Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Добро стало трендом Душевного базара

Бизнес и общество

Теона Гургенидзе

Сегодня перед социально ответственным бизнесом стоит сложная задача – продолжать и развивать свои программы, и при этом успешно соотнести социальную политику с антикризисным планом управления. Новогодняя благотворительная ярмарка “Душевный Bazar – 2014” показала, что людям есть чем поделиться, и экономический кризис не то что не влияет на эту ситуацию, а даже открывает новые возможности. В этом году в работе фестиваля приняли участие такие крупные компании как Bayer, Майл.ру, Билайн, Ростелеком, Северсталь и IKEA. Некоторые из них впервые участвуют в ярмарке, а для других это уже добрая традиция. 

Поток москвичей, пожелавших 14 декабря 2014 года прикоснуться к добру в павильоне парка “Сокольники”, составил 10,000 взрослых и детей. Сюда приходят не столько за подарками и приятными вещицами, сколько за настроением праздника и душевности.

Нельзя не отметить представителей бизнеса, благодаря которым «Душевный Bazar» именно такой, каким мы его видим.

Компания «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в этом году дебютант фестиваля. Руководитель проектов корпоративной и социальной ответственности компании Евгения Чистова рассказала о корпоративной социальной активности, и о том, почему в условиях кризиса это становится еще более важным:

– Мы уже учитываем, что страна переживает нелегкие времена: в этом году мы написали письмо партнерам с призывом вместо обычного обмена корпоративными подарками и сувенирами, перечислить по возможности деньги в те фонды и благотворительные организации, с которыми мы работаем. Наша компания уже много лет заказывает корпоративные подарки у фонда “Наивно? Очень” и у различных мастерских, в которых работают люди с ограниченными возможностями. Это действительно очень душевно, и такие подарки, преисполненные смысла, наши адресаты всегда очень ценят. Это не наше ноу-хау, но «ВымпелКом» уже много лет практикует такую деятельность, и для нас важно формировать новые тренды в обществе: чтобы люди своей деятельностью могли зарабатывать себе на жизнь, чтобы мы, размещая такие заказы, могли поддерживать социальное предпринимательство. Это необходимо, чтобы в людях с ограниченными возможностями воспитать веру в свои силы, отвести их от позиции иждивенства и способствовать тому, чтобы они начинали себя реализовывать. Мы готовы поддерживать этот тренд и дальше.

В этом году особые мастерские изготовили для нас голубую козу с элементами нашего бренда – символ будущего года. Она ездит по площадке «Душевного Базара» (ДБ), и мы, тем самым, демонстрируем, что как большая интернациональная компания поддерживаем такое правильное начинание, заявляем свою социальную позицию по этому вопросу. Голубая коза – это арт-объект, уменьшенную копию которой получат наши партнеры.

Мы давно поддерживаем самые различные социальные инициативы. На днях мы открыли каток, где выдаются наши брендированные коньки, а все собранные средства идут на благотворительность. Из недавних акций вспоминается “Блогеры против мусора», где наша компания выступала в качестве партнера. Также сейчас стараемся поддерживать образовательные процессы.

На мой взгляд, с учетом экономической ситуации, компании будут еще больше смотреть в эту сферу, потому что через общечеловеческие ценности лучше и правильнее налаживать контакт с потребителями. Время рекламы и ярких, просто эмоциональных слоганов, которые несут настроение и позитивное мироощущение, сегодня должно перемежаться с чем-то намного более наполненным смыслом. Уже и в России все компании стараются переходить на контакты с потребителями через призму подобных ценностей. Это очень правильно, прежде всего, потому что мы можем разговаривать с клиентом с помощью понятных ему категорий и, демонстрируя то, что мы заинтересованы в улучшении жизни общества. Так проще достучаться до сердец с точки зрения лояльности к бренду. На ДБ «Билайн» – партнер интерактивных мероприятий. Нам очень важно сочетать настроение нашего бренда с той атмосферой, которая здесь царит.

В этом году уже ряд компаний взял за правило исполнять желания детей-сирот и детей с тяжёлыми заболеваниями. «ВымпелКом» и «Ростелеком», при участии своих сотрудников, смогли так помочь уже не одной сотне детей. К Новому году в интранете “Билайна” сделали специальную digital-елку, где за каждым елочным украшением скрывалось желание ребенка из детского дома. Сотрудники из всех городов могли выбрать шарик, тем самым подтвердившись на исполнение этого желания. У «Ростелеком» такая же система. У них на портале вывешены списки с пожеланиями детей, каждый сотрудник имеет возможность выбрать и адресно подарить подарок. Обе компании заявляют, что буквально за первые два дня около 250 человек в едином порыве разобрали желания. Возможно, такой успех обеспечивается тем, что здесь они видят, кому помогают, это адресная помощь, и она точно сделает хотя бы одного ребенка счастливее.

Наталья Белошицкая, руководитель социальных проектов компании «Ростелеком», считает, что самое эффективное – это когда компания помогает обществу своими продуктами, тем самым давая возможность ознакомиться с ними, и рассказывая о своей деятельности из первых уст:

– У нас начала работать большая стратегия социальной ответственности, основное направление которой – рост и развитие личности, развитие общества, бизнеса. Главное, что мы делаем – стараемся развивать наших детей, подростков, а также старшее поколение. По каждой целевой аудитории у нас разработаны свои программы. Что касается “Душевного Базара”, наш стенд здесь посвящен изучению интернета. Ведущий проводит увлекательную интерактивную игру по подобию “Своей игры”, которая привлекает много народу на нашу площадку. Вопросы подобраны про интернет, в результате правильных ответов дети получают призы от «Ростелекома». Это дает стимул детям после мероприятия прийти домой и подумать «Ага, был такой вопрос, а я на него не ответил, дай-ка я посмотрю, спрошу у родителей» и т.д. Среди участников много и семей, наша программа рассчитана на 6+, поэтому родители тоже активно вовлечены.

Для старшего поколения у нас тоже разработаны программы, сейчас, к примеру, проходит проект под названием “Азбука интернета”. Это обучение людей старшего возраста компьютерной грамотности. Данный проект, заслуженно, на мой взгляд, отмечается различными премиями, недавно мы получили приз от “Сноба”, где выставляли свой проект на голосование, соответственно любой мог зайти на сайт и проголосовать за него. В рамках программы у нас разработан обучающий портал, куда могут заходить внуки и помогать взрослым изучать интернет.

Это все, в первую очередь, образует репутацию компании, а репутация формирует капитализацию компании.

Мы стремимся вовлечь как можно больше групп граждан в нашу деятельность, мы целенаправленно привлекаем аудиторию к правильному интернету, развивая подрастающее поколение подобными мероприятиями. «Ростелеком» разрабатывает программу “Безопасный интернет”, чтобы как можно больше народу понимало, как можно им пользоваться, и, в то же время, чтобы они использовали наши услуги.

Планы на дальнейшее развитие КСО связаны с нашими технологиями: у нас есть облачные технологии, это предоставление интерактивных услуг, обучение для детей, которые не могут выйти из дома, видеоконференцсвязь. Я считаю, что за такими коммуникациями будущее, и мы будем развивать это направление и адаптировать нашу социальную деятельность под нужды населения.

Мне очень нравится, что, если раньше компания, в силу того, что она крупная, больше помогала деньгами, услугами, то в последние два года начало вовлекаться в процесс очень много сотрудников, и они очень трепетно относятся к таким мероприятиям. Не так давно прошел детский бал, на который съехалось 250 детей из детских домов, а 25 наших волонтеров на протяжении двух недель учились танцам и потом танцевали с детьми. И в организацию самого ДБ привлекается много наших волонтеров.

С каждым годом все больше сотрудников откликается. Может быть, это зависит от того, что люди стали более внимательными к другим, т.е. стереотипы меняются, проявление душевности уже становится как тренд. Также хорошо работает «сарафанное радио», ты пришел на мероприятие, рассказал другу, и тот тоже пришел, это очень развивает нашу компанию, и мне нравится подобная тенденция.

Судя по рассказам специалистов, тесно связанных с социальной ответственностью, корпоративное волонтерство также становится важным компонентом успешной деятельности компании в сфере внешних коммуникаций. В целом, это дарит компании множество бонусов, ведь совместная деятельность на благо обществу не только сплачивает коллектив, но и позволяет ощутить свою значимость. К тому же, это важная традиция для укрепления корпоративной культуры.

А чем больше сотрудников включается в волонтерство, тем больше другие считают нужным присоединиться к этой деятельности, во всяком случае, такой вывод можно сделать на основе большого исследования Mail.Ru.

Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.Ru подробно рассказала о том, почему важно делиться добром:

– Для проекта Добро Mail.Ru очень важно участвовать в «Душевном Базаре», вот почему: мы знаем из нашего крупного исследования, что каждый четвертый будет помогать, если узнает о том, что это делают его знакомые, друзья, известные люди. Это то, чем мы занимаемся на ярмарке. Мы здесь под слоганом “Говорите о добре” снимаем видеоролики с теми людьми, которые сюда пришли, это волонтеры благотворительных фондов и просто люди, пришедшие за подарками и в гости, это студенты, взрослые люди и даже целые семьи. Всем им мы задаем вопрос о том, какое хорошее дело они сделали за последний год, они рассказывают то, чем готовы поделиться. Мы даже снимаем с ними рубрику “Обращение к народу”, они часто начинают свою речь со слов “Дорогие россияне!”, да, действительно, представляют себя практически в роли президента и обращаются к зрителям с призывом делать добрые дела. Это, на мой взгляд, очень важно, потому что именно так формируется сеть людей, которые знают, что кто-то может делать добрые дела, и люди постепенно включаются сами. Человек, который снимался, получит ссылку на этот ролик, и его увидит вся аудитория Добро Mail.Ru, аудитория проектов Mail Group и, по сути, весь Рунет. Люди увидят обычных, но прекрасных людей, которые делают что-то хорошее.

На «Душевном базаре» как проект мы второй год. В прошлом году мы делали небольшую обучающую лекцию о том, как правильно помогать людям вещами и показывали людям сам проект «Добро». В этом году мы возмужали, нам есть чем поделиться, и мы хотим, чтобы люди уже сами делились своими впечатлениями, поэтому снимаем эти ролики.

Мы реалистически оцениваем то, что происходит сейчас в стране, и уверенны, что в любые кризисные моменты люди более охотно объединяются, для того чтобы помочь друг другу или кому-то. Я думаю, что именно это и позволит нашим фондам не остаться без пожертвований, прежде всего. И, в данном случае, рассказы о том, как много способов помочь существует, о том, что не нужно быть ни богатым, ни суперуспешным, для того, чтобы это делать, донесение мысли о том, что помогать – это нормально, поможет БФ и нашим сервисам развиваться.

Компания Mail.Ru всегда старалась помочь обществу, как и другие крупные компании. Сами сотрудники активно пытаются помочь нуждающимся в этом, есть день донора, который проходит каждые полгода, это уже давняя традиция. “Добро” помогает объединить вокруг этой темы и сотрудников, и пользователей. В принципе, компания делает то, что умеет делать лучше всего, производит интернет-продукты и сервисы. Она сделала этот сервис для того, чтобы это направление в России развивалось, поэтому он работает так хорошо.

Обладая такой большой аудиторией, мы уже можем позволить себе отдельный сервис для «Добра», передать ему какие-то наши ценности. Перед запуском проекта мы начали общаться с лучшими БФ России, и их опытная экспертиза помогла создать сервис, применяя правильный подход, отобрать самые надежные честные фонды. Нашей задачей было помочь не только деньгами, но и делом. Важно, что сервис строился в диалоге с экспертными некоммерческими организациями, он не был самодеятельностью и лично нашим видением того, каким он должен быть. Поэтому сегодня уже у многих фондов можно найти «облачко» Mail.Ru. Среди наших партнеров сейчас 73 фонда из 14 регионов России. Для нас на данный момент развитие в регионах очень важно, потому что много пользователей из регионов. Многие пишут “А что, в Ростове-на-Дону нет фонда? Я вот из Ростова, хочу помогать у себя”, поэтому нам так важно находить хороших партнеров именно в регионах.

В «Душевном Базаре» принимало участие множество благотворительных фондов, крупных и совсем небольших, но все они отмечали, что среди их партнеров очень много компаний, поддерживающих их. Добро действительно становится важным и неотъемлемым направлением деятельности компании. Важно то, что оно расширяет свои границы, в социальную ответственность по собственной инициативе включаются сотрудники компаний из разных регионов, подают новые идеи, делают направление все более интересным и разнообразным.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: