Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Фото AB InBev Efes
329
Читать: 7 мин.

ESG в России: как популярный бизнес-тренд становится антикризисной стратегией компаний

Василина Суслова, директор по закупкам и устойчивому развитию AB InBev Efes, представляет своей экспертный взгляд на современные особенности и будущее устойчивого развития, а также рассуждает о том, как ESG становится важным элементом антикризисной стратегии компаний.

Устойчивое развитие в России

Несмотря на экономические вызовы, с которыми наша страна столкнулась в этом году, ESG-повестка не теряет актуальности для российского бизнеса. Согласно исследованию Института государственного и муниципального управления ВШЭ, половина опрошенных компаний из разных отраслей экономики уверены, что принципы устойчивого развития продолжат существенно влиять на их работу. Более того — если раньше заветная аббревиатура в основном волновала инвесторов и экспертов в области устойчивого развития, сегодня она рассматривается и как эффективный антикризисный инструмент.

Об устойчивом развитии в стране широко заговорили еще в 1996 году. Тогда была подписана Концепция перехода к устойчивому развитию, которая регламентировала достижение баланса между сохранением окружающей среды, природно-ресурсным потенциалом и решением социально-экономических задач государства. Широко же применять ESG-стандарты в России стали в 2000-х. Первопроходцами были крупные российские экспортеры природных ресурсов, работающие с зарубежными компаниями, а результаты их деятельности нашли свое отражение в регулярных отчетах по устойчивому развитию.

Василина Суслова

Василина Суслова

В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, утверждающую 17 глобальных целей устойчивого развития — от ликвидации нищеты до борьбы с изменением климата. Правительство России поддерживает эти приоритеты, включая их в нацпроекты и согласуя с ними собственные национальные цели развития до 2030 года. Также на цели устойчивого развития ориентированы федеральные постановления, госпрограммы и стратегии развития отдельных отраслей и регионов. В то же время реализация

ESG-повестки осуществлялась, в том числе, и с помощью глобальных инструментов: это отчетность, стандарты, рейтинги, рэнкинги. В последние годы ESG-принципы набирали все большую популярность в стране. Компаниям с экологической, социальной и корпоративной ответственностью стали отдавать предпочтение как инвесторы, так и потребители, при этом в фокусе преимущественно была экологическая составляющая. 

ESG-повестка сегодня

Сейчас перед компаниями стоят задачи настройки автономности и локализации производственных процессов, перестройки логистических цепочек. И в этом им напрямую помогают ESG-принципы, в основу которых заложены система управления рисками, устойчивое планирование и в целом способность сохранять бизнес и объемы производства при любых обстоятельствах.

В текущих экономических реалиях компании по объективным причинам делают упор на социальных проектах. Тем не менее, «зеленая повестка» по-прежнему остается актуальной для российского бизнеса. И это не случайно, ведь, помимо необходимости следования ужесточающемуся локальному законодательству, внедрение экологических инициатив может способствовать снижению операционных расходов.

Устойчивое развитие предусматривает локализацию производства и создание устойчивых цепочек поставок. И те компании, которые уже внедряли эти принципы в свои бизнес-стратегии ранее, сейчас оказались в более выигрышном положении. Так, наша компания в рамках собственной Агропрограммы уже много лет полностью обеспечивает свои потребности в пивоваренном солоде за счет сотрудничества с отечественными фермерами, что позволило нам избежать проблем с поставками этого сырья. 

Благодаря высокому уровню локализации закупок, который составляет более 90%, отлаженным производственным процессам и глубокой экспертизе, компания продолжает как расширять локальное производство уже существующих линеек, так и выводить на рынок новые национальные бренды. Такой подход позволяет минимизировать ценовые эскалации и продолжать обеспечивать потребителей качественной продукцией по доступной цене. Это особенно актуально в условиях падения покупательской способности, а также сокращения импортной категории, сопровождающегося более чем двукратным ростом цен на такую продукцию.

Высокая зависимость экономики страны от импорта привела к дефициту в различных сферах: начиная от сложного производственного оборудования и заканчивая упаковочными материалами и сырьем. Возникшие ограничения заставили нас смотреть в сторону решений, которые не были столь приоритетными раньше в силу насыщенности рынка и устоявшихся производственно-сбытовых цепочек. И многие из этих решений соответствуют принципам устойчивого развития. 

Так, компания сократила потребление этикетировочной бумаги, отказавшись от бумажных кольереток для некоторых категорий своей продукции, а также уменьшила потребление картона во вторичной упаковке за счет перехода с коробов на лотки и подложки. Кроме того, компания расширяет свои возможности по повторному использованию материалов. Например, на нескольких заводах компании этим летом запустились ремонтные станции по восстановлению поврежденных и унификации разных по размеру паллет. По нашим подсчетам, мы сможем возвращать в оборот до 800 000 паллет в год. Такие проекты являются и экономически, и экологически обоснованными, и мы продолжим искать новые опции, в том числе совместно с нашими поставщиками, и развивать рынок в этом направлении. Однако, важно понимать, что полную стабилизацию цепочек поставок невозможно осуществить в одиночку — и здесь мы рассчитываем на либерализацию регулирования индустрии и со стороны государственного сектора.

Помимо актуальной повестки, в сфере устойчивого развития существуют вопросы, важность которых не зависит от внешних обстоятельств. К таким, безусловно, относится снижение углеродного следа и проблема отходов.

В прошлом году компания объявила об амбиции по достижению углеродной нейтральности по всей цепочке поставок к 2040 году. И мы продолжаем свою политику в области декарбонизации, важным элементом которой, в том числе, является работа с упаковкой. Так, в этом году мы презентовали сверхлегкую пивную стеклянную бутылку. Ее разработка стала одной из целей стратегического соглашения об устойчивом развитии, подписанного в ноябре прошлого года с одним из лидирующих производителей стеклотары «Сибстекло» и Новосибирской областью. Впервые в отрасли нам удалось снизить вес пивной бутылки с текущих 265 граммов до 235 граммов, что позволит сократить объем выбросов CO2 на 10% в пересчете на производство одной бутылки. Серийный выпуск инновационной бутылки планируется начать до конца 2022 года. 

Сокращению углеродного следа способствует и использование переработанных материалов. В стеклянной и алюминиевой таре уже присутствует доля переработанных материалов, которую мы постепенно увеличиваем. А последние изменения ГОСТа в части применения рециклированного ПЭТ (или rPET) в упаковке для пищевых жидкостей позволяют нам начать использование вторичного сырья и в категории пластика.

Что касается проблемы утилизации отходов, то на новый уровень перешла реформа института расширенной ответственности производителей (РОП). Президент России поддержал инициативу переноса этой ответственности с производителей товаров на производителей упаковки с 2023 года. Теперь мы все ждем обновленного текста законопроекта, чтобы понять, как предлагается осуществить этот переход в такой короткий срок.

На наш взгляд, риск заключается в том, что производители упаковки в совершенно новых для них условиях просто не успеют сориентироваться на сложном рынке утилизации отходов и не смогут заниматься более выгодной самостоятельной утилизацией, предпочитая ей выплату экосбора. По оценке Ассоциации производителей стекольной тары, эти нововведения могут привести к увеличению себестоимости производства упаковки  до 30%, что в конечном счете неизбежно отразится на кошельке потребителя. С учетом введения с 2025 г. 100%-ного норматива утилизации отходов упаковки, также поддержанного Президентом, цена конечного продукта для потребителя может расти и дальше, поскольку экосбор превратится в дополнительно обременяющий бизнес квазиналог.

Беспокоит, что четких планов пропорционального увеличения перерабатывающих мощностей и системы раздельного сбора отходов мы пока не видим, а значит и предпосылок по выполнению целей госпрограмм по сокращению объемов ТКО тоже пока не наблюдается.

Будущее устойчивого развития

Центр устойчивого развития СКОЛКОВО в своем недавнем исследовании оценил зрелость ESG-практик представителей российского бизнеса. Специалисты пришли к выводу, что, несмотря на ситуацию, большинство участвовавших в опросе компаний уже делают для ESG-повестки больше, чем должны согласно законодательству. Более того, сейчас бизнес готов к саморегулированию и выступает за организацию единых национальных отраслевых стандартов и требований, что фактически приведет к локализации ESG в России и его актуальности даже в отрыве от международных институций. Кроме того, опыт последних месяцев должен указать на важность ускорения темпов развития инфраструктурного потенциала, например, в сфере переработки отходов, чтобы сделать цепочки поставок устойчивыми ко всем возможным рискам и внешним факторам влияния. 

В конечном счете, мы видим, что ESG-повестка приобретает наибольшую актуальность именно в периоды турбулентности, получая практический смысл, становясь не просто популярной бизнес-практикой, а реальной стратегией, которая определяет будущее компании. Соблюдение ESG-принципов сейчас стало почти обязательным условием, которое помогает сохранить устойчивость и ликвидность бизнеса в краткосрочной перспективе, и позволит ему эффективно функционировать в дальнейшем.

Фото пресс-службы AB InBev Efes

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: