Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Мировой опыт
Репутация

Клаус Шваб: Какой капитализм нам нужен

Председатель Всемирного экономического форума о капитализме всех заинтересованных сторон. 

Какой капитализм нам нужен? Быть может, это определяющий вопрос нашего времени. И нам нужно ответить на него правильно, если мы хотим сохранить нашу экономическую систему для будущих поколений.

Есть три модели. Первая – акционерный капитализм (shareholder capitalism), где стремление к прибыли считается главной целью компаний. Он был доминирующей формой во многих западных компаниях. Вторая – государственный капитализм (state capitalism), где направление экономического развития определяет государство. Эта модель стала преобладающей во многих развивающихся странах.

Но я выступаю за «капитализм для всех заинтересованных сторон» (stakeholder capitalism). Параметры этой модели я сформулировал полвека назад. В ней компании выступают доверенными лицами общества. Эта модель – лучший ответ на сегодняшние социальные и экологические проблемы.

Акционерный капитализм доминировал большую часть недавней экономической истории. Он сформировался в 1970-е гг. в США и в последующие десятилетия распространился в других странах. У него были свои достоинства. Стремящиеся к увеличению прибыли компании находили новые рынки и создавали новые рабочие места, что обеспечило рост благосостояния сотен миллионов людей по всему миру.

Но у этой монеты была и другая сторона. Акционерный капитализм пренебрегал тем, что компания – это социальный организм, а не только тот, что стремится к увеличению прибыли. Из-за этого акционерный капитализм, на который еще давила финансовая индустрия, требуя достижения краткосрочных результатов, все больше стал отрываться от реальной экономики. Многие из нас осознали, что эта форма капитализма больше не является устойчивой. Почему?

Во-первых, можно говорить об «эффекте Греты Тунберг». Молодая шведская активистка напомнила нам, что нынешняя экономическая система предает будущие поколения из-за того вреда, который она наносит окружающей среде. Во-вторых (и это связано с первым), миллениалы и представители поколения Z больше не хотят работать на компании, не имеющие более широких ценностей, а также инвестировать в них и покупать их продукцию. И в-третьих, все больше топ-менеджеров и инвесторов начинают осознавать, что в долгосрочной перспективе их успех зависит также от их клиентов, сотрудников и поставщиков.

В результате идея капитализма для всех заинтересованных сторон находит все больше и больше поддержки. Это кульминация длительного процесса. Впервые эту концепцию я описал в 1971 г. и создал Всемирный экономический форум, чтобы помочь бизнесу и политическим лидерам воплотить ее в жизнь. Всего два года спустя был подписан Давосский манифест, в котором были описаны основные обязанности компаний по отношению к заинтересованным сторонам, стейкхолдерам – лицам, группам и сообществам, которые затрагивает их деятельность.

Сейчас к этой концепции (наконец) присоединяются многие другие. Business Roundtable, самая влиятельная в США организация по лоббированию интересов бизнеса, четко высказалась в пользу капитализма для всех заинтересованных сторон. Растет и значение инвестиций, учитывающих позитивный социальный эффект. Они позволяют инвесторам стремиться к получению экологических и социальных выгод, а не только финансовых.

Нужно воспользоваться моментом и обеспечить капитализму для всех заинтересованных сторон доминирующие позиции. Мы со своей стороны представим новый Давосский манифест. В нем будет говориться, что компании должны платить свою справедливую долю налогов. Они должны быть абсолютно нетерпимы к коррупции и уважать права человека на всех этапах своей производственной цепочки. А также следовать принципам честной конкуренции, в том числе работая в качестве платформ.

Но компаниям понадобятся новые показатели для оценки их деятельности и новая цель. Какими они могут быть?

Во-первых, должен быть показатель «создание общих ценностей, или общей стоимости» (shared value creation – эту концепцию предложили в 2011 г. Майкл Портер и Марк Креймер в статье в Harvard Business Review. – «Ведомости»). Он должен служить дополнением к финансовым показателям и позволять учитывать цели, связанные с влиянием компаний на окружающую среду, их социальной ответственностью и качеством корпоративного управления (environmental, social, governance – ESG). Процесс подготовки такого показателя уже идет. Его поддерживает большая четверка аудиторских компаний и Брайан Мойнихан, председатель Международного делового совета и гендиректор Bank of America.

Второй критерий, который необходимо скорректировать, – вознаграждение топ-менеджеров. С 1970-х гг. их заработки стремительно росли, что во многом объяснялось попыткой «приравнять» топ-менеджеров к акционерам. В новой парадигме, где учитываются интересы всех сторон, зарплата должна скорее приравниваться к созданию долгосрочной общей стоимости. И всем должно быть ясно: быть хорошим лидером – это само по себе уже большое вознаграждение.

Наконец, компании должны понять: они стали играть в нашем мире такую важную роль, что и сами являются заинтересованной стороной в создании нашего общего будущего. Безусловно, компания должна развивать свою профессиональную специализацию, навыки и умения, предпринимательский дух. Однако делать это она должна не только ради себя самой, но и – вместе с остальными заинтересованными сторонами – для улучшения положения дел в мире. В этом должна заключаться ее высшая цель.

Есть ли какой-то другой способ? Конечно, государственный капитализм тоже обладает долгосрочным видением и в последнее время демонстрировал успехи, особенно в Азии. Но, хотя он подходит для одной стадии развития, со временем он тоже должен эволюционировать в капитализм для всех заинтересованных сторон, чтобы не превратиться в коррумпированный капитализм.

Сейчас у бизнес-лидеров есть невероятная возможность. Придав капитализму для всех заинтересованных сторон реальное наполнение, они могут выйти за пределы своих юридических обязанностей и ответить на призыв общества. Они могут помочь достичь более масштабных общественных целей, таких как те, что установлены Парижским соглашением по климату и Повесткой дня в области устойчивого развития ООН. Если они хотят оставить свой след в истории, им нужно воспользоваться этой возможностью.

Автор — основатель и председатель Всемирного экономического форума. Перевел Михаил Оверченко.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: