Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
347
Читать: 4 мин.

Зеленые госзакупки помогают повысить уровень качества жизни

WWF России, Центр стратегических разработок, российское экологическое общество и некоммерческая организация Экологический союз, представили доклад, который поможет российской системе государственных закупок стать более зеленой, позаботиться о здоровье граждан и сэкономить средства.

Государственные закупки называют зелеными (ГЗЗ), если к товарам и услугам предъявляются экологические требования, при выборе поставщика соответствие им учитывается наряду с ценой.

В 2018 году суммарный объем госзакупок в России составил 21 трлн рублей, показывая устойчивый рост несколько предыдущих лет подряд. Сектор является важным механизмом развития экономики страны. А значит, внедрение эко-ориентированных показателей в эту сферу будет эффективным инструментом в области устойчивого развития и охраны окружающей среды.

«Право на благоприятную окружающую среду в России гарантируется Конституцией, – напоминает Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России. − Экологические проблемы едва ли можно рассматривать отдельно от социальных и экономических, ведь они серьезно влияют на качество жизни граждан. Зеленые госзакупки могут существенно улучшить ситуацию».

Закупая товары и услуги, которые отвечают высоким экологическим требованиям, в том числе требованиям экомаркировок, существующих в России, таких как «Листок жизни» и FSC, государство поддерживает ответственных производителей, которые реализуют мероприятия по охране окружающей среды и выпускают продукцию, характеристики которой зачастую выше обязательных государственных требований, создает условия для развития зеленой экономики. Это позволит и сохранить природную среду и улучшить здоровье населения.

«Например, если мы говорим о сохранении лесов, то включение в систему госзакупок подтверждения того, что товары из древесины и изделий из нее происходят из ответственных источников, означает, что государственные органы уделяют внимание не только вопросам соблюдения законодательства во время заготовки этой древесины, но учитывает, соблюдены ли требования к сохранению ценных лесов, биоразнообразия, интересов местного населения, – рассказывает Екатерина Хмелева. – Таким подтверждением является, например, знак добровольной системы сертификации FSC. Такие подходы включены в законодательство и практику госзакупок многих стран. Положительные результаты очевидны как для окружающей среды, так и с точки зрения рачительного использования бюджетных средств».

В системе российских госзакупок в последние годы создаются условия для формирования и развития ГЗЗ. Например, проведение закупок с дополнительными эко-требованиями предусмотрено федеральными законами, регулирующими государственные и муниципальные закупки. Однако, экологические требования к закупаемой продукции не сформулированы и не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологической маркировке товаров, имеют место случаи использования неоправданных экологических заявлений в целях маркетингового продвижения продукции (гринвошинг).

«Зеленые государственные закупки — один из самых эффективных инструментов решения экологических проблем на государственном и глобальном уровнях. Развитие этой системы – общемировой тренд, который начинает свои первые шаги и в России, – комментирует Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни». – Задача таких закупок создать преференции экологически предпочтительным товарам, что является необходимым условием для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Для того, чтобы процесс был полноценным и привел к желаемым результатам, необходимо вовлечение всех уровней власти и повышение осведомленности населения, а также вовлечение экспертов в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития для формирования научно обоснованных критериев, которые станут ориентиром для осуществления зеленых государственных закупок. Опыт стран Европейского союза, Китая, Японии и ряда других стран подчеркивает роль экомаркировок, в том числе I типа, в формировании экологических критериев для зеленых закупок, использование экомаркировок в качестве источников экологических критериев возможно и в России, это поможет преодолеть один из серьезных барьеров на пути зеленых государственных закупок».

По мнению авторов доклада, тема перехода на зеленые закупки в условиях текущего общемирового кризиса и реалиях новой действительности актуальна как никогда.

«Пандемия коронавируса поставила мир перед выбором: мы либо продолжаем безответственно обогащаться и стремительно вовлекаем себя в череду смертельных катаклизмов, либо восстанавливаем экономическую систему, основанную на экологическом равновесии. Зеленые закупки – один из фундаментальных блоков нового типа хозяйственного цикла. Надо незамедлительно брать в работу нормы, правила, технологии – все, что уже продумано, опробовано и собрано в данном докладе», – считает Ольга Анчишкина, руководитель проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок.

«Эколого-ориентированный госзаказ – это прежде всего ответственная позиция государства, декларирование и сигнал, в том числе внешнему миру, о продолжении курса на развитие в России зеленой экономики. Бюджетные средства должны расходоваться ответственно и с учетом экологического эффекта – это должно быть своего рода зеленым бюджетным правилом», – считает Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества.

Новое исследование будет полезным в работе представителей органов власти, специалистов по госзакупкам, закупщиков, а также поставщиков товаров и услуг. Доклад призван стать отправной точкой этой работы, он дает краткий обзор существующего опыта ГЗЗ в мире, обозначает преграды в области развития ГЗЗ, приводит успешные примеры, содержит рекомендации по совершенствованию законодательства и нормативной базы.

Доклад «Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России» опубликован на сайте WWF России.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: