Благотворительность в России: наследие для будущих поколений
Ответственность бизнеса перед будущими поколениями обсудили представители крупных компаний и общественных организаций в рамках конференции «Благотворительность в России». Мероприятие в 18 раз проводит газета «Ведомости».
Руководитель направления по корпоративной социальной ответственности Объединенной металлургической компании Ольга Миронова рассказала об опыте ОМК в развитии социальных программ.
Участники круглого стола «Практики меняющихся городов» обсудили методы, которые повышают привлекательность городов и расширяют их культурные, спортивные и образовательные возможности, а также способы привлечения софинансирования на такие инициативы. В дискуссии приняли участие представители крупных компаний, руководители некоммерческих организаций и ассоциаций, консультанты и ведущие эксперты, представители отраслевых и деловых СМИ.
Ежегодно ОМК направляет на спонсорскую и благотворительную помощь в регионах более 1 млрд рублей, число проектов и объемы вложений растут. Компания реализует системные программы, которые соответствуют мировым ESG-трендам и направлены на устойчивое развитие регионов, где расположены предприятия ОМК. Грантовый конкурс «ОМК-Партнерство» и программа по развитию социального предпринимательства «Начни свое дело» уже доказали свой социально-экономический эффект методом SROI – возврата социальных инвестиций. ОМК также стимулирует корпоративное добровольчество на своих заводах и в вагоноремонтных депо, поддерживает экологические волонтерские акции.
«Большинство предприятий нашей компании расположены в небольших городах, где остро стоит вопрос наличия качественных социальных услуг и мер поддержки. В такой ситуации крупный бизнес должен брать решение этих задач на себя. Мы стимулируем жителей участвовать в разработке и реализации проектов, обучаем их, финансируем лучшие инициативы. Оценка программ методом SROI показывает, что они эффективны и имеют отличный потенциал к тиражированию», – поделилась руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК Ольга Миронова.
Она также отметила, что в прошлом году победители конкурса «ОМК-Партнерство» привлекли более 40 млн рублей софинансирования от Фонда президентских грантов. А социальные предприниматели в трех моногородах получили более 9 млн рублей региональных субсидий. Все эти средства пошли на развитие социальной сферы территорий присутствия компании.
Большое внимание компания уделяет и культурным инициативам. Так, в Выксе с 2011 года проходит фестиваль городской культуры «Выкса | Арт-овраг». За время проведения фестиваль эволюционировал в масштабный социокультурный проект, который имеет обширную круглогодичную программу, направлен на поиск творческих и инициативных людей, создания новых городских сообществ, способствует развитию городской среды и современной культуры в России.
Также компания осуществляет крупные инфраструктурные проекты по сохранению культурного и исторического наследия, развития образования и внутреннего туризма, крупнейший из которых – строительство в Выксе Нижегородской области индустриально-туристского центра «Шухов парк».
Директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель поделился опытом взаимовыгодного сотрудничества по реализации проектов социально-экономического развития в регионах присутствия.
В мероприятии приняли участие представители компаний, входящих в «Севергрупп», — Наталья Поппель, советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали» и Борис Френкель, директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза».
В фокусе внимания участников конференции оказались такие важные темы, как ответственность бизнеса перед будущими поколениями в т.ч. за создание среды для интеллектуального и физического развития, формирование культуры благотворительности в медиапространстве, инструменты преодоления кризиса в условиях общей нестабильности и другие.
Региональная повестка всегда требовала особого внимания. Бизнес и органы власти на местах стремятся сохранить кадры, улучшить инфраструктуру, решить многие локальные проблемы, которые гораздо реже встают на повестке дня в мегаполисах. Спикеры круглого стола «Практики меняющихся городов» рассказали о практиках, которые повышают привлекательность городов и расширяют их культурные, спортивные и образовательные возможности, а также о привлечении софинансирования на такие инициативы.
«За время пандемии произошла масштабная переоценка ценностей, есть надежда на переход от доминанты общества потребления к социальному партнерству. Общеизвестно, что там, где вызовы и трудности, всегда есть возможности для развития, и что наибольшая эффективность в благотворительной сфере достигается там, где есть партнерство бизнеса, органов власти, представителей местных сообществ и медиа. Нам необходимо поднимать уровень профессионализма, анализа ситуации, поиска и внедрения лучших социальных практик, выстраивания и укрепления партнерств», – подчеркнула в своем выступлении Наталья Поппель.
В своем выступлении Борис Френкель рассказал о том, как группа трансформировала модель точечной помощи по запросам учреждений и организаций в системную комплексную работу по социальному инвестированию в регионах присутствия. «Свеза» активно развивает бизнес в шести российских областях. Четыре из семи комбинатов группы являются градообразующими, что накладывает значительную ответственность на компанию в части обеспечения достойного уровня жизни для своих сотрудников и их семей. Но справиться со всеми насущными вопросами, которые мешают социально-экономическому развитию небольших населенных пунктов, силами только бизнеса не представляется возможным.
В компании «Свеза» был разработан комплекс инструментов и механизмов, который позволяет решать наиболее важные задачи путем объединения ресурсов всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса, НКО, местных сообществ. Наиболее масштабный инструмент – это программы социально-экономического развития территорий присутствия на основе трехсторонних соглашений («Свеза»/регион/муниципалитет). Пилотный проект был запущен год назад в городе Мантурове в Костромской области с общим бюджетом в размере 5,5 млрд руб. В ближайшее время аналогичный проект будет запущен в Пермском крае, в активной стадии разработки находятся программы и в других регионах присутствия.
Не менее действенными являются такие инструменты как софинансирование социально значимых объектов, например, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов или детских садов. «Свеза» также сопровождает проекты до момента их включения в федеральные и региональные программы. Кроме того, с прошлого года в нескольких регионах внедряется механизм стимулирования местного населения, общественных объединений, учреждений, НКО и малого бизнеса к решению локальных задач через конкурсный отбор социальных и бизнес-инициатив. Обустроить сквер, поддержать детскую спортивную секцию, помочь музею – эти проекты крайне важны для местных сообществ.
«Наша задача, как ответственного бизнеса, создать благоприятную среду в регионах присутствия. Это позволит снизить отток трудоспособного населения и повысить привлекательность территории для молодежи. И мы видим, что для решения ключевых вопросов не требуется огромных средств. Нужна инициативная сторона, четкое соблюдение договорённостей и контроль на всех этапах реализации», — сказал Борис Френкель.
Пленарная сессия «Реальный импакт для благотворительности» была посвящена новым инструментам и стратегиям, которые предоставляет синергия власти, НКО и бизнеса. Президент БФ «Система» Оксана Косаченко выступила модератором дискуссии и пригласила спикеров – представителей всех трех общественных институтов обсудить самые подводные камни такого взаимодействия. Существует ли «индустрия» благотворительности в России? Как государству и третьему сектору наладить продуктивный диалог и выйти в ситуацию win–win? Как на благотворительное сообщество влияет практика импакт-инвестиций?
В центре экспертной дискуссии оказалась «болевая точка» некоммерческого сектора: стратегическое планирование и измерение социального эффекта.
«Мы все в одной лодке перед главным принципом благотворительности: не навреди. Но если наша задача – не просто не навредить, но и достичь максимального социального эффекта, нам не обойтись без планирования, мониторинга и отчетности. Система, которую использует наш фонд, строится на теории изменений: гипотеза – пилотные проекты и объекты – построение цепочки результатов и показателей. Мы смотрим не только на то, что мы сделали: сколько мероприятий провели, скольких специалистов обучили – но и к каким реальным изменениям это привело: сколько появилось рабочих мест, сколько молодежи вернулось в родной регион», – рассказывает Мария Морозова, генеральный директор «благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко».
Оксана Косаченко рассказала о проектах социального воздействия как о новом варианте взаимодействия государства, бизнеса и НКО:
«Мы привыкли к тому, что эффект благотворительной деятельности измеряется относительными показателями: кому-то стало в чем-то лучше жить. Государство предлагает сектору альтернативу, которой я призываю воспользоваться всех коллег: проекты социального воздействия со счетными показателями. В частности, в 2019 году было принято постановление «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия». Таких проектов мало: в России на сегодняшний день реализуется семь, мы были третьими инициаторами. Спектр сфер для инвестиции пока ограничен: образование, экология, медицинская помощь, инклюзивная среда. При достижении запланированных показателей государство компенсирует затраты. Самое сложное в практике импакт-проектов – документооборот, в котором задействованы местная администрация, Министерство финансов, Счетная палата и ВЭБ.РФ как оператор. Мы прошли этот путь за полгода – и теперь, отработав алгоритм, планируем масштабировать проект в другие регионы и с другими активами АФК «Система», – комментирует Оксана Косаченко.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: