья Нестерова, менеджер по нормативному регулированию, экологическим вопросам и работе с потребителями компании Coca-Cola Hellenic в России Татьяна ОМЕЛЬЧУК, региональный менеджер по связям с общественностью компании Coca-Cola Hellenic в России поделились ходом природоохранной программы «Живая Волга», которая стартовала в 2007 г. по инициативе компании «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия» и Бюро ЮНЕСКО в Москве. Эта большая программа была призвана объединить усилия особо охраняемых природных территорий, местных администраций, СМИ, неправительственных организаций и общественности для сохранения природного богатства реки. В числе образовательных инструментов подготовлены учебные комплекты о Волге для различных групп пользователей – это динамичные наборы образовательных и информационных материалов, которые постоянно развиваются и обновляются. В комплекты входят: стратегия и планы повышения осведомленности населения о ценности и значимости водоемов Волжского бассейна; брошюры, посвященные экологической ситуации Волжского региона; информационный набор для СМИ; листовки для различных целевых групп; карта с обозначениями биосферных заповедников и объектов Всемирного культурного наследия, расположенных на Волге; открытки и плакаты с фотографиями видов фауны и флоры бассейна Волги. Начиная с 2008 г. отмечается День Волги. Это ежегодный региональный фестиваль, посвященный Волге и ее роли в обеспечении населения водой, продуктами питания, энергией, местами отдыха и проживания, напоминанием о необходимости ее сохранения и рационального использования.
Владимир Чупров, руководитель энергетических программ Гринпис России, рассказал о реализации проекта «Зеленый офис». В 2008 г. Гринпис запустил проект «Зелёный офис» для помощи и мотивации компании внедрять энергосберегающие технологии добровольно до того, как это стало законодательным требованием. По опыту московского офиса Гринпис России, расходы на содержание помещения площадью 330 кв. метров, в котором работают около 40 сотрудников, снижаются примерно на 7 тысяч рублей в месяц. В том числе замена ламп позволяет ежемесячно экономить примерно 600 рублей, установка датчиков движения только в двух помещениях экономит примерно 30 рублей, водосчетчиков – 6 000 рублей, экономия бумаги за счет двусторонней печати – примерно 320 рублей. Для помощи в реализации проектов энерго- и ресурсосбережения Гринпис организует площадки по обмену опытом – online консалтинг и семинары. Уже несколько десятков компаний подключились к проекту «Зелёный офис», и многие из них с успехом внедряют энергосберегающие технологии в офисных помещениях. Например, в отеле «Ренессанс Москва» усовершенствовали систему освещения с переходом на электронную пускорегулирующую аппаратуру (ЭПРА), корпорацией Intel запланирован перевод офиса в Нижнем Новгороде на светодиодное освещение. Мэрией Москвы было принято решение экономить офисную бумагу за счет двусторонней печати (отменено с приходом нового мэра). Участие в проекте не предполагает никаких сборов или взносов. «Вся информация распространяется бесплатно в соответствии с принципами открытости и прозрачности Гринпис», – подчеркнул Владимир Чупров. Подробнее.
12 ноября 2011
Природа.SU – научно-популярный журнал
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: