ESG в России: как популярный бизнес-тренд становится антикризисной стратегией компаний
Василина Суслова, директор по закупкам и устойчивому развитию AB InBev Efes, представляет своей экспертный взгляд на современные особенности и будущее устойчивого развития, а также рассуждает о том, как ESG становится важным элементом антикризисной стратегии компаний.
Устойчивое развитие в России
Несмотря на экономические вызовы, с которыми наша страна столкнулась в этом году, ESG-повестка не теряет актуальности для российского бизнеса. Согласно исследованию Института государственного и муниципального управления ВШЭ, половина опрошенных компаний из разных отраслей экономики уверены, что принципы устойчивого развития продолжат существенно влиять на их работу. Более того — если раньше заветная аббревиатура в основном волновала инвесторов и экспертов в области устойчивого развития, сегодня она рассматривается и как эффективный антикризисный инструмент.
Об устойчивом развитии в стране широко заговорили еще в 1996 году. Тогда была подписана Концепция перехода к устойчивому развитию, которая регламентировала достижение баланса между сохранением окружающей среды, природно-ресурсным потенциалом и решением социально-экономических задач государства. Широко же применять ESG-стандарты в России стали в 2000-х. Первопроходцами были крупные российские экспортеры природных ресурсов, работающие с зарубежными компаниями, а результаты их деятельности нашли свое отражение в регулярных отчетах по устойчивому развитию.
В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, утверждающую 17 глобальных целей устойчивого развития — от ликвидации нищеты до борьбы с изменением климата. Правительство России поддерживает эти приоритеты, включая их в нацпроекты и согласуя с ними собственные национальные цели развития до 2030 года. Также на цели устойчивого развития ориентированы федеральные постановления, госпрограммы и стратегии развития отдельных отраслей и регионов. В то же время реализация
ESG-повестки осуществлялась, в том числе, и с помощью глобальных инструментов: это отчетность, стандарты, рейтинги, рэнкинги. В последние годы ESG-принципы набирали все большую популярность в стране. Компаниям с экологической, социальной и корпоративной ответственностью стали отдавать предпочтение как инвесторы, так и потребители, при этом в фокусе преимущественно была экологическая составляющая.
ESG-повестка сегодня
Сейчас перед компаниями стоят задачи настройки автономности и локализации производственных процессов, перестройки логистических цепочек. И в этом им напрямую помогают ESG-принципы, в основу которых заложены система управления рисками, устойчивое планирование и в целом способность сохранять бизнес и объемы производства при любых обстоятельствах.
В текущих экономических реалиях компании по объективным причинам делают упор на социальных проектах. Тем не менее, «зеленая повестка» по-прежнему остается актуальной для российского бизнеса. И это не случайно, ведь, помимо необходимости следования ужесточающемуся локальному законодательству, внедрение экологических инициатив может способствовать снижению операционных расходов.
Устойчивое развитие предусматривает локализацию производства и создание устойчивых цепочек поставок. И те компании, которые уже внедряли эти принципы в свои бизнес-стратегии ранее, сейчас оказались в более выигрышном положении. Так, наша компания в рамках собственной Агропрограммы уже много лет полностью обеспечивает свои потребности в пивоваренном солоде за счет сотрудничества с отечественными фермерами, что позволило нам избежать проблем с поставками этого сырья.
Благодаря высокому уровню локализации закупок, который составляет более 90%, отлаженным производственным процессам и глубокой экспертизе, компания продолжает как расширять локальное производство уже существующих линеек, так и выводить на рынок новые национальные бренды. Такой подход позволяет минимизировать ценовые эскалации и продолжать обеспечивать потребителей качественной продукцией по доступной цене. Это особенно актуально в условиях падения покупательской способности, а также сокращения импортной категории, сопровождающегося более чем двукратным ростом цен на такую продукцию.
Высокая зависимость экономики страны от импорта привела к дефициту в различных сферах: начиная от сложного производственного оборудования и заканчивая упаковочными материалами и сырьем. Возникшие ограничения заставили нас смотреть в сторону решений, которые не были столь приоритетными раньше в силу насыщенности рынка и устоявшихся производственно-сбытовых цепочек. И многие из этих решений соответствуют принципам устойчивого развития.
Так, компания сократила потребление этикетировочной бумаги, отказавшись от бумажных кольереток для некоторых категорий своей продукции, а также уменьшила потребление картона во вторичной упаковке за счет перехода с коробов на лотки и подложки. Кроме того, компания расширяет свои возможности по повторному использованию материалов. Например, на нескольких заводах компании этим летом запустились ремонтные станции по восстановлению поврежденных и унификации разных по размеру паллет. По нашим подсчетам, мы сможем возвращать в оборот до 800 000 паллет в год. Такие проекты являются и экономически, и экологически обоснованными, и мы продолжим искать новые опции, в том числе совместно с нашими поставщиками, и развивать рынок в этом направлении. Однако, важно понимать, что полную стабилизацию цепочек поставок невозможно осуществить в одиночку — и здесь мы рассчитываем на либерализацию регулирования индустрии и со стороны государственного сектора.
Помимо актуальной повестки, в сфере устойчивого развития существуют вопросы, важность которых не зависит от внешних обстоятельств. К таким, безусловно, относится снижение углеродного следа и проблема отходов.
В прошлом году компания объявила об амбиции по достижению углеродной нейтральности по всей цепочке поставок к 2040 году. И мы продолжаем свою политику в области декарбонизации, важным элементом которой, в том числе, является работа с упаковкой. Так, в этом году мы презентовали сверхлегкую пивную стеклянную бутылку. Ее разработка стала одной из целей стратегического соглашения об устойчивом развитии, подписанного в ноябре прошлого года с одним из лидирующих производителей стеклотары «Сибстекло» и Новосибирской областью. Впервые в отрасли нам удалось снизить вес пивной бутылки с текущих 265 граммов до 235 граммов, что позволит сократить объем выбросов CO2 на 10% в пересчете на производство одной бутылки. Серийный выпуск инновационной бутылки планируется начать до конца 2022 года.
Сокращению углеродного следа способствует и использование переработанных материалов. В стеклянной и алюминиевой таре уже присутствует доля переработанных материалов, которую мы постепенно увеличиваем. А последние изменения ГОСТа в части применения рециклированного ПЭТ (или rPET) в упаковке для пищевых жидкостей позволяют нам начать использование вторичного сырья и в категории пластика.
Что касается проблемы утилизации отходов, то на новый уровень перешла реформа института расширенной ответственности производителей (РОП). Президент России поддержал инициативу переноса этой ответственности с производителей товаров на производителей упаковки с 2023 года. Теперь мы все ждем обновленного текста законопроекта, чтобы понять, как предлагается осуществить этот переход в такой короткий срок.
На наш взгляд, риск заключается в том, что производители упаковки в совершенно новых для них условиях просто не успеют сориентироваться на сложном рынке утилизации отходов и не смогут заниматься более выгодной самостоятельной утилизацией, предпочитая ей выплату экосбора. По оценке Ассоциации производителей стекольной тары, эти нововведения могут привести к увеличению себестоимости производства упаковки до 30%, что в конечном счете неизбежно отразится на кошельке потребителя. С учетом введения с 2025 г. 100%-ного норматива утилизации отходов упаковки, также поддержанного Президентом, цена конечного продукта для потребителя может расти и дальше, поскольку экосбор превратится в дополнительно обременяющий бизнес квазиналог.
Беспокоит, что четких планов пропорционального увеличения перерабатывающих мощностей и системы раздельного сбора отходов мы пока не видим, а значит и предпосылок по выполнению целей госпрограмм по сокращению объемов ТКО тоже пока не наблюдается.
Будущее устойчивого развития
Центр устойчивого развития СКОЛКОВО в своем недавнем исследовании оценил зрелость ESG-практик представителей российского бизнеса. Специалисты пришли к выводу, что, несмотря на ситуацию, большинство участвовавших в опросе компаний уже делают для ESG-повестки больше, чем должны согласно законодательству. Более того, сейчас бизнес готов к саморегулированию и выступает за организацию единых национальных отраслевых стандартов и требований, что фактически приведет к локализации ESG в России и его актуальности даже в отрыве от международных институций. Кроме того, опыт последних месяцев должен указать на важность ускорения темпов развития инфраструктурного потенциала, например, в сфере переработки отходов, чтобы сделать цепочки поставок устойчивыми ко всем возможным рискам и внешним факторам влияния.
В конечном счете, мы видим, что ESG-повестка приобретает наибольшую актуальность именно в периоды турбулентности, получая практический смысл, становясь не просто популярной бизнес-практикой, а реальной стратегией, которая определяет будущее компании. Соблюдение ESG-принципов сейчас стало почти обязательным условием, которое помогает сохранить устойчивость и ликвидность бизнеса в краткосрочной перспективе, и позволит ему эффективно функционировать в дальнейшем.
Фото пресс-службы AB InBev Efes
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: