
Старинные экипажи отреставрированы при поддержке бизнеса
Исторический музей и юридическая фирма «Городисский и Партнёры» и представляют уникальные памятники экипажного дела XVIII-XIX веков. Для артефактов в стенах музея создали новое выставочное пространство.
Экспозицию музея по истории Российской империи пополнили три важнейших и уникальных экипажа: коляска Павла I, карета детей Александра II и парадная карета семьи графа Матюшкина. Предметы много времени находились на открытом хранении, что негативно сказывалось на их сохранности. После тщательных исследований и реставрационных работ, которые проводились в разные периоды с 2003 по 2014 годы, памятники искусства экипажного дела России приобрели свой первоначальный вид.
«Экипажи, кареты, повозки всегда вызывают огромный интерес у всех категорий посетителей Исторического музея. И действительно, эти потрясающей красоты и удивительного исполнения произведения искусства, дают большой команде музея возможность ещё больше и ещё нагляднее рассказывать о событиях, которые происходили в нашей стране. Процесс экспонирования и исторической реконструкции таких больших объектов невероятно сложен, поэтому мы активно сотрудничаем с бизнес-сообществом.
Теперь в число важнейших предметов, формирующих экспозицию нашего музея по истории Российской империи, входят три уникальных памятника экипажного дела, имеющих мемориальную ценность и особое историческое значение. До этого времени кареты находились в открытом хранении, что существенно сказалось на их сохранности. Но благодаря помощи наших давних друзей юридической фирмы «Городисский и Партнёры» после реставрации мы смогли оформить для них безопасное выставочное пространство, позволяющее увидеть эти редкие образцы экипажного искусства во всех подробностях – отметил Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
В разговоре с «Бизнес и Общество» он подчеркнул, что вклад бизнеса в выставочное пространство ГИМ неоценим:
«Если мы обратимся к истории ГИМ, то выяснится, что он никогда бы не стал таким, какой он есть сейчас, если бы не поддержка предпринимателей. Уже на этапе своего создания музей строился на сотрудничестве с бизнесом– банками, и агентствами, крупными компаниями. Раньше это были купцы, –Морозовы, Бахрушины, и Щукины. Сейчас у нас много партнёров. Практически вся выставочная программа строится на поддержке бизнеса. Однако в хранилищах музея ещё около 30 подобных экипажей, которые ждут своего часа. Так что наше сотрудничество закончится ещё не скоро».
Юридическая фирма «Городисский и Партнёры» первой предложила профинансировать создание специального выставочного пространства с защитным комплексом для артефактов.
«Это не первый совместный проект с Историческим музеем. При нашей поддержке в 2020 году после реставрации в экспозицию вернулись два уникальных глобуса XVII века мастерской Йохана Блау. Эти артефакты разбросаны по миру, и в парах сохранились только 5, одна из которых теперь в ГИМ. В этот раз мы уделили внимание экспонатам уже отечественной истории», – рассказал Валерий Медведев, управляющий партнёр юридической фирмы «Городисский и Партнёры.
Презентация экспозиции экипажного дела – «Каретный дворик» состоялась 12 февраля. Её ведущим стал актёр театра и кино Александр Олешко. С нашим изданием он поделился своими размышлениями: «Есть замечательное изречение «Некоторые люди забывают расписаться в списке присутствующих на земле». Если человек может своё время, энергию и финансы, направить на сохранение исторического наследия, значит отметиться в этом списке он не забыл. Возможно, когда-то его дети и внуки придут в этот музей, они оценят это огромный вклад. Человек без истории и знаний как без позвоночника – ему не на что опереться. Поэтому очень важно, когда меценаты подключаются сердцем, словом, рублём и делом в подобные проекты».
Справочно:
В экспозицию произведений экипажного искусства Государственного Исторического музея входят:
Коляска российского императора Павла I и его супруги императрицы Марии Фёдоровны. Экипаж предназначался для частных выездов в пригородных владениях царской семьи. Он был создан в Санкт-Петербурге в 1800 г. и выполнен из дорогостоящих материалов с использованием серебра и бронзы. В наружной обивке использована кожа, а во внутренней – атлас с узорной вышивкой шелком и золотыми нитями. В 2003–2006 гг. проводилась комплексная научная реставрация коляски, позволившая привести её в экспозиционное состояние.
Редчайший образец детских экипажей – карета детей цесаревича Александра Николаевича и его первой супруги Марии Александровны. Её создание было приурочено к пятилетию старшей дочери Александра II, великой княжны Александры. В 2010–2014 гг. проводилась научная реставрация памятника.
Парадная карета Berline семьи графов Матюшкиных, а позднее дворян Стрешневых, имевших давнее родство с царствующей династией Романовых. Карета была создана знаменитыми французскими мастерами Э. Кенелем и П. Жакином в России в первой половине 1760-х гг. В её декоре использована техника золочения корпуса и художественная бронза. В 2003–2006 гг. проводилась комплексная научная реставрация кареты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: