Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1558
Читать: 7 мин.

Драгоценный вклад бизнеса в развитие культуры

Вернисаж

 Рубрика «Вернисаж» в журнале «Бизнес и Общество» проходит красной нитью с первой страницы до последней. В ней говорится о культурных инициативах, которые поддерживает бизнес: выставках, показах коллекций, мультимедийных проектах и т. п. В этом выпуске мы расскажем об участии «Северстали» в поддержке и развитии культуры и искусства и покажем фрагменты грандиозной выставки «Драгоценности! Блеск русского двора», которая состоялась и благодаря участию компании.

Блестящая благотворительность

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Историческом музее объединила шедевры ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею портретов из собрания Эрмитажа, раскрывающих роскошь и величие русского императорского двора, одного из самых великолепных монарших дворов Европы.

Портрет З.Н. Юсуповой. Francois Flameng. Россия.1894 г. Холст; масло. Государственный Эрмитаж

Дворцы и проходившие в них официальные церемонии и парады, великолепные балы и трапезы создавали величественный образ государства с высоким международным статусом. Не случайно центральный раздел выставки называется «Бал». А «Галерея драгоценностей» демонстрирует самые разные ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения. Среди экспонатов этого раздела – драгоценности, привезенные Петром I из заграничных поездок. Ярким примером богатства и роскоши является туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Биллера.

На выставке можно увидеть драгоценный ларец и изящные геммы обер-камергера императорского двора, члена Государственного совета графа Татищева, предметы из коллекций Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых и других. Среди ювелирных шедевров особо можно отметить подвеску «Клубок змей» работы выдающегося французского мастера Рене Лалика, которая принадлежала императрице Александре Федоровне.

Ларец. Германия, Аугсбург. Конец XVII в. Серебро, золото, рубины, изумруды, агаты, горный хрусталь, хризолиты, альмандины, пиропы, цитрины, аметисты, кордиериты, бирюза, эмаль; чеканка. Государственный Эрмитаж

Выставка открылась при содействии «Северстали» в декабре и познакомиться с ее уникальными экспонатами можно до 12 мая.

Культурная цифровизация

Также в декабре Пушкинский музей расширил свои технологические возможности благодаря планетарному сканеру, приобретенному на пожертвования компании. Это устройство открывает новые перспективы для бережного сохранения и широкого доступа к архивным материалам музея. Теперь исследователи смогут работать с цифровыми копиями в онлайн-базах данных, а уникальные документы из фондов музея будут надежно защищены от износа.

«Поддержка культуры и искусства – одно из приоритетных направлений благотворительной деятельности “Северстали”. Компании важно находить и показывать лучшее среди российской и мировой культуры населению нашей страны, что, безусловно, способствует повышению качества жизни людей в первую очередь на наших территориях и в России в целом. Среди давних партнеров компании – ведущие федеральные и региональные, муниципальные и даже районные культурные учреждения, а также органы власти, общественность, НКО и СМИ. Благодаря такому сотрудничеству миллионы людей нашей страны становятся участниками самых ярких культурных событий», – подчеркнул советник генерального директора устойчивому развитию «Северстали» Захар Азаров.

Портрет Т.А. Юсуповой. Винтерхальтер, Франц Ксавер (1806-1873). Россия, 1860-1870-е гг. Государственный Эрмитаж

Большую часть инфраструктурных, культурных и образовательных проектов «Северсталь» реализует через центр экспертизы благотворительного фонда «Доброта Севера», который объединяет компетентных специалистов и помогает делать социальные инвестиции компании еще более эффективными.

Компания много лет поддерживает Большой и Мариинский театры, Фонд Валерия Гергиева, Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей и другие учреждения культуры. Вносит существенный вклад в культурно-просветительское развитие регионов присутствия, поддерживая такие организации, как Академия акварели Сергея Андрияки, с которой для учащихся художественных школ Оленегорска и Костомукши в рамках привезенных выставок были организованы мастер-классы; Череповецкое музейное объединение, в состав которого входят 12 музеев; Московский синодальный хор с обширной гастрольной программой; Вологодский музей-заповедник и его филиал в деревне Семенково; Музей фресок Дионисия в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и многие другие.

Индустриальный туризм

Ларец для хранения резных камней. Ларец: Россия, Санкт-Петербург; 1837 г. Геммы: Италия; XVI–XIX вв. Хвойные породы дерева, черное дерево, клен, золото, серебро, медь, бархат, бумага, смальты, раковина, янтарь, агаты, альмандины, сардониксы, хризопраз, сердолики, стекло; столярная работа, резьба, литье, ковка, монтировка. Государственный Эрмитаж

При этом основная территория ответственности компании – город Череповец Вологодской области, где расположен главный актив «Северстали» и российский промышленный гигант – Череповецкий металлургический комбинат. С 2023 года по личной инициативе известного российского мецената и председателя совета директоров ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова компания реализует беспрецедентный проект комплексного развития города. Он предполагает поиск и внедрение лучших существующих практик и механизмов управления городской средой для повышения ее качества, технологичности и удобства для местных жителей, действующих сотрудников и ветеранов компании, будущих молодых работников, а также гостей прогрессивного промышленного города. Для этого «Северсталь» совместно с фондом «Доброта Севера» привлекла экспертизу высокого класса – ведущее российское архитектурное бюро как центр поиска экспертных мнений и глубокой проработки проектов с точки зрения науки, технологий, логистики, а также выстраивания отношений со всеми заинтересованными сторонами. В 2023-м и 2024 году на реконструкцию и создание ряда городских пространств направлено 2,2 млрд рублей. В 2025-м компания решила выделить на развитие проекта рекордные 3 млрд рублей.

Группа «Точильщик и два алебардиста». Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII в. Точильщик. Серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, мрамор, стекло, сердолик, эмаль; резьба, чеканка, роспись (8,8×8,4×5,9). Алебардисты. Серебро, алмазы, гранаты, жемчуг, сердолик, эмаль; резьба, чеканка, роспись (14,2×7,5×7,0; 14,7×6,9×7,5). Государственный Эрмитаж

Не остается без внимания и культурная составляющая развития Череповца. «Северсталь» уже много лет поддерживает выставочные, образовательные и издательские проекты, в том числе посвященные братьям Верещагиным, прославившим город. В 2022 году компания поддержала празднование 180-летия со дня рождения живописца Василия Верещагина, которое объединило несколько крупнейших музеев страны, художников, исследователей и ценителей искусства. В 2024 году в Череповце ко Дню народного единства и Дню города открыт памятник братьям Верещагиным. Бронзовый монумент занял свое место в самом центре исторической части города, в новом парке, построенном для горожан по инициативе и на средства компании.

Табакерка с изображением Чесменской колонны. Мастерская братьев Теремен: Франсуа Клод (François Cloude Theremin; работал в 1795–1801), Пьер Этьен (Pierre Etienne Theremin; работал в 1795–1801). Россия, Санкт-Петербург, 1795 г. Золото, эмаль; чеканка, гравировка, роспись. Государственный Эрмитаж

Индустриальный туризм также в фокусе «Северстали». В 2015 году компания открыла первый промышленный музей в ЗСФО. Это интерактивный центр, посвященный истории железного промысла и современной металлургии. Он выполняет чрезвычайно важную функцию профориентации и за 10 лет его посетило более 122 тысяч человек. Музей предлагает уникальный промышленный тур непосредственно на металлургический комбинат, где все желающие могут своими глазами увидеть, как закаляется сталь. С конца 2024 года жители и гости Череповца имеют возможность посетить крупнейшую в Европе доменную печь № 5 «Северянка» в совершенно безопасных условиях.

Феномен Русского Севера

«Поддержка вышеперечисленных и других не менее значимых инициатив всегда достигается путем объединения усилий корпоративных специалистов, внешних профессионалов и вообще неравнодушных людей, которые вкладывают действительно много сил и времени в пользу благополучателей “Северстали”. С нашим участием в культуре сегодня реализуется множество полезных проектов, дающих значимые социальные эффекты. Например, только музейное дело активно демонстрирует всем нам наследие великой страны и укрепляет связи между историей и современностью, сохраняя важнейшие русские традиции для будущих поколений», – отметил Захар Азаров.

Табакерка «Бендеры». Мастер Жан Пьер Адор (Jean Pierre Ador; 1724–1784). Россия, Санкт-Петербург, 1771–1772 гг. Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, гравировка, гильошировка, пунцирование, роспись. Государственный Эрмитаж

Так, с 2007 года компания организует грантовую программу «Музеи Русского Севера», охватывающую 12 регионов Северо-Запада страны, которую теперь экспертно продолжает вести фонд «Доброта Севера». В 2024 году, кроме основных частей программы и грантового конкурса, создан уникальный сборник психологических практик для сотрудников культурной сферы, внедрены современные цифровые технологии в работу почти сотни региональных музеев. Вместе с тем, программа нацелена на повышение туристической привлекательности и интереса к феномену Русского Севера.

Вообще, в прошлом году социальные инвестиции «Северстали», в том числе в развитие городов присутствия, составили более 5 млрд рублей. Причем городские пространства и объекты, культурные и образовательные проекты, предложенные к реализации, всегда проходят тщательную оценку с точки зрения капитальных вложений и социального эффекта.

В нынешнем году компания продолжает развивать высокоэффективные благотворительные культурные программы.

Ларец с эмалевыми вставками и дарственной грамотой внутри. Мастер Ж. В. Бенсон (J. W. Benson). Англия, Лондон, 1874 г. Золото, эмаль, бумага, ткань; литье, чеканка, гравировка, роспись. Дар императору Александру II от корпорации Лондонского сити 18 мая 1874 г. Государственный Эрмитаж

 

Иллюстрация вверху: Предметны из туалетного прибора императрицы Анны Иоанновны. Мастера Иоганн Людвиг Биллер II (Johann Ludwig Biller II; ок. 1692— 1746) и Иоганн Якоб Вальд (Johann Jakob Wald; ок. 1685–1763). Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. Золото; ковка, чеканка, пунцирование. Государственный Эрмитаж

Благодарим Исторический музей и компанию «Северсталь» за помощь в подготовке материала. 

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: