Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
История. архивы и факты
555
Читать: 7 мин.

Бизнес и социальные ценности

Eco Business

Ян Петер Балкененде, профессор, бывший премьер-министр Нидерландов, в настоящее время партнер компании EY по вопросам КСО

В эксклюзивном интервью для Eco Business бывший премьер-министр Нидерландов, а ныне партнер компании EY, профессор Ян Петер Балкененде рассказал, что он думает об ответственном обществе и о том, почему социальные ценности столь важны для  бизнес-структур.

Экс-премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде больше не занимается политикой, но и в качестве партнера компании EY по вопросам КСО, и в своей личной жизни продолжает следовать принципам ответственного общества.

«Хочу сказать, что получение прибыли и благополучие компании – далеко не единственная цель коммерческих организаций, они также ответственны перед  обществом и поэтому должны заботиться о создании лучших условий жизни для будущих поколений», – говорит Ян Петер Балкененде.

«Такой подход, – продолжает он, – родился в Нидерландах, поскольку на протяжении всей истории страны ее жителям постоянно приходится преодолевать последствия трех природных факторов: повышения уровня моря, таяния ледников и расположения большей части территории страны ниже уровня моря. Такая своеобразная «борьба с водой» заставила голландцев заняться проблемами окружающей среды и вопросами развития».

За время своей работы премьер-министром (2002–2010 гг.) профессор Балкененде провел ряд политических мер, направленных на развитие устойчивости, включая договор 2007 года между правительством и коммерческими структурами в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов, а также уменьшения выбросов углерода.

Правительство под его руководством учредило первый в стране национальный центр знаний в области корпоративной социальной ответственности «КСО. Нидерланды». Центр призван помочь голландским компаниям интегрировать в свою деятельность принципы устойчивого развития.

Именно в те годы, когда он руководил правительством, такие вопросы, как устойчивое развитие и изменение климата стали фигурировать в глобальной повестке дня, подчеркивает Балкененде. В то же время он  признает, что краткосрочные политические меры не способствуют разработке долгосрочного планирования, которое столь необходимо для успешного противостояния мировым вызовам. Вот почему, говорит Балкененде, «требуется политическая воля и, кроме того, четкая, продуманная стратегия действий».

Мировой экономический кризис 2008 года явился наглядным следствием политики извлечения краткосрочных выгод, утверждает Ян Петер Балкененде. По его мнению, кризис оказался не только финансовым, но и моральным. А долгосрочное планирование выходит далеко за рамки темы устойчивого развития. «Основные вызовы сегодняшнего день – изменение климата, энергоресурсы, права человека, старение населения, конкурентоспособность. И для того, чтобы справиться с ними, долговременная стратегия просто необходима. Чем дольше ждать, тем больше усилий потребуется потратить в будущем на разрешение существующих задач. Более того, медлить мы уже просто не имеем права, нужно действовать, но действовать согласованно».

«Каждый должен внести свой вклад в решение существующих проблем вне зависимости от того, представляет ли он государственные органы, частный сектор, экспертные организации, такие как НКО, или научные институты», – считает Балкененде.

Следует также как можно раньше прививать людям понимание того, насколько значимы вопросы устойчивого развития. В Голландии, например, тема устойчивого развития входит в школьную программу начальных классов.

Профессор Балкененде вспоминает о своем визите в одну из школ к ученикам 4–12 лет: «Я был поражен, насколько глубоко дети погружены в тему устойчивого развития. Уже в таком возрасте они прекрасно знают, что это такое и как их поведение влияет на общество. И это правильно! Чем раньше человек начинает видеть последствия своей деятельности, тем лучше».

Социальные ценности: ДНК бизнеса

Балкененде является партнером международной аудиторско-консалтинговой компании EY с 2011 года. В сферу его деятельности входят вопросы корпоративной ответственности, международных отношений, взаимодействия государственного и частного секторов.

Ему также близка Азия, ведь он неоднократно возглавлял делегации голландских деловых кругов, посещавших этот регион в поисках  возможностей для инвестиций. Существует предубеждение, что  азиатские бизнес-структуры думают в первую очередь о своей прибыли, а уж потом об обществе. Однако Балкененде говорит: его опыт свидетельствует об обратном.

Несколько лет назад во время своего визита в Японию он познакомился со многими топ-менеджерами, у которых было твердое убеждение, что их компании несут прямую ответственность перед обществом.«Я считаю, социальные аспекты играют немаловажную роль, – говорит профессор Балкененде. – Если для компании понятие социальных ценностей – не пустой звук, это многое говорит о ее ДНК и наглядно показывает, почему люди хотят в ней работать».

Сложившийся стереотип о том, что коммерческие организации стараются любой ценой извлечь максимальную прибыль в кратчайшие сроки, несколько устарел, продолжает Балкененде. «Бизнес также заботится о создании общих ценностей. Естественно, ему нельзя забывать об экономических составляющих, в противном случае станет невозможно нанимать новых сотрудников или заниматься инвестированием. Но речь  идет и о формировании социальных ценностей, о готовности бизнеса отвечать интересам общества. Я убежден, что работать в этом направлении необходимо, и мои взгляды ничуть не изменились за время моей деятельности вне политики».

Не просто красивые слова

Каким же образом компании могут интегрировать эти благородные устремления в свою бизнес-реальность?

И здесь Балкененде выступает в качестве лидера: он возглавляет  Голландскую коалицию в области устойчивого развития (Dutch Sustainable Growth Coalition) – совместную инициативу восьми голландских транснациональных корпораций: Unilever, DSM, AkzoNobel, Friesland Campina, Philips, Shell, KLM и Heineken.

Например, в Африке пивоваренный гигант Heineken принял решение о том, что 60% зерна, используемого для производства пива, должны быть местного происхождения. Это позволит сократить транспортные расходы, снизить количество выбросов углерода и создать благоприятные условия для развития местного сельского хозяйства, утверждает профессор Балкененде.

Еще одно распространенное мнение: реализация стратегии устойчивого развития сродни «роскоши», и подобными вопросами следует заниматься только в условиях процветания. Однако все чаще это утверждение оказывается неверным. Устойчивость – это выгодно, считает Балкененде.

Если коммерческая организация получает прибыль, в процессе своей деятельности загрязняя окружающую среду или нарушая права человека, она не может соответствовать требованиям КСО, даже если она занимается благотворительностью и помогает музеям и медицинским учреждениям.

Профессор Ян Петер Балкененде

Балкененде приводит данные исследования Гарвардской школы бизнеса, проведенного под руководством профессора Роберта Экклза. В исследовании приняли участие 180 компаний: первые 90 обладали стратегией в области устойчивого развития, вторые – нет. Исследование показало, что за 18-летний период наблюдений компании первой группы стали более прозрачными при раскрытии нефинансовой отчетности, и их акции оцениваются теперь выше акций компаний второй группы.

«Я абсолютно уверен, что в долгосрочной перспективе останутся только те компании, которые обладают духом предпринимательства, являются инновационными и устойчивыми. Если у вас нет хотя бы одного из этих трех качеств, лучше вообще забыть о своем деле», – говорит он.

«Подобное представление изменило подход к обсуждению проблем КСО на международном уровне», – отмечает Балкененде, который также является профессором в области государственного и корпоративного управления и интернационализации в Университете имени Эразма Роттердамского.

Балкененде считает, что в некоторых странах, таких как США, КСО до сих пор воспринимается как благотворительность. «Конечно, ничего страшного в этом нет, – говорит он. – В любом случае остается ключевой вопрос: каким образом вы зарабатываете?»

«Если коммерческая организация получает прибыль, в процессе своей деятельности загрязняя окружающую среду или нарушая права человека, она не может соответствовать требованиям КСО, даже если занимается благотворительностью и помогает музеям и медицинским учреждениям».

Вот почему, считает Балкененде, вопросы интегрированной отчетности, а также отчетности в области устойчивого развития являются столь важными и занимают особое положение в перечне услуг, предоставляемых компанией EY. Такая публичная отчетность свидетельствует о том, что компания открыта и прозрачна не только в отношении своих финансовых показателей, но и готова предоставить информацию о том, какое воздействие она оказывает на общество и окружающую среду.

Для вычисления своего воздействия на окружающую среду и общество компаниям необходимо определиться с задачами и ключевыми показателями эффективности, а также провести анализ жизненного цикла своих товаров и услуг.

Помимо прочего, подчеркивает профессор Ян Петер балкененде, компании должны ответить для себя на вопрос, насколько они честны, когда заявляют о своей приверженности к устойчивому развитию и прозрачности.

«Все это не просто красивые слова, эти вещи имеют колоссальное значение», заключает Балкененде.

Источник: Eco Business

Фото: Eco Business

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: