Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
НКР

Зеленее некуда. Первый совместный ESG-индекс РБК и НКР

1740
Читать: 6 мин.

РБК и рейтинговое агентство НКР впервые опубликовали собственный ESG-индекс компаний. Какие из него можно сделать выводы и прогнозы рассказал Андрей Пискунов, управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги».

Несмотря на общий негативный фон последних месяцев, устойчивое развитие не потеряло своей значимости для компаний. Практики ответственного ведения бизнеса, соблюдение экологических норм, социальные гарантии для сотрудников, прозрачное управление по-прежнему актуальны, вне зависимости от времени года или уровня общей неопределенности. Более того, устойчивое развитие — это всегда расчет на долгосрочную перспективу. И фокусируясь на ESG, компании пытаются компенсировать нестабильность обстановки. Но главное, практики устойчивого развития по-прежнему остаются важным фактором для доступа на рынки капитала.

Долгое время ESG-повестка в России ориентировалась на Запад. Все основные тренды и представление о лучших практиках задавались европейскими контрагентами. Прежде всего банками, которые требовали от бизнеса наличия ESG-рейтинга. Это позволяло попадать в инвестиционные списки и занимать деньги в долг. Сейчас идет переориентация на восточные рынки, в первую очередь на Юго-Восточную Азию. Там ESG-повестка тоже развивается, пусть и медленнее, чем в Европе. Теперь требования к наличию рейтинга будут исходить оттуда. Но в целом они мало отличаются от европейских. Основной их смысл в том, что экология, социальная составляющая и корпоративное управление должны быть на должном уровне. Таким образом, у бизнеса в России по-прежнему есть веские причины, чтобы заниматься ESG. Это во многом объясняет высокий интерес к нашему индексу.

Участие в индексе было полностью добровольным: о нём объявили на нескольких мероприятиях, была сделана рассылка,  компании  пригласили скачать и заполнить анкеты. Всего было около 500 скачиваний, в итоговый перечень отобрано 115 анкет.  Проект привлек не только крупные корпорации, но и относительно небольшой бизнес, который сложно было заподозрить в интересе к ESG. Средние компании активно скачивали и заполняли анкеты, хотя для многих из них это был первый подобный опыт. И если, например, у корпораций есть многолетняя история собственных отчетов об устойчивом развитии и специальные ESG-департаменты, то средние игроки рассылали анкеты по своим линейным подразделениям. Тем не менее они выступили в индексе достаточно неплохо.

Среди участников индекса есть компании реального сектора экономики, финансовые организации, страховщики. Причем структура анкеты учитывала отраслевую принадлежность. Это позволило, с одной стороны, адаптировать список вопросов к специфике сферы деятельности. С другой — обеспечить сопоставимость полученных ESG-оценок из разных секторов. Вес каждого фактора тоже менялся в зависимости от отрасли. Например, для нефинансовых компаний вес экологического компонента увеличивался в соответствии с их влиянием на окружающую среду.

Для этого использовалась градация из закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Максимальный вес (50%) экологического фактора применили для анализа компаний, которых закон относит к первой категории — объекты, оказывающие значительное негативное влияние. Для компаний из второй и третьей категорий вес фактора снижался до 40 и 30% соответственно.

Какие факторы учитывали в индексе

Экология:

  • показатели эмиссии вредных веществ;
  • рекультивация природных ресурсов;
  • инвестирование в природоохранные технологии;
  • финансирование экопроектов, которые не связаны с производственной деятельностью и реализуются на благотворительной основе;
  • экологичность операционной деятельности.

Дополнительно для банков и страховщиков:

  • формирование «зеленого» инвестиционного или кредитного портфеля;
    преференции «зеленым» заемщикам;
  • стимулирование ESG-подходов среди клиентов.

Социальный фактор:

  • соблюдение трудовых норм и законов в области защиты прав сотрудников;
  • дополнительные меры социальной защиты для персонала;
  • возможности развития и совершенствования в профессии для сотрудников;
  • создание условий для работников с ограниченными возможностями;
  • трудоустройство молодых специалистов, в том числе после обучения или стажировки на предприятии;
  • справедливость распределения финансового вознаграждения с учетом разброса между средней и медианной зарплатами;
  • текучесть кадров как показатель комфортных трудовых условий;
  • система обратной связи для сотрудников;
  • благотворительная деятельность и инвестирование в социальные проекты.

Корпоративное управление:

  • документы в сфере устойчивого развития компании;
  • регламенты по предотвращению конфликтов интересов;
  • антикоррупционные практики;
  • наличие совета директоров и профильных комитетов, отвечающих за устойчивое развитие, управление рисками, кадровую политику и вознаграждение менеджмента;
  • объем раскрываемой информации и регулярность раскрытия (по данным за 2021 год).

Над составлением индексов работала небольшая команда, которая руководствовалась теми сведениями, которые предоставили компании, и не проводила дополнительной верификации. Проверка всей первичной документации потребовала бы намного больше ресурсов.

Исходя из количества набранных баллов, все участники рейтинга были разделены на три категории по уровню соответствия ESG-стандартам — средний, выше среднего и высокий. Группы с низким уровнем в индексе нет: все участники в какой-то мере соблюдают экологические, социальные и управленческие стандарты.

Отраслевые выводы

Большинство участников получили хорошие оценки за управленческий компонент. Его качество оказалось выше, чем экологической и социальной составляющих. Это отражает достойный уровень развития корпоративного управления среди ведущих российских компаний.

С социальным компонентом дела тоже обстоят неплохо. Почти все компании отметили, что социальная поддержка сотрудников у них намного шире минимальных требований закона. Свою роль здесь сыграла пандемия. Индекс включает данные за 2020–2021 годы, а в этот период бизнес уделял очень много внимания защите сотрудников и социальным инициативам.

Но с экологической составляющей не все гладко. У финансовых институтов она оказалась достаточно слабой. Дело в том, что важную роль в расчетах играло наличие «зеленого» кредитного или инвестиционного портфеля. Сформировать такой портфель смогли лишь единицы игроков. У всех остальных эта работа пока на начальной стадии.

Процесс сдерживается отсутствием государственного стимулирования. Банки не получают послабления по резервированию средств на «зеленые» кредиты. Точно так же, как инвестор, который вкладывается в «зеленые» облигации, не может получить пониженную налоговую ставку на свой доход. В результате льготное кредитование экологичных проектов финансируют сами банки. И только лидеры отрасли могут предложить преференции при выдаче таких кредитов.

Нефинансовые компании также испытывают ожидаемые сложности с экологическим компонентом. В выборке много крупных промышленных игроков, которым трудно снижать выбросы и рекультивировать природные ресурсы из-за масштабов деятельности и отраслевой специфики.

Дело осложняют и трудности с учетом выбросов парниковых газов. Прямые выбросы из источников, которые находятся в собственности или под контролем компании (Scope 1), учитывают почти все. Замеры косвенных выбросов (Scope 2 и Scope 3) практикуются намного реже.

Ученые разделяют выбросы компаний на три сферы охвата. Первая сфера охвата (Scope 1) — это прямые выбросы предприятия при производстве. Ко второй сфере охвата (Scope 2) относится потребление энергии. Важно понимать, из каких источников компания получает энергию: угольные станции, АЭС, ГЭС и другое. Третья сфера охвата (Scope 3) включает всю цепочку жизненного цикла товара: закупка сырья, доставка, продажа, использование, утилизация и прочее, то есть напрямую не относящиеся к производителю выбросы.

Но стоит отметить, что компании много инвестируют в охрану окружающей среды и поддержание биоразнообразия. Причем высокие показатели демонстрируют в том числе игроки, от которых закон не требует обязательного восстановления природных ресурсов.

Сложности и прогнозы

Информационная прозрачность и открытость — это, безусловно, очень важные элементы корпоративной составляющей ESG. Но сегодня определенная степень закрытости и непрозрачности продиктована не практиками или идеологией компаний, а внешними факторами.

Было бы несправедливо наказывать участников за то, что они не публикуют некоторые данные из-за санкционных рисков. И поскольку отказ от информационной прозрачности имеет объективные внешние причины, аналитики опирались не на нынешние реалии, а на данные по состоянию на 2021 год.

При составлении индекса использовались не только размещенные в публичном поле сведения, но и большой массив закрытой информации. Для этого  пришлось подписать множество договоров о неразглашении информации, которые гарантировали участникам конфиденциальность. В результате индекс стал более основательным и показательным.

Команда проекта надеется, что в следующем году не только продолжит публиковать индекс, но и сможет расширить его за счет новых участников.

Данные за очередной год покажут, в каком направлении меняются интересы компаний и как развивается в этой области политика государства. Хотя в том, что устойчивое развитие останется актуальным для отечественного бизнеса, сомнений практически нет.

Подробнее н РБК и в материале НКР.

Фото НКР.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: