Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1137
Читать: 4 мин.

Что сдерживает рынок труда специалистов по устойчивому развитию

Исследование выявило разрыв между спросом компаний на квалифицированные кадры для устойчивого развития и программами по образованию в области ESG 

Предварительные результаты исследования «Образование в области устойчивого развития и ESG» представлены в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ. Эксперты из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке Национального ESG Альянса проанализировали 300 образовательных программ в области устойчивого развития и ESG в России и в мире, предлагаемых в 259 университетах. Полученные данные, включая опрос 80 представителей 58 ведущих российских университетов и бизнес-школ из различных регионов, интервью с экспертами из ключевых отраслей экономики и образовательной сферы, позволили определить ключевые вызовы для образования в области устойчивого развития в России и разработать рекомендации по его развитию. 

Необходима национальная рамочная концепция устойчивого развития и ESG в образовательной сфере, считают исследователи. Запрос рынка труда на специалистов в области устойчивого развития не всегда находит своевременный и надлежащий ответ со стороны системы высшего или корпоративного образования. Отсутствие согласованной национальной рамочной концепции устойчивого развития и ESG в образовательной системе создает дисбалансы в реальном спросе со стороны компаний на специалистов в области устойчивого развития и образовательном предложении университетов, отмечают эксперты.

В процессе анализа вакансий платформы HeadHunter за период сентябрь-ноябрь 2022 года исследователи выделили 837 объявлений о работе, связанной с устойчивым развитием. Согласно анализу профессиональных стандартов более 80 % позиций в области устойчивого развития и ESG предполагают, что у сотрудников есть высшее образование не ниже бакалавриата, при этом, почти 40% позиций требуют наличия у кандидата степени магистра.

Наблюдается определённый разрыв в запросах работодателей и предложении со стороны системы образования. Анализ образовательных программ в области устойчивого развития выявил неравномерное распределение по уровням образования: на бакалавриате обучается около 60 000 студентов, на специалитете – 1 400 студентов, в магистратуре – всего 8 300 студентов. В зарубежных университетах, в отличие от российских вузов, большее число программ реализуется именно на уровне магистратуры.

Андрей Шаронов, генеральный директор Национального ESG Альянса: «Доклад является итогом масштабной работы, которая будет интересна как академическому сообществу, так и бизнесу. Исследование описывает общее состояние образования в области устойчивого развития в России и мире, рассматривает лучшие образцы учебных программ в этой сфере, демонстрирует ожидания компаний и их требования к компетенциям специалистов в этой сфере.

Бизнес можно справедливо назвать одним из главных инициаторов развития ESG-образования в России. Корпорации стремятся формулировать запрос к системе высшего образования, чтобы в дальнейшем обеспечить себя высококвалифицированными кадрами в области устойчивого развития.  Совместная работа представителей научной среды и бизнеса позволяет выявить такой запрос и более эффективно взаимодействовать с государством, чтобы усовершенствовать систему высшего и дополнительного профессионального образования с опорой как на локальный, так и на международный опыт».

Участники круглого стола XXIV Ясинской конференции — генеральный директор «ESG Альянс» Андрей Шаронов, исполнительный директор дирекции по ESG Сбера Иван Барсола, директор по устойчивому развитию РУСАЛ Ирина Бахтина, менеджер по устойчивому развитию VK Ксения Топоркова и другие — обсудили актуальный запрос бизнес-сообщества на удовлетворение текущих потребностей в специалистах в кратчайшие сроки. В связи с этой потребностью бизнес формирует высокий спрос на образовательные программы формата ДПО (краткосрочные программы дополнительного профессионального образования) и более низкий спрос на традиционное образование уровня бакалавриата. Однако в условиях стремительной трансформации экономической и геополитической ситуации в мире система образования должна предлагать программы, направленные на перспективное решение запросов как бизнеса, так и государства, и общества в целом.

«Фрагментарные знания по проблематике устойчивого развития и ESG не позволят управленцам строить ответственный и устойчивый бизнес. Образование в области устойчивого развития требует системного подхода для формирования ответственного образа мышления, необходимого при принятии управленческих решений в современных условиях. Требуемые для этого компетенции и навыки могут быть сформированы в рамках основных образовательных программ, преимущественно магистратуры, при участии представителей бизнеса и других заинтересованных сторон» – подчеркнула Анна Веселова, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании».

Образование в области устойчивого развития предполагает переход от традиционной образовательной модели привычной передачи знаний к формату, нацеленному на размышление, активное вовлечение студента и генерацию знаний в совместном обучении. Такая концепция требует актуализации образовательных методик и моделей.

Исследователи акцентируют, что одним из ключевых принципов реализации образовательных программ в области устойчивого развития и ESG является принцип междисциплинарности, реализуемый через взаимодействие преподавателей разных программ и факультетов, а также кооперацию ученых и практиков. Университеты и бизнес-школы названы важнейшими акторами, способными формировать ответственных лидеров и специалистов, готовых решать сложные экологические, социальные и экономические проблемы, применяя принципы этики.

Исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке АНО «Национальный Альянс по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития» (ESG Альянс) проводилось в рамках государственной программы поддержки университетов «Приоритет 2030».

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: