Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Стипендиальные программы компаний и фондов: критерии эффективности

1427
Читать: 5 мин.

На Российской школе грантмейкинга обсудили эффективные стипендиальные программы компаний и фондов

Образование и профориентация подрастающего поколения, просвещение и наука являются одним из приоритетом для большинства социально ответственных компаний. Но сегодня поддержка все чаще оказывается как не только путем финансирования НКО и прямой поддержки образовательных учреждения, так и , но и в интересах отдельных физлиц. О том, как могут быть устроены крупнейшие стипендиальные конкурсы для школьников, студентов, молодых специалистов и профессионалов талантливой молодежи, говорили участники профильной сессии Российской школы грантмейкинга. Особенностью диалога стало участие не только доноров грантовых конкурсов, но и их благополучателей.

БФ «Система» (оператор социальных инвестиций АФК «Система») запустил стипендиальную программу впервые в 2022 году, и в настоящее время (до 30 июня) проходит прием заявок на второй цикл стипендиальной программы. «Нам важно отбирать талантливых ребят, сопровождать их к первому рабочему месту. Современные подходы к подготовке кадров требуют взаимодействия и вузов, и компаний, и общественных объединений».

Алина Каймаразова отмечает, что инструмент стипендий действенный, но не единственный эффективный в фонде: грантовая поддержка центров карьеры, программа стажировок для студентов, интеллектуальное волонтерство (в т.ч. наставничество со стороны), а также образовательные материалы.

Цель стипендиальной программы — стимулирования исследовательской, научной и инновационной деятельности молодежи. Участвовать в ней могут школьники, студенты СПО и студенты последнего или предпоследнего курса высшего образования — до 30 лет. Стипендия выплачивается на протяжении 5 месяцев: 5000 для школьников, 7500 для студентов СПО, 20000 для студентов ВО в месяц.

Для участия в стипендиальной программе необходимо: 

– пройти тестирование для оценки потенциала и особенностей мышления. По итогам тестирования формируется

– после прохождения тестирования 1) школьники разрабатывают проект (актуальное решение, ориентированное на практическую реализацию), а 2) студенты — разрабатывают проект или решают реальный производственный кейс.

– пройти личное собеседование с куратором направления.

Во втором цикле программы фонд скорректировал условия участия: так, теперь нет строгих требований по оценкам в аттестате (в т.ч. допускаются «3» балла — чтобы «не пропустить талантливые звезды, не слишком сильные в физкультуре или труде»).

Инга Моисеева (D-Group.Social) рассказала об особенностях коммуникации стипендиальных проектов в интересах корпоративного заказчика. ЦА конкурса D-Group.Social — студенты профильных вузов со 2го курса, которые отбирались для дальнейшего трудоустройства. Для дополнительного охвата аудитории была инициирована работа с чатами и закрытыми сообществами (ядро активных студентов), а также вовлечение (и премирование, прямое стимулирование) преподавателей, которые работали со студентами по разработке научных проектов.

Конкурс в т.ч. был направлен на выявление потенциальной способности к генерированию креативных научных проектов молодыми людьми, будущими соискателями, а также на выявление лимитирующих факторов.

По мнению спикера, организации-заказчику важно: ответить на вопрос о том, зачем организация проводит конкурс (к какой бизнес-цели он компанию ведет), а также — доверять исполнителю. Команде-оператору в свою очередь стоит информировать заказчика через регулярные информационные дайджесты о состоянии процесса.

Екатерина Верещагина (Стратеджиком) отметила, что крупные компании используют грантовые конкурсы не только для выбора перспективных кандидатов, но для привлечения молодых профессионалов в регионы своего присутствия. При этом поле деятельности таких специалистов может охватывать различные направления социальной сферы: культуру, спорт, образование и другие. Это позволяет не просто восполнять кадровый дефицит, но и тиражировать новые методики, форматы и подходы в учреждениях социальной сферы на местах. Однако стипендиальная поддержка отдельных лиц несет определенные риски и вызовы. Например, как гарантировать трудоустройство специалиста после окончания обучения в организации, которые не входят в периметр компании? Как обеспечить комфортное погружение в местную среду и контекст, чтобы минимизировать риски на первом этапе работы? Будут ли востребованы новшества, которые стипендиат сможет привнести со своей стороны? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы будет эффективным только в случае выстраивания трехстороннего партнерства между бизнесом, образовательными учреждениями и территориями.

Опыт благополучателя образовательной стипендии фонда Фулбрайта представила Татьяна Задирако (БФ «Социальный навигатор»). Процедура отбора включала конкурс и несколько эссе на тему «Кто ты, чего ты хочешь и как ты будешь развивать свой потенциал после возвращения». Отличительной чертой была активная дополнительная поддержка: консультативной, информационной, организационной, а также полное погружение в локальную образовательную среду. Среди зон роста конкурса: обеспечение прозрачности процедуры и прописывания подробной документации, выстраивание равных партнерских отношений (уход от патернализма), отказ от принудительной и повсеместной цифровизации, а также более развитая система мониторинга и сбор обратной связи от участников.

В числе результатов таких программ не только выход на работу в компанию, но и личные профессиональные достижения победителей. Результативность и влияние на стипендиатов организаторы отслеживают через ряд инструментов: 1) чаты участников, 2) работа с наставниками, 3) вовлечение в качестве волонтеров фонда, 4) внеконкурсное прохождение на практики компаний (БФ «Система»).

Советы для организаторов стипендиальных программ:

— не делать стипендиальную программу, если нужен быстрый результат. «Это венчурная инвестиция»;

— не думать, что студенты/стипендиаты находятся в отрыве от реальной жизни и не имеют жизнеспособных идей для решения кейсов;

— не рассчитывать, что партнеры и операторы все придумают самостоятельно. Для успеха программы необходима регулярная сонастройка. Более того, для инициатора стипендиальной программы важно быть готовым образовываться в процессе работы с оператором;

— работать с вузами и образовательными организациями, в т.ч. инициировать контакт и коммуникацию;

— провести анализ всех возможных рисков, в т.ч. тех, что возникают при работе с физлицами и не находятся «ни в чьей конкретно» зоне ответственности.

Дискуссия прошла в рамках проекта «Формула диалога», реализуемого Форумом Доноров при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото предоставлено пресс-службой Форума Доноров

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: