Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Как привлечь высокотехнологичный бизнес к работе с малыми отдаленными городами

51
Читать: 5 мин.

Решения острых региональных проблем обсуждались на сессии «Развитие приоритетных регионов и состояние бюджета» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Проблемы планирования

В 2021 году Счетная палата признала неудачной Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС Даниил Ситкевич и ведущий научный сотрудник этого центра Ирина Стародубровская полагают, что корень проблем — в выбранной модели развития «сверху». Такая модель подразумевает, что государство будет вкладывать в развитие региона собственные средства или привлекать внешних инвесторов. Результаты своего исследования Даниил Ситкевич и Ирина Стародубровская показали в докладе «Экономическое развитие Северного Кавказа: выбор институциональных альтернатив». 

В первые годы для работы над программой была характерна гигантомания, обратил внимание Даниил Ситкевич, при этом местные власти, бизнес и население не рассматривались как экономические агенты в рамках стратегии, и в результате они были отодвинуты от процесса экономической модернизации региона. «Государство не может точно рассчитать то, какие именно предприятия нужно создавать в регионе. Многие инвестиционные проекты, которые были прямо заложены в стратегии, оказались неудачными как из-за плохого планирования, так и из-за изначальной недостижимости ожидаемых результатов», — отметил эксперт.

Альтернативой могла бы служить модель модернизации региона «снизу»: она подразумевает, что местные власти, бизнес и жители самостоятельно начнут двигать развитие региона вперед. Однако для этого необходимо создать предпосылки институциональной среды и должна быть готовность населения этим заниматься, подчеркнул Даниил Ситкевич. Если с мотивацией населения проблем не наблюдается, то главным барьером развития бизнес-сообщество считает как раз низкое качество институциональной среды и слабую возможность взаимодействия с государством.

Цифровая недоступность

Бюджетная поддержка развития бизнес-проектов в регионах необходима при любых подходах к развитию регионов. «Реализация крупнейших инфраструктурных проектов цифровой доступности создает колоссальную нагрузку на бюджет. На больших территориях это видно особенно ясно», — обратила внимание профессор СПбГУ Елена Мидлер, представившая доклад «Цифровая доступность и инвестиционные возможности бизнеса».

Нужно признать, что более 10 млн человек в России живут на территориях, которые не являются инвестиционно привлекательными для крупных игроков рынка информационных коммуникаций из-за малой емкости рынка, низкой платежеспособности местного населения, плохого развития инженерной инфраструктуры. Привлекательны населенные пункты, где проживает не менее 1000 человек, констатирует эксперт.

Здесь решением проблемы может стать государственно-частное партнерство, полагает Елена Мидлер. Государство, по ее словам, может выплачивать компенсации частным компаниям, работающим в таких регионах. Предлагается сделать субсидируемым сегмент инфраструктуры соединения населенных пунктов, а сегмент доступа к связи в самих поселениях оставить частным компаниям на конкурентных условиях.

«Государство, добавь денег, а мы, компании, обменяемся инфраструктурой и будем работать дружно», — иронично подытожила выступление Елены Мидлер модератор сессии Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.

ЖКХ в регионах: лидеры и аутсайдеры

Научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики МГУ Ирина Филиппова и заведующий Лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов взялись за одну из самых болезненных для страны тем — эффективность расходов ЖКХ.

Расходы на ЖКХ в бюджете расширенного правительства — 1,5 трлн рублей, из них 80% отправляются в регионы и муниципалитеты, напомнила Ирина Филиппова. По первым прикидкам стало ясно, что есть кластер эффективных регионов и кластер аутсайдеров, рассказала она. Авторы исследования выделили 17 эффективных регионов РФ и 11 наименее эффективных. В число первых вошли Москва, Санкт-Петербург и Белгородская область. Среди неэффективных — Мурманская область и Сахалин. Ученые подсчитали, что если повысить эффективность расходования средств на ЖКХ в 11 отстающих регионах, то можно сэкономить порядка 200 млрд рублей в год.

А чтобы регион стал эффективным, траты должны быть прозрачными, констатируют эксперты. Например, Чукотка сейчас не использует госзакупки, субсидии, капвложения. Единственный способ трат — «иные ассигнования», то есть самый непрозрачный инструмент расходов. В то же время самый прозрачный инструмент — госзакупки — является основным способом расходования средств в 17 эффективных регионах.

Баланс по вертикали

Один из ключевых показателей эффективности регионов — их долговая устойчивость. Он помогает распределять кредиты, показывает, какие регионы смогут вернуть деньги, каким это сделать затруднительно. Одним из наименее изученных факторов долговой устойчивости — вертикальной бюджетной несбалансированностью (VFI) — занялись научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Уральского отделения РАН Евгений Тимушев и доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Анна Михайлова. VFI, пояснили исследователи, состоит из двух компонентов: сбалансированность бюджета и баланс вертикальных трансфертов. Первый компонент показывает, насколько велики у региона доходы и расходы, баланс вертикальных трансфертов свидетельствует, сколько денег получает и отдает региональный бюджет федеральной казне и бюджетам иных регионов.

Авторы исследования обнаружили: если межрегиональные бюджетные трансферты высокие, то кредитный рейтинг тоже будет выше. Это происходит с большей вероятностью, если трансферты выше федеральных субсидий и дотаций. Видны также парные корреляции VFI с другими показателями. Например, обратная корреляция с оборотом малых и средних предприятий региона: чем больше в регионе денег проходит через малый и средний бизнес, тем меньше будет показатель несбалансированности бюджета.

Выявлена также вертикальная корреляция VFI с кредитным рейтингом. Для исследования взяли кредитный рейтинг Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). «Рейтинг четко делит регионы по уровню дотационности и бюджетной обеспеченности», — пояснил Евгений Тимушев.

Высокий кредитный рейтинг был у Краснодарского края, Челябинской и Новосибирской областей. И это несмотря на низкий уровень бюджетной обеспеченности. В этом выводе усомнилась Наталья Зубаревич. «Учитываете ли вы, что в разных регионах по-разному расходуются бюджеты на социальную политику? Примерно в половине регионов они пропускаются через муниципальные бюджеты в виде трансфертов, а в другой они напрямую расходуются из регионального бюджета», — обратила внимание модератор сессии. Исследователи признали, что этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Фото: iStock

Автор: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики Артем Самойлов и Семен Васильев
Благодарим пресс-службу НИУ ВШЭ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: