Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
775
Читать: 4 мин.

Результаты пятого мониторинга в рамках проекта «Барометр Форума Доноров»

Представляем результаты пятого мониторинга в рамках проекта «Барометр Форума Доноров». Опрос проводился с 26 августа по 2 сентября.

Форум Доноров с 2004 года изучает и развивает культуру информационной открытости, прозрачности и отчетности российского некоммерческого сектора. С разных лет эта работа включает и Стандарт информационной открытости, и Всероссийский конкурс «Точка отсчета» с его очными и онлайн-семинарами, и Национальный рейтинг информационной открытости НКО – новый проект Ассоциации. 2020 год дал сразу несколько поводов задуматься о том, как изменятся практики публичных коммуникаций и отчетности НКО: ограничения работы в период самоизоляции, переход на онлайн-режим, новые меры поддержки организаций, включая долгожданный «закон об 1%».

В опросе принял участие 41 респондент, 7 из которых – компании, остальные – фандрайзинговые и частные фонды и другие НКО. Мы спрашивали о том, повысились ли требования доноров и общества в целом к открытости и прозрачности некоммерческих организаций; проверяли наши гипотезы о смещении интереса от процесса к результативности работы НКО; предлагали поделиться своими решениями по подготовке годовой отчетности в условиях тотальной нехватки времени и ресурсов.

ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ ХОЧЕТ ЗНАТЬ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО И ФОНДОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДВА ГОДА НАЗАД

— считают 78% респондентов. Пандемия показала, что НКО необходимы людям, а общественность заинтересована в развитии сектора. Участники опроса замечают, что запрос общества на открытость и доступность информации возрастает в общем и не только в отношении НКО.  Некоторые респонденты предполагают, что увеличение интереса связано с тем, что деятельность некоммерческого сектора все чаще находит отражение в СМИ.

ОБЩЕСТВО СТАЛО БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ РАБОТЫ НКО

Примерно столько же — 73% опрошенных — говорят, что вовлеченность общественности в деятельность некоммерческого сектора растет, и массовые доноры все чаще задумываются об изменениях, которые происходят благодаря их вкладу. В обществе появляются новые сценарии потребления, и акцент внимания смещается на полезное действие НКО.
В то же время четверть респондентов ответила «нет» или затруднились с ответом на вопрос. Они полагают, что интерес общественности возникнет только тогда, когда большинство НКО научатся представлять результаты своей деятельности.

СРЕДИ ДОНОРОВ (по сравнению, например, с 2017 годом) РАСТЕТ ЗАПРОС НА БОЛЬШУЮ ПРОЗРАЧНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ И ОТЧЕТНОСТЬ НКО

Названные факторы формируют лояльность к организации среди доноров, и 71% респондентов говорят о росте такого запроса. Нет прозрачности — нет пожертвований. Доноры хотят получать больше обратной связи и им важно позиционирование организации в СМИ. Интересно также наблюдение, что развитие информационных технологий повышает требования к открытости.
Однако 7% опрошенных заявили, что ожидания и требования доноров к открытости и отчетности всегда были довольно высоки и остаются на прежнем уровне.

ДОНОРЫ СТАЛИ АКТИВНЕЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ И ПРЕДЪЯВЛЯТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ НКО

— утверждают больше половины принявших участие в опросе, и это может говорить о росте профессионализма сектора. И доноры, и НКО перестают мыслить повседневными категориями, выстраивая работу стратегически.

КОВИД ИЗМЕНИЛ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ РОССИЙСКИХ НКО (в социальных сетях, на собственных сайтах, во внешних публикациях, в партнерских проектах, на онлайн-мероприятиях)

Во время пандемии большинство коммуникаций некоммерческих организаций были переведены в онлайн, но о том, что изменилось и их содержание, говорили далеко не все (71% респондентов). Было отмечено смещение коммуникационной повестки от новостного описания деятельности к результативности, что стало, в свою очередь, ответом на запрос общественности и доноров.
Опрошенные также отмечают уход внимания в сторону адресной помощи и выражают беспокойство, что системные проекты, которые они развивали многие годы, несколько уходят в тень, а это может сказаться на их устойчивости.

КАКАЯ ПОМОЩЬ ОКАЗАЛАСЬ НАИБОЛЕЕ ОЩУТИМОЙ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД С НАЧАЛА ПАНДЕМИИ

Участники опроса могли выбрать три из предложенных вариантов, и самой популярной мерой оказались гибкие условия текущих проектов, выдвинутые донорами (61%). Мы отметили, что интерес к этой мере вырос почти вдвое по сравнению с результатами опроса третьего Барометра, который проводился четыре месяца назад.

59% организаций говорили, что их деятельности помогла возможность выиграть внеочередные гранты фондов или компаний, а 27% — нового конкурса Фонда президентских грантов. Треть респондентов отметили важность изменений в налоговый кодекс, позволяющих бизнесу отчислять до 1% на поддержку НКО и создание «Реестров Минэка».

Об увеличение сроков предоставления обязательной бухгалтерской отчетности и отчетов в Минюст говорили 17% опрошенных.
 Однако при всем многообразии мер поддержки сектора ими никак не воспользовались 5% респондентов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМ, КОТОРЫЕ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПАНДЕМИИ НЕ НАХОДЯТ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВЫПУСКА ГОДОВОГО ОТЧЕТА

Согласно результатам третьего Барометра, проведенного в мае, многие организации на тот момент уже выпустили публичный годовой отчет за 2019 год (или начали готовить его до начала пандемии). Сегодня респонденты делились своими инструментами, позволяющими сэкономить ресурсы – финансовые, человеческие и временные: использование компетенций волонтеров и специалистов pro-bono, редакторы текстов, дизайнерские сервисы, не требующие специальных навыков, конструкторы отчетов. Ряд участников опроса высказали мнение, что «пусть отчет будет сделан в программе word, но сделан».

В завершение мы хотим отметить, что, несмотря на перевод в период самоизоляции большинства мероприятий в онлайн, многие респонденты, кроме очевидных минусов этого перевода, выделяют и множество положительных моментов – от возможности и готовности делиться новыми знаниями до эффекта большей сплоченности сектора, который проявился в увеличении партнерских проектов. Кроме того, НКО стали уделять больше внимания синергии с государством и бизнесом.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: