Монтировкой по голове, и причём тут права человека в бизнесе
– То есть ты предлагаешь печатать в газете сумму компенсации, которую выплатят человеку за его дом?
– Ну, да…
– А вот, допустим, у нас человек живёт на опушке леса – за десять километров вокруг ни одной живой души. Мы выплатим ему компенсацию, напечатаем эту сумму в газете… К нему придут ночью, дадут по голове монтировкой – и заберут деньги… А мы что тогда скажем: получилось неудобно, но зато по международным стандартам?!
– Упс…
В июне этого года весь мир праздновал десять лет с того момента, как всеми государствами были единогласно одобрены «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН».
Документ со столь длинным названием помогает сориентироваться, когда, кто (государство, бизнес или кто-то ещё), и за что отвечает, чтобы производственные процессы не прошлись катком по правам человека.
Мне посчастливилось в некоторой степени участвовать в разработке этого стандарта.
Летом 2008 года «Сахалин Энерджи», где я тогда руководил отделом по социальным вопросам, предложили стать одной из пяти компаний в мире, которые участвовали в тестировании «Руководящих принципов».
Если говорить точнее, создатели этого стандарта хотели «обкатать» на практике существовавший на тот момент промежуточный вариант этих самых «Принципов…» – чтобы «отловить» и поправить «баги» в готовящемся документе.
Мы согласились – хотя это было не таким уж простым решением.
Во-первых, это сильно увеличивало нагрузку на мой отдел – прежде всего на Группу социальной оценки.
Во-вторых, предстояло пустить на свою внутреннюю «кухню» внешних экспертов, раскрыть перед ними существовавшие на тот момент процедуры – и продемонстрировать, как в реальной жизни мы работаем с проблемными вопросами. В каком-то смысле рвануть рубаху на груди, показав как успешные кейсы, так и неудачи.
Совместная работа «Сахалин Энерджи» с разработчиками документа продолжалась много месяцев – там были и визиты экспертов на остров, и созвоны с международными группами, и встречи в разных городах и странах.
Тестирование «Руководящих принципов…» в «Сахалин Энерджи» – это, естественно, было лишь маленькой частью паззла, который собирался у нас на глазах, чтобы стать официально утверждённым регламентом в июне 2011 года.
Однако у меня сложилось впечатление, что как минимум в одном моменте мы смогли серьёзно повлиять на содержание документа, ставшего позднее мировым бестселлером.
Изначально – и это звучало в частных разговорах с экспертами – одна из идей была сделать «Принципы…» на основе подхода one-size-fits-all («один-размер-подойдёт-для-всех»).
То есть, невзирая на географические, культурные, лингвистические, исторические и какие угодно особенности, составить эдакий сборник готовых рецептов, как где угодно одинаково наводить порядок с правами человека. Хоть за Полярным кругом, хоть в жарких тропиках.
Если речь идёт о процедуре жалоб – то чтобы был конкретный образец, которому должно следовать. Если говорят о выплате компенсации за землю – то чтобы документ жёстко задавал рамки в стиле «шаг влево, шаг вправо – попытка побега».
Тут и возник разговор, который приведён в начале статьи.
Приехавший к нам на Сахалин эксперт-голландец до этого колесил по Латинской Америке, интересуясь мнением тамошних стейкхолдеров.
И опрошенные там поселяне были единодушны в том, что-де хорошо было бы, если про каждую копейку, цент или реал, уплаченный компанией в качестве компенсаций частному лицу, тут же появлялась детальная информация в местных газетах: сколько, кому конкретно и за что.
В тех латиноамериканских краях в этом была своя логика. Тогда горные деревни в Андах бились с горнодобытчиками – они там порой стенка на стенку друг на друга ходили. И крепко спаянные местные общины хотели выступать единым фронтом в переговорах с промышленниками – и старались не допустить никаких сепаратных переговоров и искоренить даже малейшую мысль о штрейкбрехерстве в своих рядах.
И консультант начал обсуждать эту идею с нами: мол, тема-то хорошая! И в тренде – открытость, транспарентность, все дела…
И наткнулся на наше непонимание и отторжение.
В России излишняя публичность в «денежных» делах могла бы не помочь людям, а наоборот, создать угрозу для их жизни и имущества. Да и компенсационные дела в наших краях – это частное дело человека и его семьи – наверное, никто не хотел бы обсуждать эти вопросы со всей деревней или с первым встречным.
Думаю, что эта и подобные истории наглядно показали группе разработчиков, что мир слишком многообразен, чтобы загонять его в единые для всех рамки.
Иллюстрация: Дарья Азолина
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: