Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Корпоративное управление, Межсекторное партнерство, Мировой опыт, Освещение КСО, Репутация/доверие, Социальная ответственность, Социальные инвестиции

Социальные программы повышают репутацию компании

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с коммуникационным агентством FleishmanHillard Vanguard представили результаты исследования «Актуальные вопросы взаимодействия бизнеса и власти 2015», включая ключевые каналы и инструменты коммуникации с точки зрения крупнейшего российского и иностранного бизнеса в стране. Данное исследование было проведено в рамках ежегодной оценки бизнесом деловой среды и инвестиционного климата в России.

Исследование показало ряд интересных тенденций в таких областях, как взаимодействие с основными стейкхолдерами, инструменты сотрудничества бизнеса и власти,  социальные программы и социально ответственное предпринимательство в рамках взаимодействия с обществом и властью, структурные особенности коммуникаций бизнеса с обществом и властью.

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП): «В проведенном РСПП совместно с FleishmanHillard Vanguard исследовании мы увидели, что как российский,так и международный бизнес заинтересован в дальнейшем выстраивании эффективного диалога с властью для улучшения деловой среды и инвестиционного климата в стране.  Приоритетные партнеры для бизнеса сегодня – профильные департаменты министерств и ведомств, федеральные органы власти и региональные администрации и муниципалитеты.  Наиболее эффективными каналами в 2015 году как российскими, так и международными компаниями были названы прямые контакты с представителями органов государственного и местного самоуправления, работа в составе постоянно действующих консультативных и совещательных органов, а также членство и активное участие в бизнес-объединениях и публичное и коллективное взаимодействие с представителями власти и местного самоуправления в рамках публичных площадок: крупнейших бизнес-форумов, конференций, круглых столов».

Елена Фадеева, генеральный директор FleishmanHillard Vanguard, президент коммуникационной группы Орта: «Исследование показало ключевые тенденции взаимодействия бизнеса и власти в 2015 году, в том числе особенности инвестиций бизнеса в это направление. Среди российских компаний инвестиции на федеральном уровне продолжаются в 89%, на региональном практически в 100%. При этом у иностранных компаний при сохранении регионального уровня, произошло сокращение на федеральном (у 31%). Важную роль в рамках взаимодействия бизнеса с обществом и властью продолжают играть социальные программы. Более 57% российских и 83% иностранных опрошенных компаний сохранили в 2015 году инвестиции в эту сферу на прежнем уровне. Отмечается рост инвестиций в социальные программы как в российских компаниях (небольшой – 10%, существенный – 18%), так и в иностранных (небольшой – 17%). Лишь 15% опрошенных российских компаний снизили расходы на социальные программы в 2015 году».

 Результаты исследования

Основные стейкхолдеры

В 2015 году в качестве основных стейкхолдеров среди государственных структур и бизнес-объединений представители российских компаний отметили профильные департаменты министерств и ведомств (100%), федеральные органы государственной власти (более 75%) и объединения предпринимателей (72%). Представители иностранных компаний также отметили высокую роль профильных департаментов министерств и ведомств (67%), федеральных органов исполнительной власти и объединений предпринимателей (66% и 64% соответственно); как важного стейкхолдера они также выделили региональные администрации и муниципалитеты (более 48%).

Инструменты взаимодействия бизнеса и власти

Наиболее эффективными инструментами прямого взаимодействия бизнеса и власти в 2015 году респонденты назвали личные контакты с представителями органов государственного и местного самоуправления (86% российских респондентов), работу в составе постоянно действующих консультативных и совещательных органов (71% российских компаний, 67% – иностранных), членство и активное участие в бизнес-объединениях (65% и 64% соответственно), а также коллективное взаимодействие с представителями власти и местного самоуправления в рамках публичных площадок: бизнес-форумов, конференций, круглых столов и т.д. (60% – и российские, и иностранные компании).

Среди организаций, объединяющих крупнейший бизнес в России и эффективных в области взаимодействия с государством, представители компаний преимущественно указывали Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) (68% – российские компании, 35% – иностранные компании). Также в числе бизнес-объединений респондентами были упомянуты ТПП РФ, Деловая Россия и Опора России.

В рейтинге публичных площадок, которые компании используют для коммуникации с органами власти, лидерами стали Петербургский международный экономический форум (87,5% – российские компании, 63% – иностранные компании), Неделя российского бизнеса (72% и 50% соответственно) и Международный инвестиционный форум «Сочи» (38% и 25% соответственно).

Оценивая эффективность непрямых каналов при донесении ключевых сообщений бизнеса до представителей власти, респонденты отдали предпочтение печатным изданиям и онлайн-порталам (включая информагентства и сайты печатных СМИ). В значительно меньшей степени была отмечена эффективность ТВ, а радио замкнуло список. В рейтинге ключевых печатных СМИ были названы Коммерсантъ, Ведомости, РБК и Российская газета, а среди онлайн ресурсов – порталы информационных агентств, таких как РБК,ТАСС, МИА «Россия сегодня» и Интерфакс.

Социальные программы и социально ответственное предпринимательство в рамках взаимодействия с обществом и властью 

В этом году и российский, и иностранный бизнес продолжает рассматривать такие проекты, как важный инструмент взаимодействия с обществом и властью. Как для российских, так и для иностранных компаний при формировании стратегии социальных программ важнейшими факторами являются создание и поддержание позитивной репутации компании (4,43 и 4,67 баллов по шкале от 1 до 5 соответственно), а также реализация социальных программ в регионе присутствия (4,14 и 3 балла соответственно), решение конкретной социальной проблемы  (4 и 3,34 балла) и установка тесных контактов с теми или иными целевыми аудиториями на региональном (4 и 2,33 балла) и федеральном (3,86 и 2,5 балла) уровне.

Более 57% российских и 83% иностранных опрошенных компаний сохранили в 2015 г. инвестиции в эту сферу на том же уровне. При этом отмечается рост инвестиций в социальные программы российскими компаниями (небольшой – 10%, существенный – 18%) и иностранными компаниями (небольшой – 17%).  Лишь 15% опрошенных российских компаний снизили расходы на социальные программы в 2015 году.

Принятие решений по определению социальной стратегии компании осуществляется в компаниях различными корпоративными структурами. Преимущественно такие решения принимаются топ-менеджментом компании (88% в российских компаниях, 67% в иностранных компаниях), также большую роль играет совет директоров (50% и 52% соответственно). Российские компании отличает активное участие в ряде случаев крупнейших акционеров (в 16% случаев) и невысокая степень влияния внутренних и внешних экспертных советов. В иностранных компаниях часть решений по социальным проектам делегируется внутренним экспертным советам и/или руководителям направления корпоративной социальной ответственности (совокупно более 45%).

При этом компании хотели бы видеть больше поддержки социального предпринимательства со стороны государства.  Российские компании указали большую заинтересованность в поддержке (4,13 баллов по шкале от 1 до 5), чем иностранные (3 балла из 5). Среди желательных инструментов поддержки отмечены инициирование секций/колонок в государственных СМИ, посвященных социальным  проектам (76% – российские компании, более 50% – иностранные компании), поддержка профильными министерствами социальных проектов (62% и 83% соответственно), организация и вручение наград/премий лучшим социальным проектам (74% и 55% соответственно).

Структура коммуникаций бизнеса с обществом и властью

По данным исследования, сегодня  со стороны компаний за ключевую коммуникацию с властью наиболее часто отвечает представитель топ-менеджмента компании (87,5% – российские респонденты, 50% – иностранные). Также за данную функцию могут отвечать профильные PR и GR департаменты (37% и 42% соответственно).

Коммуникационные подразделения базирующихся в России иностранных компаний помимо коммуникаций в нашей стране зачастую также отвечают за данное направление в СНГ и Восточной Европе, реже – в Западной Европе.

Коммуникационные интересы соответствующих подразделений российских компаний имеют более широкую географию(охватывая весь мир и все регионы присутствия компании) и более высокий уровень приятия решений – в рамках международных коммуникаций российских компаний основными приоритетами являются построение репутации компании (100%), отношения с текущими и потенциальными бизнес-партнерами (85%) и отношения с инвесторами (80%).

В 2015 российские компании сохраняют уровень инвестиций в коммуникации с обществом и властью на федеральном уровне (89%) и региональном уровне (почти 100%). В 11% опрошенных российских компаний было отмечено даже небольшое увеличение бюджетов. Большинство иностранных компаний также сохранило инвестиции в данное направление в регионах России без изменений, однако, на федеральном уровне значительная часть компаний (31%) отметила снижение по данным статьям расходов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: