Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальные инвестиции
478
Читать: 8 мин.

Музеи как медиа и их меценаты

Екатерина Громова,
старший преподаватель кафедры журналистики филиала МГУ им М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Заныриваю в кандидатскую диссертацию с любопытным названием «Специфика медиакоммуникаций в креативном музейном пространстве». Автор –  В. А. Рязанова, доказывает, что музей сегодня – это тоже медиа. Совсем по классику Маклюэну: «Средство коммуникации есть сообщение». Автор пишет, что коммуникации, инициируемые современными музеями, способствуют смене устоявшихся ролей внутри медиапространства.

Музеи осваивают сторителлинг. Они рассказывают истории так, как это бы делали медиа. Музеи способны создать иммерсивную реальность, попадая в которую посетитель вовлекается внутрь события и становится его участником. Музеи ежедневно транслируют тысячи публикаций в различных социальных медиа. «Некоторые музеи значительно обогнали СМИ по освоению виртуальной и дополненной реальности, вышли на арену борьбы за зрителя», – совершенно справедливо пишет В. Рязанова. И исследователь далеко не одна, кто осмысливал музейное медиапространство еще до пандемии COVID-19.

Мастер-класс Миранда-медиа в музее

А пандемия эти процессы ускорила и усилила. Она изменила наши музеи, сделала виртуальными экспозиции. Медиацентры в музеях появились не только в столице, но и в регионах. Постепенно становится нормой, когда музей приглашает в свой штат пиарщика, продюсера цифрового контента, менеджера онлайн-проектов, специалиста по работе с социальными медиа. И при этом сотрудники отдела коммуникаций выполняют все функции обычной мультимедийной редакции СМИ: пишут, снимают, монтируют видео, записывают подкасты, создают трансмедийные проекты, ведут ток-шоу с экспертами.

Но так происходит далеко не везде. Бюджет не каждого музея позволяет развивать медианаправление.

И далеко не каждый способен попросить у бизнеса помощь.

Но что мешает современному музею, стать равноценным участником медиарынка и зарабатывать на своей привлекательности для бизнеса?

Робость и скромность. Неумение предложить свое креативное пространство бизнесу. Непонимание рыночных законов функционирования медийной среды. И если сегодня музеи – это медиа, то руководителям музеев приходится быть и медиаменеджерами тоже.

С другой стороны, сам бизнес не привык видеть в музеях инструмент коммуникации с целевой аудиторией, на его предубежденный взгляд, музейная публика – недостаточно массовая.

Однако те компании, кто попробовал найти общие интересы с культурой, об этом не пожалели.

Симферопольский художественный музей хранит свои сокровища вдали от туристических потоков. Разве что в ожидании поезда сюда забежит турист с рюкзаком и чемоданом. Просто потому, что музей рядом с вокзалом. А вместе с тем, здесь все с богатой историей – и стены, и фонды. Старейший в Крыму и богатейший музей. До революции 1917 года, это здание на улице Долгоруковской, было местом собраний офицеров 51-го литовского полка. Сегодня посетители «обласканного» временем, но по-прежнему элегантного архитектурного памятника в духе классицизма – стойкий круг любителей живописи, школьники — экскурсанты, студенты, а также меломаны – здесь дает свои концерты камерный оркестр Крымской государственной филармонии.

Началось сотрудничество музея с бизнесом с того, что «Миранда-медиа» – крупнейший в Крыму интернет-провайдер, предложила помощь в организации Дня защиты детей. Более 200 ребят смогли посетить мастер-классы и послушать курс о живописи. Затем компания организовала и оплатила все расходы по презентации выставки «От Херсонеса до Петербурга» и лекций заслуженного художника России Дмитрия Слепушкина.

Один из самых крупных торговых центров в Симферополе – «Южная галерея» подхватил инициативу и в Международный день музеев открыл выставку репродукций наиболее известных картин из коллекций Симферопольского художественного прямо в холле, между витринами бутиков. Это были репродукции картин Архипа Куинджи, Петра Кончаловского, Степана Мамчича, Петра Столяренки. Посетители торгового центра участвовали в конкурсах, получали в подарок альбомы с живописью.

Так, меценаты помогли музею встретиться с массовым зрителем. Об этом говорит директор по маркетингу ТЦ «Южная галерея» Елена Будченко: «Основная наша ценность – это гости.  Более десятка тысяч гостей приходят к нам ежедневно. Понятно, что таким числом посетителей ни один музей в Крыму похвалиться не может. И мы были очень рады помочь художественному музею показать эти шедевры. Мы надеемся, что выставка положила начало новой традиции, которую подхватят и другие торговые центры в Крыму. И большее количество музеев, и, может быть, театров, будут заинтересованы показать свои «фишки» гостям полуострова и его жителям».

Аэропорт «Айвазовский» трижды организовывал на своей территории выставки репродукций картин из коллекции музея. Сначала, разумеется, мариниста Ивана Айвазовского, потом баталистов Николая Самокиша и Юрия Волкова. Счет пассажирам, которые останавливались перед репродукциями в зале аэропорта шел на десятки тысяч! Все было очень справедливо в этой памятной для всех коллаборации: музею – зрители и реклама, бизнесу – эстетика и удовольствие клиентов.

Выставка в аэропорту Айвазовский

«Если бы мы проводили выездные выставки в других местах, то с нас, возможно, взяли бы деньги за аренду, а здесь наши партнеры все, или почти все расходы взяли на себя», — говорит Ольга Бурова, директор музея. Но если выездные выставки стали уже привычным делом, то о более глубокой коллаборации, о более масштабной поддержке со стороны бизнеса, работники культуры только робко мечтают. «Мы бы хотели, чтобы бизнес поучаствовал в приобретении картин. И помог с реставрацией. На восстановление только одного полотна уходит от 300 тысяч, в зависимости от его состояния. Это очень большая сумма для музея.  Если бы кто-то из предпринимателей решился помочь, мы бы в долгу не остались», – добавляет директор.

На мое предположение, что возле исторического памятника международного значения – Генуэзской крепости в Судаке – очередь из меценатов также длинна, как стены древнего сооружения, директор музея-заповедника Светлана Емец кротко парирует: «Увы». Да, есть сложившиеся традиции и партнеры, с которыми музей вместе зарабатывает деньги и отработанные сценарии сотрудничества. Например, «Союз-шоу» уже 20 лет подряд организует фестиваль «Генуэзский шлем», а «Ремесла Крыма» производят и дарят участникам научных конференций сувениры. «Новое событие – Галицынский бал на крепости, поддерживает судакский завод шампанских вин, шоу привлекает историков, археологов, виноделов, да и просто туристов – говорит С. Емец. – Но хотелось бы еще кто-нибудь из меценатов присоединился. Музею-заповеднику нужна реклама в регионах России, информационная поддержка, чтобы нас везде знали. А если найдутся ответственные компании, желающие профинансировать организацию раскопок, поддержать археологов-волонтеров…то будет счастливый день для нас».

Для любого бизнеса сотрудничество с таким музеем – беспроигрышный ход.

Голицынский бал в Судакской крепости

Поэтому международная известность Судакской крепости и ее, почти монашеское одиночество без меценатов видятся оксюмороном.

У центральных музеев положение, конечно лучше. Хотя и здесь не стоит очередь, и за каждого партнера нужно бороться. Но упорный и креативный менеджмент приводит к убедительным результатам.

На сайте Государственного исторического музея по адресу Красная площадь, дом 1 бизнесу предлагают практически все виды партнерства. Компании могут сделать единовременное пожертвование или стать корпоративным спонсором музея. ГИМ предлагает провести важные для бизнеса события в своих стенах. Здесь рады волонтерам и новым членам клуба лояльности музея. И, разумеется, всегда благодарны информационным партнерам. Сотрудничество с бизнесом приводит к ярким событиям в мире культуры. «Проекты исторической направленности, – уверена Мария Лемигова, начальник управления общественных связей, – очень сложны в исполнении. Сложны и для восприятия бизнесом». Разумеется, меценаты ГИМ – это люди, которые действительно понимают истинную ценность реликвий и их роль в истории страны.

«У нас появился генеральный спонсор не так давно, – говорит М. Лемигова, – это ПСБ. Поддержка Промсвязьбанка позволила нам организовать успешные выставки. Например, выставку придворного костюма из собраний Эрмитажа и выставку картин Альбрехта Дюрера из собраний пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии.

Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ

У ГИМ длинный перечень меценатов – более 30 названий компаний указаны на сайте, и рядом с каждой открывается листинг совместных акций. Это выставки в Москве и регионах, реставрация картин и памятников, лектории, выпуск книг и фильмов. Студия интернет-вещания тоже появилась у ГИМ в 2022 юбилейном году (музею исполнилось 150 лет). Студия дала возможность сотрудникам, гостям, экспертам, хранителям, кураторам выставок ежедневно выходить в эфир. В интернете демонстрируются фильмы, звучат подкасты, транслируются различные образовательные проекты. Но все это появилось благодаря ответственному бизнесу – ПАО «Северсталь». Компания «Самсунг» стала главным техническим партнером всех выставок и визуализаций Государственного исторического музея, а компания «Лукойл» финансировала реставрацию картин Федора Рокотова. «Я очень часто наблюдаю, как наши партнеры приходят в музей. У них лица меняются,- с улыбкой вспоминает Мария Лемигова. – Сфера бизнеса – это жесткий мир. Я говорю им: «Вот представьте себе, вы вписываете свою главу в историю музея. Нас не будет, а он останется. И Ваш вклад, Ваше слово, Ваша строка в летописи этого великого музея тоже. Ведь все, что вы сделали, сохранится».

Меценаты прошлого были одержимы глобальной идеей: созданием музея национальной истории. «Ты понимаешь, что за тобой ТАКИЕ ЛЮДИ. И ты не можешь ударить в грязь лицом. Думаю, современным меценатам самим приятно стоять в одном ряду с Алексеем Уваровым и Иваном Забелиным, нашими основателями. Я надеюсь, что после нас тоже придут люди, которые будут разделять эти ценности», – Мария завершает разговор и спешит к микрофону, представить в эфире кураторов выставки «Пётр Великий. Путешествия в Европу». Как работает онлайн студия Государственного исторического музея, Вы можете наблюдать ежедневно.[1]

И в завершении этого небольшого обзора о музеях как медиа и их меценатах: прочитала забавный материал на ресурсе МЕЛ[2] «Пожалуйста, только не в музей». Ресурс анализирует причины детской скуки в музее и предлагает советы сделать экскурсии увлекательными. Блогеры-гиды объясняются с родителями, которым тяжело удержать внимание детей. Видимо, речь идет еще о тех музеях, которые далеки от мультимедийных и интерактивных компонентов. Виртуальные макеты, сенсорные экраны, слайд-шоу, аудиогиды, фильмы, 3D-визуализация, онлайн-тесты, интерактивные карты, экскурсия 360 – это все современные форматы для семейных экскурсий, и эти форматы становятся доступными музеям, как правило, благодаря их взаимовыгодному сотрудничеству с бизнесом.

Впрочем, посещать музей сегодня можно, и не вставая с дивана. Сотни оффлайн музеев создали свои онлайн виртуальные версии, хотя бы в объеме отдельных экскурсий.

А значит, их, подготовленные совместно с меценатами медиаистории, могут стать известными во всем мире.

[1] Онлайн студия Государственного исторического музея.

[2] «Пожалуйста, только не в музей». МЕЛ. 

Видеосюжет «Культурная коллаборация» — о помощи музеям коммерческих структур.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: