
Как создать доступную мультимедийную среду
23 мая на Международном музейном фестивале «Интермузей–2025» будет впервые представлено методическое пособие «Доступность мультимедийных и интерактивных инсталляций: что придумали и сделали в Музее криптографии и как это работает». Авторами идеи и составителями книги выступили куратор программ доступности и инклюзии Никита Большаков и руководитель отдела посетительского опыта Ксения Леденёва. Методическое пособие доступно онлайн бесплатно.
Создатели Музея криптографии ставили перед собой задачу сделать музей доступным для разных категорий посетителей, чтобы у всех был равный и комфортный доступ к материалам экспозиции и программам. Как показало время, принятые решения оказались удачными: музей регулярно посещают люди с разным опытом: слепоглухие, незрячие, глухие и зрячеслышащие и люди, которые передвигаются на коляске.
«Мы хотим сделать наш музей пространством увлекательного и научно достоверного рассказа, с современными технологиями и актуальными визуальными решениями. Но самое важное для нас — не упустить из вида главную цель: сделать музей для человека. Ценности команды, ее небезразличие, умноженное на профессионализм и требовательность к себе и своим партнерам по проекту, — это и есть любовь к человеку, к своему посетителю», — говорит Лидия Лобанова, директор Музея криптографии.
Лидия отмечает, что создавать доступную и инклюзивную среду — это работать в условиях постоянного дефицита как специалистов, разбирающихся в теме, методах и инструментах, так и нормативной базы.
«Когда мы начали работать над доступностью мультимедиа в экспозиции, очень быстро стало понятно, что в российской литературе нет удачных описанных примеров, на которые можно было бы опираться. Честно говоря, и неудачных тоже нет. Да и если посмотреть англоязычную литературу по этой теме — в основном вы встретите сухие методические пособия с примерами, без сомнения полезными, но все равно не позволяющими до конца понять, с чем вам предстоит столкнуться. И с каждой новой набитой шишкой, с каждым новым шокированным подрядчиком уверенность в том, что наш опыт нужно описать, только крепла. В «методичке» мы постарались не столько вывести общие универсальные рекомендации, сколько показать решения, которые у нас сработали и что более ценно, на мой взгляд, — не сработали. Мы проводили UX-исследования инсталляций, доступных для незрячих людей, собирали опыт, обратную связь — теория теорией, а на практике всегда нужно быть готовым к большому количеству сюрпризов», — рассказывает Никита Большаков.
Книга адресована сотрудникам музеев, специалистам по доступности и инклюзии, разработчикам мультимедийного контента, проектировщикам музейных экспозиций, а также студентам, изучающим музейное дело.
Методическое пособие рассказывает, почему важна доступность интерактивных инсталляций; что такое цифровая доступность музеев и как ее создать; как обеспечить физическую доступность мультимедийных инсталляций; какие аудиорежимы нужно использовать для незрячих и слабовидящих людей; как применять жестовый язык в экспозиции; какие программы и оборудование могут пригодиться, на что следует обратить внимание при составлении технического задания для подрядчика. Авторы книги делятся полезными кейсами. В книге много иллюстративного материала и схем, написана она простым доступным языком.
Музей криптографии — первый и единственный в России научно-технологический музей, который рассказывает о криптографии, истории коммуникации и методах защиты информации в разные эпохи. Это современный мультимедийный музей, построенный с учетом лучших международных практик.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: