Международный отчет «Делойта» за 2021 год
Международный отчет «Делойта» за 2021 год подготовлен по итогам опроса, посвященного организационной устойчивости.
Какие пять качеств способствуют успешному и устойчивому развитию организаций в условиях радикальных изменений? Целенаправленное развитие пяти факторов организационной устойчивости поможет организации лучше подготовиться к радикальным переменам и заложить основу для более стабильной работы в новых реалиях.
По итогам столь непростого 2020 года «Делойт» выпустил очередной ежегодный отчет, посвященный анализу организационной устойчивости. Мы попросили организации рассказать о том, каким образом они преодолевали трудности, неожиданно возникшие на их пути, и что помогло им справиться, когда более, когда менее эффективно, с ситуацией неопределенности. При анализе ответов респондентов мы предприняли попытку выделить качества, которые наиболее характерны для устойчиво функционирующих организаций и которые другие организации могут перенести в свою среду для развития собственной организационной устойчивости.
По итогам проведенного анализа мы выделили пять качеств, которые способствуют выработке и внедрению оперативно трансформирующейся стратегии и гибкой организационной культуры, а также эффективному применению передовых технологий. Как правило, для компаний, которые обладают способностью эффективно восстанавливаться в результате неожиданных потрясений, характерны следующие качества:
Подготовленность организации к внештатным ситуациям. Большинство эффективных руководителей учитывают при планировании возможность возникновения внештатных ситуаций как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Более 85% опрошенных руководителей, организациям которых удалось обеспечить баланс между краткосрочными и долгосрочными приоритетами, сообщили об исключительно эффективной адаптации к ведению деятельности в условиях развития событий 2020 года. При этом в случае организаций, которые не отметили у себя наличия указанного баланса приоритетов, об успешной адаптации сообщили менее половины респондентов.
Адаптивность навыков работников. Руководители понимают, насколько важным является наличие у организации сотрудников с гибкими навыками. Это особенно хорошо продемонстрировал завершившийся 2020 год. Именно гибкость навыков чаще всего указывалась респондентами в качестве важнейшего фактора, от которого зависит будущее организации.
Взаимодействие внутри организации. Опрошенные руководители отметили значимость взаимодействия внутри организации как фактора, который помогает ускорить принятие решений, снизить риски и повысить инновационную активность. Так, одной из наиболее важных стратегических инициатив, предпринятых руководителями в 2020 году, а также в предшествующий период, стало устранение организационной раздробленности при одновременном расширении внутреннего взаимодействия.
Доверие. Руководители также понимают всю трудность задачи по завоеванию доверия. Более половины участников опроса не смогли с уверенностью сказать, что их организации добились успеха в создании доверительных отношений между руководством и сотрудниками. В то же время организации, сообщившие об успехе на этом направлении, работают над повышением эффективности и прозрачности информационного взаимодействия с ключевыми сторонами, учитывая при этом эмоциональную составляющую процесса организационного управления.
Расширение понимания понятия ответственности. Большинство опрошенных руководителей отметили, что ответственность бизнеса не ограничивается финансовой эффективностью. Так, 78% респондентов, сообщивших о том, что им в значительной мере удалось обеспечить баланс интересов различных ключевых сторон, также отметили оперативность, с которой их организации отреагировали на резкое изменение внешних условий. Этот показатель почти на 50% выше, чем в случае организаций, руководители которых дали аналогичный ответ, но при этом указали, что их организации не столь успешно справились с обеспечением баланса интересов ключевых сторон.
Среда устойчивого развития
Для большинства устойчиво развивающихся организаций в той или иной мере характерны не одно или два, а все пять названных выше организационных качеств. Это отчасти объясняется тем, что рассмотренные выше качества перекликаются между собой и дополняют друг друга. Например, компании, которые учитывают не только интересы акционеров, но и интересы всех ключевых сторон, чаще уделяют внимание вопросам, связанным с укреплением доверия и этичным ведением бизнеса.
При этом характеристики, отмечающиеся у устойчивых организаций, не возникают сами собой и не являются чем-то застывшим и неизменным. Для их формирования и поддержания необходимо наличие соответствующей воли, а также инвестиции и целенаправленные действия. Проведенный анализ показывает, что организации, которые целенаправленно встраивают рассмотренные качества в свою организационную культуру, не только обеспечивают себе более широкие возможности по выходу из ситуаций, сопровождаемых радикальными изменениями, но также формируют основу для создания новой, более стабильной среды в условиях мира после пандемии. Так, например, руководители, которые отметили успешное решение своими компаниями задачи по развитию культуры организационной устойчивости, в три раза чаще других респондентов сообщали о том, что их организации успешно справились с трудностями 2020 года.
Пока ситуация развивается в положительном ключе, ни один руководитель не может быть по-настоящему уверен в устойчивости организации. Для большинства компаний 2020 год стал самым серьезным испытанием, в результате которого часть руководителей увидели, что их организации обладают бóльшим запасом прочности, чем они могли предполагать. Так, в 2019 году только 24% руководителей отмечали полную готовность к управлению в условиях возможных потрясений и лишь 21% опрошенных были полностью уверены в способности своих организаций быстро адаптироваться и трансформироваться. Однако с развитием ситуации пандемии эти показатели резко возросли до 34% и 30%, свидетельствуя о росте уверенности руководителей в силах и устойчивости организаций. В то же время 66% руководителей не могут отметить у себя однозначную готовность к управлению организациями в новых условиях, а 70% не уверены полностью в способностях своих организаций к оперативной адаптации и трансформации в случае радикальных изменений.
При этом, как показывают данные опроса, наиболее значимым фактором успеха, по-видимому, является оперативность действий, предпринимаемых организациями. Компании, которые уже на ранних этапах пандемии начали вкладывать средства в развитие стратегий организационной устойчивости или, что еще лучше, действовали даже еще более заблаговременно, принимая стратегические решения в области технологий и кадрового обеспечения, продемонстрировали более высокие результаты по сравнению со своими конкурентами. Этот результат анализа является важнейшим выводом из произошедших событий, который показывает, что для реализации организационной устойчивости в равной степени необходимы как заблаговременное планирование, так и принятие всех мер, обеспечивающих антикризисное реагирование и послекризисное восстановление.
С полным отчетом можно ознакомиться на сайте компании.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: