Кто помогает помогать
Крупные компании не снижают объемов благотворительной деятельности, но стараются тратить деньги наиболее эффективно, свидетельствуют результаты исследования «Лидеры корпоративной благотворительности», в шестой раз проведенного некоммерческим партнерством грантодающих организаций «Форум доноров» и газетой «Ведомости» совместно с PwC. К участию в нем приглашались компании с годовым оборотом не менее 300 млн руб. и заверенной аудитором отчетностью за 2011 г. Участники заполняли анкету, рассказывая в ней о благотворительных проектах, финансируемых за счет компании (частные пожертвования сотрудников, топ-менеджеров и акционеров, а также рекламное спонсорство не принимались в расчет).
Рекордные цифры
Анкеты о благотворительной деятельности в 2012 г. для участия в проекте прислали 63 компании, в том числе 15 новичков, ни разу прежде не принимавших участия в исследовании, — и та и другая цифра стала рекордом.
Данные о своих социальных инвестициях сообщили 53 участника. Их совокупный вклад на нужды благотворительности в 2012 г. составил 13,4 млрд руб., тогда как 50 участников прошлогоднего рэнкинга сообщали о расходах в 11,8 млрд руб за 2011 г.
С учетом того что в проекте этого года нет двух компаний, в 2011 г. заявлявших о самых крупных расходах, — АФК «Система» (тогда компания потратила на благотворительность 2,6 млрд руб.) и «Новатэка» (1,2 млрд руб.), можно считать, что затраты на благотворительность в прошлом году как минимум не снизились, говорит руководитель программ «Форума доноров» Александра Болдырева. АФК «Система» заняла в прошлом году первое место в рэнкинге корпоративных благотворителей, в этом году ее представитель вошел в экспертный совет жюри, и поэтому компания не могла участвовать в исследовании. «Новатэк» в этом году в проекте не участвует. Анализ бюджетов участников двух последних исследований показывает, что они либо сохранили расходы на прежнем уровне, либо увеличили, добавляет Болдырева.
Самыми популярными сферами финансирования для крупных компаний остается образование и просвещение, социальная поддержка незащищенных слоев населения и финансирование местных сообществ — связанные с этими темами проекты есть у большинства участников рэнкинга.
В 2012 г. меньше компаний выделило деньги на поддержку культуры и искусства, а в 2014 г. эта тенденция может сохраниться, отмечает Болдырева. Связано это с тем, что табачные компании, входившие в число крупнейших меценатов, в связи со вступлением в силу антитабачного законодательства вынуждены отказаться от финансирования многих культурных проектов.
То, что в 2013 и 2014 гг. ситуация с финансированием благотворительной деятельности может ухудшиться, и не только из-за изменений законодательства, признают эксперты и бизнесмены. Сотрудники четырех крупных компаний признались «Ведомостям», что вынуждены в 2013 г. заморозить некоторые благотворительные проекты из-за непонятной экономической ситуации, одна из компаний и вовсе свернула такую деятельность. Несомненно, бюджет на благотворительность напрямую зависит от успешной профильной деятельности компании, так что все будет зависеть от ситуации на рынке, где она работает, объясняет директор центра развития филантропии «Сопричастность» Татьяна Бачинская. Впрочем, определяя места участников исследования в рэнкинге, жюри оценивало прежде всего эффективность управления благотворительной деятельностью, тогда как объем расходов компании влиял на ее позицию в небольшой степени.
Помощь от лидера
Первое место в рэнкинге занял постоянный участник исследования — компания «Северсталь», поднявшись с 16-й позиции в прошлом году. Она потратила на благотворительные программы 1,45 млрд руб. На 2-м месте банк «Уралсиб» (10-е место годом ранее), направивший на благотворительные программы более 1,1 млрд руб. Далее следует один из постоянных призеров рейтинга, фармкомпания «Катрен» (в прошлогоднем рэнкинге занимала вторую строчку), и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК).
Всех лидеров объединяет высокое качество благотворительных программ и прозрачность благотворительной деятельности: у них есть утвержденная политика в этой области, годовые отчеты, четкие принципы отбора благополучателей, все компании раскрывают свои расходы, комментирует Болдырева. И конечно, лидеры обращают внимание на эффективность программ, подчеркивает она. Каждый четко формулирует цели и задачи благотворительной деятельности и то, как она связана с общими целями компании, в том числе по бизнесу. Кроме того, каждый из лидеров тиражирует свои лучшие практики, развивает корпоративное волонтерство и привлекает к благотворительной деятельности партнеров, добавляет Болдырева. Кстати, 34 участника рэнкинга указали, что их сотрудники за 2012 г. пожертвовали на благотворительность в общей сложности 166,2 млн руб.
Помощь отовсюду
Очень эффективно взаимодействует с партнерами «Северсталь»: на каждый рубль, направленный на благотворительность, она привлекает еще 3-4 руб. партнеров, знает Бачинская. Партнером компании в проектах по профилактике сиротства стал благотворительный фонд «Лукойла», рассказала начальник управления корпоративной социальной ответственности «Северстали» Наталья Поппель. А в программах по развитию корпоративного волонтерства «Северсталь» сотрудничала с банком «Уралсиб», программу по подготовке менеджеров в области культуры компания реализует вместе с Британским советом. Фонд «Северстали» «Дорога к дому» выигрывает гранты Минэкономразвития.
Партнерство — основа благотворительных программ «Макдоналдса», говорит директор благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда» Светлана Полякова. Девиз компании — «Мы помогаем помогать», поэтому она проводит для партнеров турниры по гольфу, сборы от которых идут в фонд, устраивает «Макхэппи день» в ресторанах, перечисляя часть дневной выручки на благотворительные цели. Подобные проекты приносят значительные суммы фонду — например, прошлогодний «Мак день» собрал 17 млн руб., а одни только коробочки для «лишней» сдачи, установленные в «Макдоналдсе» около касс, в год собирают для фонда до 30 млн руб., рассказывает Полякова. На что идут собранные средства? Например, к 2013 г. в Казани на территории детской больницы построена и открыта семейная гостиница, в которой могут жить родители тяжелобольных детей. В этом году «Макдоналдс» собирает деньги на строительство в Сочи детской площадки, где смогут безопасно играть дети с ограниченными возможностями.
Компании ищут возможность поддержать наиболее эффективные благотворительные проекты. Например, «Норникель» для этого в последние годы начал использовать новый инструмент финансирования. Если раньше компания выделяла средства в виде шефской помощи нуждающимся в поддержке, то теперь часть средств компания распределяет на конкурсе социальных проектов, рассказывает Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики «Норникеля», вошедшего в десятку лидеров рэнкинга. Такой конкурс с 2010 г. проводился в Мурманской области, где работает Кольская ГМК, а в этом году он прошел и в Норильске, говорит Ивченко. Один из ярких проектов, победивших на конкурсе в прошлом году, — «Хоккейная лига стран Баренц-региона», суть которого в проведении матчей команд России, Норвегии и Финляндии в гостях друг у друга.
В сфере корпоративной благотворительности начался переход от так называемой «популярной» благотворительности, когда компании оказывают разовую помощь детям, больным раком, или осуществляют поддержку детских домов, к работе другого уровня и масштаба, резюмирует председатель попечительского совета фонда компании Amway Анна Сошинская. Все больше появляется компаний, которые помогают пожилым людям, вкладывают силы в образовательные проекты и непопулярные направления с точки зрения имиджа.
Признаки лидера
Компании стали более профессионально относиться к благотворительной деятельности, они следят за эффективностью, выбирают для реализации программ опытных партнеров из числа НКО, говорит Бачинская. Но есть одно популярное направление благотворительности, ситуация в котором не меняется так быстро, как хотелось бы, сожалеет она. Это помощь детским домам. «После проведенного в 2012 г. исследования мы убедились, что большинство продолжает поддерживать детские дома подарками и денежными вливаниями. Меня, как человека, воспитанного в подобном учреждении, это ужасает. Выпускники выходят в мир с привычкой потреблять без отдачи. Они уверены, что так будет всегда. И это многих приводит к криминалу или делает жертвой преступников», — объясняет Бачинская. Подарки — это хорошо, но еще больше детдомовцам нужны программы по социализации. А еще — профилактика социального сиротства.
Много правильного в этом направлении делает «Северсталь», считает Бачинская. Банк «Уралсиб» также стал уделять больше внимания поддержке семей, оказавшихся в трудной ситуации, продолжает она. И Amway пришла к выводу, что надо сосредоточиться на проблеме ответственного родительства, говорит Сошинская.
За время, прошедшее с начала работы в Череповце фонда «Северстали» «Дорога к дому», в городе закрылось пять из девяти детских домов, потому что их воспитанники обрели семьи. «Главное наше достижение в том, что ни одного усыновленного ребенка не вернули. Мы очень серьезно готовим семьи до приема детей на воспитание и в дальнейшем не оставляем их без поддержки и помощи. Для приемных семей организуем клубы, где они обмениваются опытом», — рассказывает Поппель. Одна из сегодняшних задач программы — помочь мамам с детьми до двух лет, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В декабре в череповецком Доме ребенка планируется открыть отделение, в котором мамы, собравшиеся отказаться от ребенка из-за финансовых проблем или конфликтов с родственниками, смогут бесплатно оставлять детей в дневных группах с обязательным условием забирать их домой на ночь и на выходные. Специалисты фонда будут убеждать и маму, и родственников сохранить семью. Это и есть настоящее социальное партнерство, считает Поппель: Дом ребенка — госучреждение, финансировать новое направление его работы будут «Северсталь» и Национальный благотворительный фонд, а непосредственно работать с семьями будут специалисты НКО. Подробнее.
20 ноября 2013, Ведомости
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: