Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Благотворительность в России: наследие для будущих поколений

209
Читать: 7 мин.

Ответственность бизнеса перед будущими поколениями обсудили представители крупных компаний и общественных организаций в рамках конференции «Благотворительность в России». Мероприятие в 18 раз проводит газета «Ведомости».

Руководитель направления по корпоративной социальной ответственности Объединенной металлургической компании Ольга Миронова рассказала об опыте ОМК в развитии социальных программ.

Участники круглого стола «Практики меняющихся городов» обсудили методы, которые повышают привлекательность городов и расширяют их культурные, спортивные и образовательные возможности, а также способы привлечения софинансирования на такие инициативы. В дискуссии приняли участие представители крупных компаний, руководители некоммерческих организаций и ассоциаций, консультанты и ведущие эксперты, представители отраслевых и деловых СМИ.

Ежегодно ОМК направляет на спонсорскую и благотворительную помощь в регионах более 1 млрд рублей, число проектов и объемы вложений растут. Компания реализует системные программы, которые соответствуют мировым ESG-трендам и направлены на устойчивое развитие регионов, где расположены предприятия ОМК. Грантовый конкурс «ОМК-Партнерство» и программа по развитию социального предпринимательства «Начни свое дело» уже доказали свой социально-экономический эффект методом SROI – возврата социальных инвестиций. ОМК также стимулирует корпоративное добровольчество на своих заводах и в вагоноремонтных депо, поддерживает экологические волонтерские акции.

«Большинство предприятий нашей компании расположены в небольших городах, где остро стоит вопрос наличия качественных социальных услуг и мер поддержки. В такой ситуации крупный бизнес должен брать решение этих задач на себя. Мы стимулируем жителей участвовать в разработке и реализации проектов, обучаем их, финансируем лучшие инициативы. Оценка программ методом SROI показывает, что они эффективны и имеют отличный потенциал к тиражированию», – поделилась руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК Ольга Миронова.

Она также отметила, что в прошлом году победители конкурса «ОМК-Партнерство» привлекли более 40 млн рублей софинансирования от Фонда президентских грантов. А социальные предприниматели в трех моногородах получили более 9 млн рублей региональных субсидий. Все эти средства пошли на развитие социальной сферы территорий присутствия компании.

Большое внимание компания уделяет и культурным инициативам. Так, в Выксе с 2011 года проходит фестиваль городской культуры «Выкса | Арт-овраг». За время проведения фестиваль эволюционировал в масштабный социокультурный проект, который имеет обширную круглогодичную программу, направлен на поиск творческих и инициативных людей, создания новых городских сообществ, способствует развитию городской среды и современной культуры в России.

Также компания осуществляет крупные инфраструктурные проекты по сохранению культурного и исторического наследия, развития образования и внутреннего туризма, крупнейший из которых – строительство в Выксе Нижегородской области индустриально-туристского центра «Шухов парк».

Директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель поделился опытом взаимовыгодного сотрудничества по реализации проектов социально-экономического развития в регионах присутствия.

В мероприятии приняли участие представители компаний, входящих в «Севергрупп», — Наталья Поппель, советник генерального директора по устойчивому развитию «Северстали» и Борис Френкель, директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза».

В фокусе внимания участников конференции оказались такие важные темы, как ответственность бизнеса перед будущими поколениями в т.ч. за создание среды для интеллектуального и физического развития, формирование культуры благотворительности в медиапространстве, инструменты преодоления кризиса в условиях общей нестабильности и другие.

Региональная повестка всегда требовала особого внимания. Бизнес и органы власти на местах стремятся сохранить кадры, улучшить инфраструктуру, решить многие локальные проблемы, которые гораздо реже встают на повестке дня в мегаполисах. Спикеры круглого стола «Практики меняющихся городов» рассказали о практиках, которые повышают привлекательность городов и расширяют их культурные, спортивные и образовательные возможности, а также о привлечении софинансирования на такие инициативы.

«За время пандемии произошла масштабная переоценка ценностей, есть надежда на переход от доминанты общества потребления к социальному партнерству. Общеизвестно, что там, где вызовы и трудности, всегда есть возможности для развития, и что наибольшая эффективность в благотворительной сфере достигается там, где есть партнерство бизнеса, органов власти, представителей местных сообществ и медиа. Нам необходимо поднимать уровень профессионализма, анализа ситуации, поиска и внедрения лучших социальных практик, выстраивания и укрепления партнерств», – подчеркнула в своем выступлении Наталья Поппель.

В своем выступлении Борис Френкель рассказал о том, как группа трансформировала модель точечной помощи по запросам учреждений и организаций в системную комплексную работу по социальному инвестированию в регионах присутствия. «Свеза» активно развивает бизнес в шести российских областях. Четыре из семи комбинатов группы являются градообразующими, что накладывает значительную ответственность на компанию в части обеспечения достойного уровня жизни для своих сотрудников и их семей. Но справиться со всеми насущными вопросами, которые мешают социально-экономическому развитию небольших населенных пунктов, силами только бизнеса не представляется возможным.

В компании «Свеза» был разработан комплекс инструментов и механизмов, который позволяет решать наиболее важные задачи путем объединения ресурсов всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса, НКО, местных сообществ. Наиболее масштабный инструмент – это программы социально-экономического развития территорий присутствия на основе трехсторонних соглашений («Свеза»/регион/муниципалитет). Пилотный проект был запущен год назад в городе Мантурове в Костромской области с общим бюджетом в размере 5,5 млрд руб. В ближайшее время аналогичный проект будет запущен в Пермском крае, в активной стадии разработки находятся программы и в других регионах присутствия.

Не менее действенными являются такие инструменты как софинансирование социально значимых объектов, например, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов или детских садов. «Свеза» также сопровождает проекты до момента их включения в федеральные и региональные программы. Кроме того, с прошлого года в нескольких регионах внедряется механизм стимулирования местного населения, общественных объединений, учреждений, НКО и малого бизнеса к решению локальных задач через конкурсный отбор социальных и бизнес-инициатив. Обустроить сквер, поддержать детскую спортивную секцию, помочь музею – эти проекты крайне важны для местных сообществ.

«Наша задача, как ответственного бизнеса, создать благоприятную среду в регионах присутствия. Это позволит снизить отток трудоспособного населения и повысить привлекательность территории для молодежи. И мы видим, что для решения ключевых вопросов не требуется огромных средств. Нужна инициативная сторона, четкое соблюдение договорённостей и контроль на всех этапах реализации», — сказал Борис Френкель.

Пленарная сессия «Реальный импакт для благотворительности» была посвящена новым инструментам и стратегиям, которые предоставляет синергия власти, НКО и бизнеса. Президент БФ «Система» Оксана Косаченко выступила модератором дискуссии и пригласила спикеров – представителей всех трех общественных институтов обсудить самые подводные камни такого взаимодействия. Существует ли «индустрия» благотворительности в России? Как государству и третьему сектору наладить продуктивный диалог и выйти в ситуацию winwin? Как на благотворительное сообщество влияет практика импакт-инвестиций?

В центре экспертной дискуссии оказалась «болевая точка» некоммерческого сектора: стратегическое планирование и измерение социального эффекта.

«Мы все в одной лодке перед главным принципом благотворительности: не навреди. Но если наша задача – не просто не навредить, но и достичь максимального социального эффекта, нам не обойтись без планирования, мониторинга и отчетности. Система, которую использует наш фонд, строится на теории изменений: гипотеза – пилотные проекты и объекты – построение цепочки результатов и показателей. Мы смотрим не только на то, что мы сделали: сколько мероприятий провели, скольких специалистов обучили – но и к каким реальным изменениям это привело: сколько появилось рабочих мест, сколько молодежи вернулось в родной регион», — рассказывает Мария Морозова, генеральный директор «благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко».

Оксана Косаченко рассказала о проектах социального воздействия как о новом варианте взаимодействия государства, бизнеса и НКО:

«Мы привыкли к тому, что эффект благотворительной деятельности измеряется относительными показателями: кому-то стало в чем-то лучше жить. Государство предлагает сектору альтернативу, которой я призываю воспользоваться всех коллег: проекты социального воздействия со счетными показателями. В частности, в 2019 году было принято постановление «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия». Таких проектов мало: в России на сегодняшний день реализуется семь, мы были третьими инициаторами. Спектр сфер для инвестиции пока ограничен: образование, экология, медицинская помощь, инклюзивная среда. При достижении запланированных показателей государство компенсирует затраты. Самое сложное в практике импакт-проектов – документооборот, в котором задействованы местная администрация, Министерство финансов, Счетная палата и ВЭБ.РФ как оператор. Мы прошли этот путь за полгода – и теперь, отработав алгоритм, планируем масштабировать проект в другие регионы и с другими активами АФК «Система», — комментирует Оксана Косаченко.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: