Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Основной драйвер ESG – укрепление бренда и репутации

455
Читать: 3 мин.

К такому выводу пришёл  авторский коллектив Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ,  представивший проект «Результаты исследования практики ESG-трансформации российских компаний».

Согласно исследованию более половины отечественных холдингов и предприятий вовлечены в зеленые проекты: в том числе, по разработке экологически чистых продуктов (31%) и во внедрение моделей экономики замкнутого цикла (28%).

Аббревиатура ESG известна с 2004 года, когда генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил бизнесменам включить ее в свои стратегии. Это инновационный способ ведения бизнеса, который строится на ответственном отношении к окружающей среде (E – environment), высокой социальной ответственности (S – social), высоком качестве корпоративного управления (G – governance).

О приверженности принципам устойчивого развития заявляют сегодня все больше компаний в России. Слов о ESG-мышлении, культуре и прагматизме произнесено немало, а что меняется на практике? Ответ на этот вопрос и попытались дать авторы исследования, где более четверти (26%) респондентов представляли компании энергетического сектора, еще 20% являлись представителями добывающих компаний. Примерно по 9% пришлось на долю представителей финансового сектора и обрабатывающих производств.

Реальный сектор зеленеет

В результате выяснилось, что подавляющее большинство из 55 крупнейших российских компаний, опрошенных учеными в марте – июне 2022 года, реализуют меры по энергосбережению. Более половины вовлечены в зеленые проекты: в том числе, осуществляют разработку экологически чистых продуктов (31%), а также занимаются внедрением моделей экономики замкнутого цикла (28%).

Только 9% руководителей считают, что ESG-тематика не повлияет на их компанию в ближайшие три года. Однако мнения о глубине такого влияния разделились – половина опрошенных оценивают влияние повестки как существенное, в то время как 41% придерживаются обратной точки зрения.

«Результаты исследования подкрепляют нашу гипотезу о том, что предложения «тушить свет» и «выходить» из ESG-повестки не имеют сколько-нибудь значимых оснований. Ведь для России следование ESG-повестке определялось и будет определяться рядом мотивов. А именно: собственными ценностями и направлениями развития, интересами международной экономической кооперации и политическими мотивами», – отметил один из авторов исследования, заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский. По его словам, «новая ситуация частично меняет соотношение мотивов, но не устраняет их». Первый мотив – ценности и интересы собственного развития для России – при всех обстоятельствах остается главным.

Один из блоков исследования касался мотивов перехода предприятий к «зеленой» концепции развития. Более 70% респондентов указали внешнее давление со стороны государства, крупных заказчиков и бизнес-партнеров, прежде всего западных, в качестве основной причины ESG-трансформации. 35% чувствуют давление со стороны потребителей. Для значимой части респондентов (54%) ESG-трансформация носит органичный характер и вызвана такими внутренними факторами как потребность в модернизации или снижение операционных расходов.

«Исследование показало, что для половины участников интервью ESG-трансформация продиктована потребностями производства, а не предложениями служб по работе с общественностью по улучшению имиджа компании, хотя отрицать значимость такого мотива тоже не стоит. Ключевой вывод – ESG-повестка не потеряет свой актуальности для нашей страны», – комментирует Константин Головщинский. 

Главный драйвер перемен – укрепление репутации на рынке   

Только 2% компаний полностью пересмотрели свои ESG-планы в марте-июне 2022 года в связи с нынешней геополитической обстановкой. Почти половина (48%) респондентов заявили, что ESG-планы их компаний не менялись. Еще половина компаний внесли в планы устойчивого развития небольшие корректировки (34%) или частично их пересмотрели (16%). Таким образом, ESG-повестка по-прежнему не теряет своей актуальности в крупнейших компаниях России.

Большинство опрошенных уже имеют опыт подготовки нефинансовой отчетности. В рамках исследования была осуществлена попытка оценить трудозатраты на подготовку ESG-отчетов. Компании, которые смогли оценить такие трудозатраты, чаще всего отмечали, что непосредственно над подготовкой отчета работает 1 – 2 человека, но в самом процессе сбора информации участвует несколько подразделений компании.

Ориентировочная оценка трудозатрат компаний на подготовку ESG-отчета (на основании ответов респондентов) составляет 22 человеко-месяца в год.

Таким образом, несмотря на особенности текущей ситуации, половина компаний считает, что ESG-повестка продолжит существенно влиять на них в ближайшие 3 года, и только 9% – что никак не повлияет.

Подробнее.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: