Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1209
Читать: 4 мин.

Почему фудшеринг не становится массовой практикой?

Почему несмотря на поддержку органов власти, общества и бизнеса фудшеринг не становится массовым?

После выхода исследования «Фудшеринг в России: способ спасти до 1 млн тонн продовольствия ежегодно» (ТИАР-Центр, 2019 г.) фудшеринг, то есть сервисы по распределению еды между людьми, регулярно оказывается в центре внимания СМИ и общественности. В поддержку этой практики публично выступают многие компании  и органы власти, включая Минпромторг, Минэкономразвития  и Минсельхоз. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, население также поддерживает практики бережного отношения к еде по этическим (92%), экономическим (85%) и экологическим (76%) соображениям. При этом лишь 8% россиян участвуют в фудшеринге и делятся едой через онлайн-платформы. Объем продуктов, перераспределяемых через фудшеринг, все еще невелик – около 7,5 тыс. тонн по итогам 2021 г. (менее 0,05% от объема пищевых потерь в России).

Почему несмотря на поддержку органов власти, общества и бизнеса фудшеринг не становится массовой практикой? Этот вопрос стал центральной темой серии глубинных интервью, которые провел Национальный центр спасения еды и заботы об экологии (АНО «Фудшеринг») с представителями крупнейших торговых сетей в России, включая Х5 Group, «Магнит», «Вкусвилл», «Лента», METRO и других ритейлеров, работающих или рассматривающих возможность работы с сервисами фудшеринга. Совокупно эти компании составляют около 30% рынка розничной торговли.

Исследователи выявили ряд барьеров, препятствующих развитию фудшеринга в России.

В первую очередь, это экономические причины: в текущих условиях стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Эта разница возникает из-за необходимости уплаты входящего НДС. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС при такой передаче (до 20% от стоимости товара). Если эта еда направляется на утилизацию, такой обязанности не возникает.

Кроме того, уменьшая объем пищевых отходов за счет работы с фудшеринг-сервисами, магазин не всегда экономит на утилизации. Часто ритейл вынужден оплачивать услуги регионального оператора по вывозу отходов по нормативу, а не исходя из реального объема образования отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается в каждом регионе и варьируется от 0,4 до 1,63 куб. м в год в расчете на 1 кв. м площади магазина. Таким образом, стоимость вывоза отходов не зависит от их фактического объема, а значит, у компаний нет рыночного стимула для снижения отходообразования, хотя пищевые отходы могут составлять до 40% ТКО.

Пример: согласно Территориальной схеме обращения с отходами города Москвы 2021 г., в среднем в Москве магазин площадью 100 м2 платит около 3 тыс. руб. в месяц за вывоз отходов. Спасение продуктов и передача их на фудшеринг создаст этому магазину дополнительную налоговую нагрузку в размере 4,6 тыс. руб. в месяц . В результате распределение продуктов среди людей будет стоить магазину 7,6 тыс. руб. в месяц (НДС+плата за вывоз ТКО по нормативу вне зависимости от объемов), а утилизация – в 2,5 раза меньше.

Б) Операционные причины. Фудшеринг – это новый операционный процесс для всех ритейлеров. Опрошенные игроки отмечают, что переход на фудшеринг требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, а значит инвестиций. По оценкам некоторых участников опроса, такая доработка может стоить торговой сети 1-2 млн руб. При этом некоторые игроки опасаются, что такие инвестиции скажутся на стоимости товаров в магазинах, и в целом отмечают, что для подобных обновлений сегодня нет экономических причин (см. расчеты выше).

В) Недостаточный уровень информированности об экологической сути фудшеринга. Опрос показал, что бизнес и органы власти скорее относят фудшеринг к продуктовой благотворительности, упуская из вида его экологический эффект – предотвращение отходов (что гораздо эффективнее их переработки). В России не так много отраслей, в которых есть работающие инструменты для предотвращения отходообразования. По сути фудшеринг – это возможность рационально использовать уже произведенные продукты и продвинуться в достижении целей ESG-стратегий. По оценкам «ТИАР-Центра», потенциал фудшеринга – 1 млн тонн продуктов, спасаемых от свалки ежегодно.

Как преодолеть выявленные барьеры и сделать фудшеринг массовой практикой? По результатам выявлены следующие актуальные направления:

∙              в законопроекте об экономике замкнутого цикла (разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии России) зафиксировать приоритет спасения продуктов питания через фудшеринг над передачей на корм животными и утилизацией. Эта мера позволит использовать пригодную для употребления еду по своему прямому назначению – в рационе питания человека;

∙              отменить НДС на продукты, передаваемые на фудшеринг, чтобы как минимум уравнять этот процесс с утилизацией по стоимости и устранить экономический барьер в сфере предотвращения отходов;

∙              вывести продукты, передаваемые на фудшеринг из-под действия ФГИС «Меркурий», поскольку эта система сильно ограничивает возможности передачи молочных, мясных и других типов продуктов;

∙              предоставить возможность торговым сетям оплачивать услуги по вывозу отходов, исходя из их фактического объема, чтобы стимулировать бизнес к снижению отходообразования.

Кроме того, участники опроса отметили актуальность информационной работы: донесения до потребителей лучших практик бережного обращения с продуктами питания, в том числе через информационные кампании в магазинах и на упаковке товаров.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: