Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1072
Читать: 4 мин.

Интерес к ESG остается прерогативой крупных компаний

PwC и Аналитический центр НАФИ провели вторую волну масштабного исследования мнений российских предпринимателей (первый замер был проведен в 2018 году) [1]. Цель исследования – выяснить, как предприниматели оценивают состояние российской экономики, перспективы ведения бизнеса, насколько хорошо они осведомлены о современных трендах в бизнес-среде[2].

Соблюдение принципов ESG

Следование ESG-стандартам – мировой тренд для бизнеса. В России интерес к принципам ESG пока остается прерогативой крупных компаний. Так, представление о них имеют 50% топ-менеджеров крупного бизнеса против 33% руководителей и владельцев компаний малого и среднего предпринимательства.

Реальность в данном случае «определяет сознание»: только 14% опрошенных из числа осведомленных о ESG-принципах (или 6% в пересчете от всех опрошенных предпринимателей) отмечают, что для их деловых отношений важно учитывать лучшие практики в сферах экологии, социальной политики и управления. 78% руководителей, которые знают о принципах ESG (31% в пересчете от всех опрошенных предпринимателей), утверждают, что на данный момент их соблюдение не является важным фактором для продолжения сотрудничества с партнерами, инвесторами и кредиторами (подробнее – в полной версии отчета, рис. 23, 24, стр. 19-20).

Почти каждый третий участник исследования (30%), осведомленный о принципах ESG (или 12% в пересчете от всех опрошенных предпринимателей), не соблюдает их в своей практике, но планирует это делать в будущем. 41% осведомленных о принципах ESG (16% от всех предпринимателей) соблюдают все или часть этих принципов.

 

Большинство предпринимателей считают, что россияне положительно относятся к предпринимательской деятельности как таковой, но представителям бизнеса доверяют реже.
В числе ключевых проблем, затрудняющих ведение бизнеса, российские предприниматели, как и три года назад, выделяют высокие налоги, нехватку кадров и административные барьеры.
Большинство владельцев и руководителей компаний рассчитывают на поддержку государства для преодоления экономических затруднений в период пандемии, а 32% компаний уже воспользовались программами господдержки в 2021 году.
58% предпринимателей не знают о принципах ESG, подразумевающих внедрение в бизнес-процессы лучших экологических, управленческих и социальных практик. 16% соблюдают все или часть этих принципов уже сейчас, еще 12% планируют делать это в будущем.

Оценка экономического климата

74% руководителей компаний отмечают важную роль малого и среднего бизнеса в развитии российской экономики. При этом доля предпринимателей, которые говорят о том, что эта роль не просто важная, а определяющая, выросла по сравнению с 2018 годом на 6 п.п. (с 32% до 38%).

В рамках исследования респондентам предлагалось оценить каждую из проблем, которые препятствуют ведению бизнеса в России, по шкале от 1 – «совершенно не мешает», до 5 – «мешает очень сильно». Список основных барьеров для бизнеса за 3 года существенно не изменился. Предприниматели по-прежнему отмечают высокие налоги, нехватку квалифицированных кадров и административные барьеры (подробнее – в полной версии отчета, рис. 4, стр. 6).

Руководители и владельцы бизнеса упоминают проблемы, связанные с общей экономической ситуацией в России, усложнившейся из-за пандемии. Так, порядка 40% считают, что развитие бизнеса сильно усложняют ограничения и проверки, связанные с пандемией, а также недобросовестная конкуренция.

Несколько чаще, чем в 2018 году, топ-менеджеры компаний стали говорить о том, что им мешает чрезмерное налогообложение и нехватка квалифицированных кадров.

Оценка уровня государственного вмешательства в экономику

Степень вмешательства государства в экономику многие владельцы и руководители бизнеса считают адекватной ситуации. 37% топ-менеджеров говорят о том, что государственное вмешательство в экономику не превышает допустимые границы и соответствует задачам, стоящим перед страной. По сравнению с предыдущей волной измерений эта доля практически не изменилась (38% в 2018 году). Каждый четвертый опрошенный (24%) считает вмешательство государства в экономику недостаточным.

Востребованность мер господдержки

Большинство руководителей и владельцев бизнеса надеются на государственную поддержку, чтобы преодолеть экономические сложности пандемии. Так, по мнению 42% опрошенных, увеличение мер государственной поддержки в целом будет способствовать восстановлению их бизнеса после пандемии. В свою очередь 41% респондентов хотели бы, чтобы государство направило фокус своего внимания на стимулирование потребительской активности населения. Еще 34% подчеркнули важность снятия ограничений и сокращения числа проверок бизнеса (подробнее – в полной версии отчета, рис. 6, стр. 8).

Наиболее востребованы меры государственной поддержки со стороны руководителей и владельцев компаний среднего бизнеса. О каждой из перечисленных мер они говорили чаще представителей других сегментов предпринимательства.

В 2021 году около трети компаний (32%) смогли получить помощь со стороны государства. Большинство из них не сталкивались с трудностями в процессе получения господдержки.

Отношение к бизнесу в обществе

Важный игрок, определяющий условия ведения бизнеса, – общество. 70% опрошенных предпринимателей считают, что россияне положительно относятся к предпринимательской деятельности как таковой. По их оценкам, в плане доверия бизнесу со стороны общества ситуация не настолько благоприятна, хотя и здесь намечается положительная тенденция по сравнению с 2018 годом. Доля тех, кто считает, что уровень доверия общества предпринимателям является высоким, выросла на 7% по сравнению с прошлой волной измерений (с 27% до 34%). Доля оценивающих этот уровень как низкий сократилась на 11%.

Наблюдается позитивная динамика и в оценке уровня доверия представителей бизнеса друг другу: доля тех, кто негативно оценивает взаимоотношения между представителями бизнес-сообщества, сократилась по сравнению с 2018 годом на 7%. А 41% опрошенных считают, что доверие российских предпринимателей друг другу находится на высоком уровне.

Источник – PwC

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: