Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
732
Читать: 6 мин.

Исследования корпоративного волонтерства в рамках общероссийских опросов населения

Ирина Краснопольская,
н.с., эксперт Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Исследования корпоративного волонтерства проводятся научными

 

Автор: Ирина Краснопольская, н.с., эксперт Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ

Исследования корпоративного волонтерства проводятся научными институтами и рядом коммерческих компаний в нашей стране с начала 2010-х гг. Исследования основаны на различных методологиях, данные собираются разными методами и на основе различных выборок, а результаты чаще всего не являются ни репрезентативными, ни потенциально сопоставимыми. Это не снижает ценности и значимости проводимых исследований, но указывает на недостаточную теоретическую и эмпирическую исследованность темы, на продолжающийся процесс накопления знаний о корпоративном волонтерстве и его различных аспектах.

Условно можно выделить две группы исследований:

  1. Инициативные количественные и качественные исследования сотрудников отдельных компаний по доступной выборке. Это изучение практик и характеристик корпоративного волонтерства, оценка масштабов участия среди сотрудников организаций, исследование целей и мотивов участия и неучастия, ожидаемых поощрений, направлений и видов помощи, вовлеченности в другие практики гражданского участия и т.д. Такие исследования проводятся достаточно редко и не являются репрезентативными, получаемые данные несопоставимы между собой. Чаще всего данные отражают практику корпоративного волонтерства среди крупнейших компаний и тех, кто заинтересован в его развитии. При этом методология исследования часто не представлена в открытом доступе.
  2. Корпоративное волонтерство как форма участия в волонтерской деятельности исследуется в рамках массовых опросов населения. В этом случае вопросы об участии задаются наряду с вопросами о вовлеченности в другие виды гражданского участия. Получаемые данные дают оценку уровня распространенности корпоративного волонтерства, делают возможным сравнение с населением в целом и другими видами волонтерского и гражданского участия, в т.ч. благотворительности.

Ниже приведены иллюстрации данных общероссийских опросов населения, чтобы показать, как данные о корпоративном волонтерстве отличаются в зависимости от конкретных вопросов и выборки, а также от того, как именно представлены результаты. Эти знания помогут более адекватно оценивать данные исследований и понимать, что за ними стоит.

Вопросы об участии в корпоративном волонтерстве включают в опросы населения значительно реже, чем вопросы о вовлеченности россиян в волонтерскую деятельность в целом, в деятельность некоммерческих организаций или благотворительность. Количественных данных о корпоративном волонтерстве недостаточно, а имеющиеся результаты не позволяют сформировать единое и консистентное видение.
Уровень и намерения будущего участия в мероприятиях корпоративного волонтерства по данным общероссийских исследований
Источник
Формулировка вопроса
Участие в КВ
% от населения
% от сотрудников
ВЦИОМ, 2018 (18+, N = 1600, всероссийский телефонный опрос по случайной выборке стационарных и мобильных номеров, формализованная анкета)
Вспомните, пожалуйста, за последние несколько лет Вам доводилось или нет принимать участие в волонтерских мероприятиях, организованных компанией, в которой Вы работаете? Если да, то насколько активное участие Вы принимали?
7% россиян – участвовали в нескольких программах4% – участвовали в одном проекте
17% – сотрудников участвовали в нескольких программах
11% сотрудников – в одном проекте (% от работающих, не имеющих собственного бизнеса)
 
Если в Вашей компании были бы интересные, подходящие для Вас волонтерские программы, в которых можно было бы участвовать на добровольной основе, то Вы бы стали в них участвовать или нет?
11% россиян – безусловно стали бы участвовать27% – скорее приняли бы участие
20% сотрудников – безусловно стали бы участвовать48% – скорее приняли бы участие (% от работающих, не имеющих собственного бизнеса)
ФОМ, 2014 (18+, N = 1500, общероссийский опрос, формализованное личное интервью по месту жительства респондента)
Вы лично участвовали или не участвовали в добровольческой, благотворительной деятельности предприятия (организации), на котором вы работаете? Если участвовали, то в какой роли? (Вопрос задавался тем, чье предприятие занимается благотворительностью, – отвечали 15% респондентов)
6% россиян – участвовали4% – поддерживали деньгами, вещами1% – были организаторами
11% сотрудников – участвовали7% – поддерживали деньгами, вещами2% – были организаторами2% – распространяли информацию(% тех сотрудников, чье предприятие занимается добровольческой, благотворительной деятельностью)
Если бы у вас была возможность, вы бы хотели или не хотели в будущем участвовать в добровольческой, благотворительной деятельности предприятия (организации), на котором вы работаете? Если да, то на каких условиях? (Вопрос задавался работающим – отвечали 57% респондентов)
17% россиян – хотели бы участвовать в любом случае11% – если будет близка тематика, направление деятельности3% – если потраченное время зачтут как рабочее или за премию2% – за моральное поощрение
30% сотрудников – хотели бы участвовать в любом случае19% – если будет близка тематика, направление деятельности6% – если потраченное время зачтут как рабочее или за премию3% – за моральное поощрение (% от работающих)
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 2017 (18+, N=2000,   общероссийский опрос населения, формализованное личное интервью по месту жительства респондента)
«Вы занимались добровольческим трудом в одиночку или действовали через какие-либо группы организации?» (от числа опрошенных по стране и от числа тех, кто занимался добровольчеством) (не членов семьи и близких родственников) или Вы действовали в одиночку?
8% россиян – по месту своей работы, учебы
25% от тех, кто занимался добровольческим трудом за последний год

В общероссийских исследованиях замеряется только несколько показателей, включая участие в настоящем и намерение будущего участия, в ряде случаев – направления волонтерской деятельности. Важные для компаний задачи о типах мотивации и желательных формах участия, уровне удовлетворенности, об оценке и эффективности корпоративного волонтерства для сотрудников или других стейкхолдеров такие опросы решить не могут. Для этого необходима другая методология, позволяющая исследовать сотрудников компании, минимизировав негативные эффекты социальной желательности ответов и иерархии. В исследованиях сотрудников, инициированных самими компаниями, вероятно, это может быть методология эксперимента, с выделением контрольной группы и группы воздействия.

Общие выводы:

  • в массовых опросах россиян используются разные формулировки вопросов и предлагаемые варианты, что приводит к отличиям в получаемых результатах и не позволяет отделить участие в различных формах (непосредственное участие в мероприятиях корпоративного волонтерства или пожертвования, помощь вещами), отделить участие по месту работы от волонтерской деятельности по месту учебы и т.д.,
  • данные о масштабах участия несопоставимы и сильно отличаются, если представлены как доля сотрудников или доля тех, кто ранее участвовал в волонтерской деятельности,
  • при пересчете на процент от населения, напротив, данные о масштабах участия в волонтерской деятельности практически совпадают. По данным общероссийских опросов населения, около 6-8% россиян участвуют в мероприятиях корпоративного волонтерства,
  • инициативные исследования проводятся отдельными организациями среди своих сотрудников. Получаемые выводы не могут быть экстраполированы на генеральную совокупность и не достаточны для обобщений о практиках и характеристиках участников корпоративного волонтерства в целом.

В ситуации расхождений в результатах различных исследований корпоративных волонтеров при их использовании и интерпретации необходимо обращать внимание на методологию исследования, характеристики выборки и представление процентных данных. Являются ли цифры процентом от всего населения или это доля от подвыборки опрошенных, удовлетворяющая определенным условиям? В зависимости от этого уровень вовлеченности в корпоративное волонтерство и намерения будущего участия будут сильно отличатся в презентуемых материалах.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: