Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Корпоративный кодекс этики: инструмент диалога или сведения счетов?

1284
Читать: 5 мин.

Представители Ассоциации менеджеров на заседании Комиссии по бизнес-этике и Комитета по ESG и устойчивому развитию на тему «Кодекс этики как инструмент возмездия в руках сотрудника» обсудили, кто в первую очередь в компании должен быть носителем корпоративных ценностей и этики, – руководство или трудовой коллектив, как можно деликатно оценить анонимную жалобу и разрешить конфликтную ситуацию. Участники заседания перечислили ответные меры при нарушении принципа добросовестности при обращении в комиссию, оценили роль комитетов по этике в рассмотрении жалоб сотрудников компании, а также назвали основные составляющие объективного независимого расследования.

Вячеслав ЕВСЕЕВ, исполнительный директор Ассоциации менеджеров во вступительном слове отметил: «В большинстве компаний кодекс этики используется как инструмент баланса, как корпоративная ценность, но всегда есть нюансы, ведь обе стороны могут им злоупотреблять».

Модераторами встречи выступили Юлия Андреева, сопредседатель Комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров, партнер практики частных клиентов, адвокат S&K Вертикаль; Ирина Антюшина, сопредседатель Комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров, директор по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России и Беларуси, а также Ирина Бахтина, председатель Комитета по устойчивому развитию и ESG Ассоциации менеджеров, директор по устойчивому развитию, член исполнительного комитета (правления) РУСАЛ.

«Это провокационная тема, но запрос на нее пришел именно изнутри, здесь есть о чем поговорить», – отметила Юлия Андреева. «Намерения у кодекса всегда наилучшие, но к реализации могут быть вопросы», – считает Ирина Антюшина. «Кодекс этики не должен поощрять практику двойных стандартов, – отмечает Ирина Бахтина. – Ценностные ориентиры, закладываемые корпоративными кодексами, ярко подсвечивают для соискателей, что именно ценят в них те или иные работодатели, и эффективность этого инструмента проявляется именно в том, к какому поведению своих сотрудников и управленцев компании действительно нетерпимы».

Арина Сергиевская, руководитель направления по соблюдению деловой этики Unilever в России и Беларуси, обратила внимание на то, что зачастую компании не во всём готовы придерживаться правил этики – «из-за этого доверие к кодексу теряется». По словам эксперта, сегодня особенно остро стоит вопрос предотвращения разочарования людей в теме деловой этики. «Это вопрос долгий, требующий постоянной работы – необходимо отдельно общаться с работниками», – добавила Арина Сергиевская.

Спикер привела несколько примеров из практики. Иногда для разрешения конфликтных ситуаций необходимо было открыть письма с жалобами и взять на себя роль педагога, разбирая то, что могло показаться сотруднику оскорбительным. «Это может дать понять, чем сотрудник не доволен конкретно, и почему ему нужна защита и поддержка именно сейчас». Иногда, подчеркнула Сергиевская, приходится разбирать самые простые вещи: «жалобы на процессы, на поведение руководителей». К сожалению, добавила она, не всегда человек действительно чем-то оскорблен или недоволен, а просто может использовать кодекс этики для сведения счетов с компанией в целом или отдельным ее сотрудником. Тем не менее, представитель Unilever назвала кодекс «позитивной историей, в которой  неуместен шантаж, так как он нарушает систему реализации».

«Самое популярное в сегодняшних кейсах – это дресс-код, конфликт интересов, родственные отношения в одной вертикали, а также нецензурные высказывания», – поделилась Ирина Орешкина, адвокат, руководитель проектов S&K Вертикаль. Тем не менее, отметила эксперт, сотрудники все чаще не хотят доводить дело до суда. Спикер уверена – «нужны четкие правила кодексов, это позволит минимизировать ситуации недопонимания».

Татьяна Журба, комплаенс-офицер компании «ЛАНИТ» рассказала присутствующим, как же проходит процедура рассмотрения жалобы: «Ее получает комплаенс-офицер, при этом PR-департамент выступает как независимый арбитр и просто смотрит за происходящим». Привлекают и службу по персоналу – как  консультантов, задействована и служба безопасности.  Это необходимо в том случае, когда сотрудники выдвигают серьезные жалобы, где не обойтись без серьезного расследования. «Очень многое на самом деле зависит от комплаенс-офицера, – резюмировала Татьяна Журба. – Он может понять,что хочет человек, умеет коммуницировать с «проблемным» сотрудником».

Валерия Дворцевая, управляющий партнер «ВИЗАВИ Консалт», считает, что важно всегда спрашивать человека о причинах ухода: «Много увольнений происходят в ситуации «расшибания лба». В числе прочих ошибок поведения, которые могут присутствовать к компании – «тенденция восприятия руководства в виде божества». Также в практике Валерии  – много кейсов, связанных с передачей бизнеса детям, есть и  ситуации, «когда корпоративная культура «съедает» бизнес».

Со слов Дворцевой, существует много компаний, где не прописан этический кодекс, но по факту он есть: «Важно, чтобы не было расхождений с реальностью. Этика и ценности – экономический фактор,а не только фактор культуры».

Вячеслав Андрюшин, руководитель направления комплаенса и этики бизнеса «Московской биржи», уверен, что людей надо вовлекать в корпоративную культуру, популяризировать кодекс этики. «Люди должны понимать, когда они могут прийти с жалобой, уметь пользоваться горячей линией, а не выкладывать компромат на компанию или коллег в последний рабочий день, что также бывает».

Резюмируя заседание, Ирина Бахтина констатировала: «С человеком надо обращаться аккуратно, как с ценным минералом. И именно от руководителя зависит, как сотрудник будет работать».

По мнению исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вячеслава Евсеева, «кодекс этики должен использоваться для диалога, а не возмездия, и очень многое зависит от профессионализма всей команды. Важно делиться практикой, общаться, собрать вопросы и обратную связь».

Информационными партнерами Комиссии выступают «Бизнес и общество», +1, EcoStandard Journal.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: