Лента представила годовой отчет за 2019 год
2019 год был для «Ленты» непростым, но вместе с тем интересным. Мы работали в непростых условиях. Это стало следствием как снижения располагаемых доходов населения, так и ускоренного роста торговых площадей в сочетании с агрессивной промоактивностью в отрасли. Мы сохранили лидерство в формате гипермаркетов, привлекли новых клиентов и стали лидером сектора по индексу потребительской лояльности (NPS)1, что свидетельствует о нашей привлекательности для покупателей. Мы увеличили продажи и обеспечили положительный свободный денежный поток. Однако покупатели реже приходили в наши магазины и покупали меньше товаров, а инвестиции в цены и расширение бизнеса привели к снижению рентабельности по EBITDA. На этом фоне наши результаты оказались ниже ожиданий.
В связи с тем, что основным акционером «Ленты» стала «Севергрупп», отчетный год ознаменовал переломный момент для «Ленты» и дал нам уверенность, которая поможет строить планы на длительную перспективу. Мы начали разрабатывать долгосрочную стратегию, направленную на создание устойчивых конкурентных преимуществ. В настоящее время мы создаем фундамент для следующей фазы роста компании в качестве мультиформатного ритейлера. Мы работаемнад стратегией, элементами которой станут постоянное внимание к качеству нашего ассортимента и дальнейшее повышение нашей привлекательности для покупателей. Кроме того, мы планируем инвестировать в IT-решения, которые позволят нам укрепить наш цифровой потенциал и улучшить программу лояль- ности для привлечения новых и удержания лояльных клиентов. По мере расширения компания также будет искать дополнительные возможности для создания добавленной ценности.
БИЗНЕС-СРЕДА
Макроэкономическая ситуация среда оставалась непростой: продолжающееся давление на финансы потребителей привело к снижению реальных располагаемых доходов и росту потребительской задолженности.
На рынке сохранялась высокая ценовая конкуренция из-за слабой макроэкономической конъюнктуры в сочетании с быстрым расширением розничных сетей. Потребители сохраняли чувствительность к ценам при больших возможностях для ежедневного шоппинга, в то время как розничные сети стремились стимулировать покупательский трафик путем повышения промоактивности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В 2019 г. мы открыли восемь гипермаркетов и три супермаркета в соответствии с планом. Торговая площадь увеличилась на 1,5%. Выручка в 2019 г. выросла на 1,0% до 417,5 млрд руб. (в 2018 г. — 413,6 млрд руб.), учитывая рост розничных продаж на 4,0% до 407,9 млрд руб. (в 2018 г. — 392,2 млрд руб.) и прогнозируемое снижение на 55,5% в оптовом сегменте.
Рентабельность по EBITDA в 2019 г. снизилась до 8,1% (с 8,8% в предыдущем году) под влиянием неблагоприятных экономических тенденций и замедленияроста. В то же время мы обеспечили положительный свободный денежный поток, что говорит о финансовой устойчивости нашего бизнеса и дает нам возможность инвестировать в дальнейший рост.
В 2019 г. мы представили совершенно новую концепцию торгового пространства. Вновь открылся один из наших гипермаркетов в Санкт-Петербурге, пострадавший в результате пожара. Мы полностью поменяли расположение секций в магазине, чтобы оно соответствовало потребностям разных категорий покупателей. На первом плане оказались наши знаковые категории, а инновационное оборудование позволило повысить качество сервиса и улучшитьпокупательский опыт. Мы полагаем, что эти изменения помогут повысить трафик и размер корзины и положат начало совершенствованию магазинов во всей сети.
В 2019 г. наши супермаркеты продемонстрировали уверенный рост выручки — 27,5%. Ранее развитие этого формата представляло для нас определенный вызов. Но формирование новой команды и реализация инициатив по повышению привлекательности наших супермаркетов для покупателей позволили значительно повысить уровень EBITDA. На протяжении всего 2019 г. он оставался положительным.
Мы работаем над улучшением покупательского опыта и коммуникаций с потребителем в наших гипермаркетах и супермаркетах. В 2019 г. мы реализовали ряд инициатив, направленных на повышение продаж, рентабельности, конкурентоспособности и доходности. Мы приложили серьезные усилия к развитию привлекательного ассортимента, способного повысить посещаемость наших магазинов.
В 2019 г. мы также уделяли внимание оптимизации нашей логистики и расширению возможностей для обеспечения дальнейшего роста. Запустив в пилотномрежиме собственный сервис доставки «Ленточка», мы сделали первый шаг к выходу в онлайн-сегмент продовольственного ритейла.
Мы продолжили использовать данные с карт постоянного покупателя «Ленты». Эта ценная информация помогла нам оптимизировать ассортимент, продуматьпланировку магазинов и меры по стимулированию покупательской активности. Кроме того, на их основе разработан целый ряд новых клиентоцентричных маркетинговых инструментов.
НАШИ СОТРУДНИКИ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Сотрудники «Ленты» всегда были основой нашего бизнеса, и мы стремимся предоставлять возможности для развития каждому члену команды. В отчетном году мы работали над инициативами по укреплению бизнеса и активной подготовке к дальнейшему росту.
В 2019 г. мы провели оценку индекса организационного здоровья (ИОЗ) и исследование вовлеченности персонала. Наш показатель вовлеченности (74%) выше среднемирового уровня по розничной отрасли. Однако, как показало исследование, у нас остается потенциал для улучшения организационной структуры и корпоративной культуры. Мы намерены работать в этом направлении по комплексному плану организационных преобразований.
В будущем году мы продолжим укреплять компанию изнутри. Мы нацелены на дальнейшее формирование клиентоцентричной инновационно ориентированной культуры, которая должна обеспечить рост бизнеса.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В 2020 г. мы планируем относительно небольшое увеличение торговых площадей — примерно на 3%. Эта цифра отражаем наше решение сосредоточиться на улучшении работы магазинов и повышении операционной эффективности. Мы по-прежнему будем искать привлекательные возможности для роста, включая расширение сети.
В 2020 г. «Лента» продолжит работать над оптимизацией коммерческих общехозяйственных и административных расходов. Мы ожидаем, что выполнение поставленных на этот год приоритетных задач позволит достичь более высокой рентабельности по EBITDA, чем в 2019 г.
Инвестиции в органический рост и цепочку поставок в 2020 г. сократятся, однако на капитальные вложения мы планируем выделить около 4% выручки. В эти затраты войдут инвестиции в IT, цифровой маркетинг и другие проекты, призванные модернизировать и улучшить покупательских опыт, а также повысить операционную эффективность.
Текущие планы по расширению и капитальным затратам, а также дальнейшая работа по оптимизации операционного денежного потока помогут обеспечить положительный свободный денежный поток в 2020 г.
Лидирующие позиции «Ленты» в сегменте гипермаркетов и ее растущая клиентская база представляют собой прочную платформу для долгосрочного роста. Мы намерены стать магазином первого выбора для миллионов российских потребителей.
Полный отчет можно скачать по ссылке – http://lentainvestor.com/ru/investors/annual-reports
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: