Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Архивы филантропа
Репутация

Все больше компаний готовят отчеты о корпоративной ответственности, но по качеству они уступают финансовой отчетности

Сейчас почти каждая компания, входящая в число 250 крупнейших мировых компаний по рейтингу журнала Fortune (G250), готовит отчеты об устойчивом развитии (корпоративной социальной ответственности), а количество фармацевтических, потребительских и строительных компаний, готовящих такие отчеты, с момента проведения последнего международного исследования KPMG International увеличилось более чем в два раза.

В международном исследовании КПМГ по вопросам отчетности в области корпоративной ответственности за 2011 год анализируются тенденции в сфере подготовки отчетов о корпоративной ответственности на примере компаний из рейтинга G250, а также 3 400 компаний из 15 отраслей, занимающих лидирующие позиции в 34 странах мира.
Результаты исследования показали, что отчеты о корпоративной ответственности в настоящее время готовят 95 процентов компаний из рейтинга G250, а доля готовящих такие отчеты компаний из числа 100 крупнейших предприятий (N100) в каждой стране, включенной в исследование, с 2008 года увеличилась на 11 процентов до общего показателя в 64 процента, при этом в развивающихся странах отмечается быстрый рост.

Почти половина компаний из рейтинга G250 отмечают, что их инициативы в области корпоративной ответственности приносят им финансовую выгоду. Участники исследования также обратили внимание на необходимость обеспечения согласованности данных и доступности качественной информации. 80% компаний из рейтинга G250 и 69% компаний из группы N100 используют Руководство по отчетности в области устойчивого развития, подготовленное организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI). Это руководство становится все более популярным, де-факто приобретая статус стандарта отчетности.

Страны, занимавшие лидирующие позиции в исследовании 2008 года, продолжают доминировать и по результатам текущего исследования. Так, в Великобритании и Японии отчетность в области корпоративной ответственности готовят 100 и 99 процентов компаний соответственно.

  • Введение в действие кодекса Комиссии Кинга по корпоративному управлению в ЮАР привело к резкому увеличению доли компаний, готовящих отчетность в области корпоративной ответственности (с 45% в 2008 году до 97%), в результате чего эта страна заняла третье место.
  • Быстро укрепляют свои позиции Северная и Южная Америка, где в целом соответствующую отчетность готовят 69% компаний (для США этот показатель составляет 83%, а для Канады — 79%), а также страны Ближнего Востока и Африки (61%).
  • В Китае, который был впервые включен в исследование в этом году, компании активно начинают готовить отчетность о корпоративной ответственности: в настоящее время такую отчетность составляют 60% крупнейших компаний страны.
  • В затылок Китаю дышит Россия, где информацию о деятельности области устойчивого развития в том или ином виде раскрывают 58% из 100 крупнейших компаний.
  • Последние места по результатам исследования заняли Новая Зеландия и Чили (27%), Индия (20%) и Израиль (18%).
  • В Австралии количество компаний, готовящих отчетность в области корпоративной ответственности, преодолело отметку в 50%, увеличившись с 45 до 57%.
  • В скандинавских странах количество компаний, представляющих отчетность в области корпоративной ответственности, резко увеличилось, что объясняется возросшим интересом общественности к вопросам корпоративной ответственности, а также ужесточением нормативно-правового регулирования со стороны государства.

Руководитель международной группы КПМГ по заверению отчетности в области устойчивого развития Вим Бартелс отметил, что наблюдающееся в мире усиление внимания к вопросам корпоративной ответственности сопровождается предъявлением более высоких требований к качеству информации о корпоративной ответственности и более активным использованием услуг по заверению отчетности. Это объясняется тем, что заверение отчетности обеспечивает соблюдение стандартов и повышает доверие со стороны заинтересованных лиц.

«Процесс информирования рынка о вопросах устойчивого развития, в отличие от раскрытия финансовой отчетности, является в значительной мере неурегулированным. Повторная публикация отчетности с изменениями и корректировками наблюдается в четыре раза чаще по сравнению с финансовой отчетностью. Это свидетельствует о том, что отчетность в области корпоративной ответственности еще нуждается в повышении качества», — отмечает он.

Компании, привлекавшие специалистов по заверению отчетности, в два раза чаще повторно публиковали измененную отчетность по сравнению с теми компаниями, которые к таким специалистам не обращались. Это говорит о том, что поставщики услуг по заверению отчетности предъявляют более высокие требования к данным, а также указывает на необходимость усиления внимания к внутренним процессам.

«Результаты исследования показали, что почти половина компаний из рейтинга G250 отмечают, что их инициативы в области корпоративной ответственности приносят им финансовую выгоду. Раньше компании занимались вопросами корпоративной ответственности из чувства морального долга, а теперь они осознали большое значение этих вопросов для бизнеса. Сейчас пришло время для улучшения информационных систем подготовки отчетности в области корпоративной ответственности и доведения их до уровня систем подготовки финансовой отчетности, в том числе с точки зрения качества механизмов управления, контроля и организации», — добавил Бартелс.

Результаты исследования также показывают:

  • заверение отчетности используют 51% горнодобывающих компаний и 46% компаний из сектора электроэнергетики, но в других секторах процент использующих заверение отчетности компаний является невысоким;
  • 46% компаний из рейтинга G250 и 38% компаний из группы N100 используют для проверки данных отчетности в области корпоративной ответственности заверение, причем для группы G250 этот показатель увеличился по сравнению с 2008 годом, но все еще составляет меньше половины опрошенных;
  • наиболее активно услугами по заверению отчетности пользуются компании в Индии (80%) и Южной Корее (75%).

Также отмечено, что на принятие решения о необходимости подготовки отчетности в области корпоративной ответственности влияет размер компании. Согласно результатам исследования, более крупные компании в два раза чаще готовят такую отчетность, чем компании с выручкой менее 1 млрд долл. США. Это дает возможность небольшим компаниям использовать финансовые и репутационные преимущества, которые дает подготовка отчетности в области корпоративной ответственности.

«На первый взгляд результаты исследования для России выглядят удручающими. В то же время необходимо обратить внимание на скорость, с которой российский бизнес принимает правила игры, принятые на глобальных рынках. В исследовании не зря отмечается, что с такими темпами российская практика в ближайшее время вплотную приблизится к практике таких стран как Великобритания, Япония и ЮАР», — отмечает Игорь Коротецкий, руководитель группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ.

«В то же время, важно на этом пути учесть зарубежный опыт проб и ошибок. Пока же, по нашей оценке, мы частично повторяем траекторию развития нефинансовой отчетности за рубежом – только в более ускоренном режиме. Многие компании начинают выпускать отчетность по данным вопросам без должных изменений в качестве и надежности систем учета информации по вопросам устойчивого развития, без проверки достоверности раскрываемых показателей третьей стороной. Все это в будущем, скорее всего, приведет к тем последствиям, о которых говорится в исследовании – значительному числу корректировок ранее выпущенной отчетности», — добавляет Игорь Коротецкий. Также он отмечает: «Такая ситуация объяснима, так как даже за рубежом регулирование данной сферы ограничено. В то же время, учитывая тенденции по интеграции (комбинированию) финансовой и нефинансовой отчетности, недостаточное внимание к данным вопросам сейчас может привести к нежелательным последствиям в будущем – от подрыва репутации до исков со стороны инвесторов».

Игорь Коротецкий продолжает: «Помимо вопросов соответствия требованиям, я бы хотел обратить внимание на следующий момент. Как отмечает исследование, начав подготовку отчетности по вопросам устойчивого развития, компания начинает обращать внимание на управление этими аспектами. Именно к этому необходимо стремиться в рамках процесса развития системы учета и отчетности по вопросам устойчивого развития».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: