Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Корпоративное управление, Развитие персонала/Волонтёрство

Исследования корпоративного волонтерства в рамках общероссийских опросов населения

Автор: Ирина Краснопольская, н.с., эксперт Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ

Исследования корпоративного волонтерства проводятся научными институтами и рядом коммерческих компаний в нашей стране с начала 2010-х гг. Исследования основаны на различных методологиях, данные собираются разными методами и на основе различных выборок, а результаты чаще всего не являются ни репрезентативными, ни потенциально сопоставимыми. Это не снижает ценности и значимости проводимых исследований, но указывает на недостаточную теоретическую и эмпирическую исследованность темы, на продолжающийся процесс накопления знаний о корпоративном волонтерстве и его различных аспектах.

Условно можно выделить две группы исследований:

  1. Инициативные количественные и качественные исследования сотрудников отдельных компаний по доступной выборке. Это изучение практик и характеристик корпоративного волонтерства, оценка масштабов участия среди сотрудников организаций, исследование целей и мотивов участия и неучастия, ожидаемых поощрений, направлений и видов помощи, вовлеченности в другие практики гражданского участия и т.д. Такие исследования проводятся достаточно редко и не являются репрезентативными, получаемые данные несопоставимы между собой. Чаще всего данные отражают практику корпоративного волонтерства среди крупнейших компаний и тех, кто заинтересован в его развитии. При этом методология исследования часто не представлена в открытом доступе.
  2. Корпоративное волонтерство как форма участия в волонтерской деятельности исследуется в рамках массовых опросов населения. В этом случае вопросы об участии задаются наряду с вопросами о вовлеченности в другие виды гражданского участия. Получаемые данные дают оценку уровня распространенности корпоративного волонтерства, делают возможным сравнение с населением в целом и другими видами волонтерского и гражданского участия, в т.ч. благотворительности.

Ниже приведены иллюстрации данных общероссийских опросов населения, чтобы показать, как данные о корпоративном волонтерстве отличаются в зависимости от конкретных вопросов и выборки, а также от того, как именно представлены результаты. Эти знания помогут более адекватно оценивать данные исследований и понимать, что за ними стоит.

Вопросы об участии в корпоративном волонтерстве включают в опросы населения значительно реже, чем вопросы о вовлеченности россиян в волонтерскую деятельность в целом, в деятельность некоммерческих организаций или благотворительность. Количественных данных о корпоративном волонтерстве недостаточно, а имеющиеся результаты не позволяют сформировать единое и консистентное видение.

Уровень и намерения будущего участия в мероприятиях корпоративного волонтерства по данным общероссийских исследований

Источник Формулировка вопроса Участие в КВ
% от населения % от сотрудников
ВЦИОМ, 2018 (18+, N = 1600, всероссийский телефонный опрос по случайной выборке стационарных и мобильных номеров, формализованная анкета) Вспомните, пожалуйста, за последние несколько лет Вам доводилось или нет принимать участие в волонтерских мероприятиях, организованных компанией, в которой Вы работаете? Если да, то насколько активное участие Вы принимали? 7% россиян – участвовали в нескольких программах4% – участвовали в одном проекте 17% – сотрудников участвовали в нескольких программах
11% сотрудников – в одном проекте (% от работающих, не имеющих собственного бизнеса)
  Если в Вашей компании были бы интересные, подходящие для Вас волонтерские программы, в которых можно было бы участвовать на добровольной основе, то Вы бы стали в них участвовать или нет? 11% россиян – безусловно стали бы участвовать27% – скорее приняли бы участие 20% сотрудников – безусловно стали бы участвовать48% – скорее приняли бы участие (% от работающих, не имеющих собственного бизнеса)
ФОМ, 2014 (18+, N = 1500, общероссийский опрос, формализованное личное интервью по месту жительства респондента) Вы лично участвовали или не участвовали в добровольческой, благотворительной деятельности предприятия (организации), на котором вы работаете? Если участвовали, то в какой роли? (Вопрос задавался тем, чье предприятие занимается благотворительностью, – отвечали 15% респондентов) 6% россиян – участвовали4% – поддерживали деньгами, вещами1% – были организаторами 11% сотрудников – участвовали7% – поддерживали деньгами, вещами2% – были организаторами2% – распространяли информацию(% тех сотрудников, чье предприятие занимается добровольческой, благотворительной деятельностью)
  Если бы у вас была возможность, вы бы хотели или не хотели в будущем участвовать в добровольческой, благотворительной деятельности предприятия (организации), на котором вы работаете? Если да, то на каких условиях? (Вопрос задавался работающим – отвечали 57% респондентов) 17% россиян – хотели бы участвовать в любом случае11% – если будет близка тематика, направление деятельности3% – если потраченное время зачтут как рабочее или за премию2% – за моральное поощрение 30% сотрудников – хотели бы участвовать в любом случае19% – если будет близка тематика, направление деятельности6% – если потраченное время зачтут как рабочее или за премию3% – за моральное поощрение (% от работающих)
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2017 (18+, N=2000,   общероссийский опрос населения, формализованное личное интервью по месту жительства респондента)  «Вы занимались добровольческим трудом в одиночку или действовали через какие-либо группы организации?» (от числа опрошенных по стране и от числа тех, кто занимался добровольчеством) (не членов семьи и близких родственников) или Вы действовали в одиночку? 8% россиян – по месту своей работы, учебы 25% от тех, кто занимался добровольческим трудом за последний год

В общероссийских исследованиях замеряется только несколько показателей, включая участие в настоящем и намерение будущего участия, в ряде случаев – направления волонтерской деятельности. Важные для компаний задачи о типах мотивации и желательных формах участия, уровне удовлетворенности, об оценке и эффективности корпоративного волонтерства для сотрудников или других стейкхолдеров такие опросы решить не могут. Для этого необходима другая методология, позволяющая исследовать сотрудников компании, минимизировав негативные эффекты социальной желательности ответов и иерархии. В исследованиях сотрудников, инициированных самими компаниями, вероятно, это может быть методология эксперимента, с выделением контрольной группы и группы воздействия.

Общие выводы:

  • в массовых опросах россиян используются разные формулировки вопросов и предлагаемые варианты, что приводит к отличиям в получаемых результатах и не позволяет отделить участие в различных формах (непосредственное участие в мероприятиях корпоративного волонтерства или пожертвования, помощь вещами), отделить участие по месту работы от волонтерской деятельности по месту учебы и т.д.,
  • данные о масштабах участия несопоставимы и сильно отличаются, если представлены как доля сотрудников или доля тех, кто ранее участвовал в волонтерской деятельности,
  • при пересчете на процент от населения, напротив, данные о масштабах участия в волонтерской деятельности практически совпадают. По данным общероссийских опросов населения, около 6-8% россиян участвуют в мероприятиях корпоративного волонтерства,
  • инициативные исследования проводятся отдельными организациями среди своих сотрудников. Получаемые выводы не могут быть экстраполированы на генеральную совокупность и не достаточны для обобщений о практиках и характеристиках участников корпоративного волонтерства в целом.

В ситуации расхождений в результатах различных исследований корпоративных волонтеров при их использовании и интерпретации необходимо обращать внимание на методологию исследования, характеристики выборки и представление процентных данных. Являются ли цифры процентом от всего населения или это доля от подвыборки опрошенных, удовлетворяющая определенным условиям? В зависимости от этого уровень вовлеченности в корпоративное волонтерство и намерения будущего участия будут сильно отличатся в презентуемых материалах.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: