Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
716
Читать: 4 мин.

Грубость, сарказм и обидные шутки: пассивная агрессия в российских школах

VK Образование и Учи.ру провели опрос о проблеме травли в сети среди учителей и школьников. В онлайн-опросе приняли участие 821 преподаватель и 988 учеников первого — девятого классов. Респонденты отвечали на вопросы о пассивной агрессии и кибербуллинге. Опрос показал, что с ней в школе и в интернете сталкиваются как дети, так и взрослые.

От пассивной агрессии страдают и взрослые, и дети

С термином «пассивная агрессия» знакомы 71% учителей и 17% школьников. И среди взрослых, и среди детей много тех, кто сталкивался с проявлениями пассивной агрессии в школе и в сети. Так, ее жертвами были 42% учеников, знающих, что это такое. Больше половины учителей, знакомых с этим явлением — 53% — были свидетелями проявления пассивной агрессии. 36% педагогов становились жертвами пассивной агрессии со стороны родителей школьников, 27% — коллег, 19% — учеников.

Главным проявлением пассивной агрессии и учителя, и ученики считают грубость (56% и 30% соответственно). Педагоги также выделяют  сарказм (52%) и игнорирование (51%), а в топ-3 ответов школьников входят  обидные шутки (29%) и пакости (26%). Интересно, что дети расценивают выпендреж тоже как проявление пассивной агрессии.

Каждый второй учитель не знает, как бороться с кибербуллингом

За год с 20% до 47% увеличилась доля учителей, которые считают кибербуллинг проблемой, но признают, что не знают, как с ним бороться. Если в прошлом году каждый второй учитель говорил, что ему известны методы борьбы с травлей в интернете, то сегодня таких только треть — 35%. При этом доля педагогов, считающих, что кибербуллинг — это не проблема, а нормальное явление в сети, почти не изменилась (9% в 2021 году и 7% в 2022 году). Каждый десятый учитель все еще не знает, что представляет собой кибербуллинг.

Больше трети педагогов (37% опрошенных) убеждены, что их ученики не сталкиваются с травлей в интернете (в прошлом году таких было 50%). 15% сказали, что осведомлены о таких случаях, но им удается их пресекать (против 12% в 2021 году). 28% признались, что помочь ученикам им удается не всегда (против 12% в прошлом году). Главная причина для более половины педагогов (54% опрошенных) — отсутствие понимания, как это сделать . 6% считают, что бороться с кибербуллингом невозможно.

Основным способом предотвратить травлю в сети учителя считают беседы — с коллективом учеников, с жертвами и агрессорами, с родителями. Но также есть мнения о том, что к решению проблемы необходимо привлекать правоохранительные органы.

Чаще всего учителя сталкиваются с ситуациями онлайн-травли в средней школе. Но есть случаи и в последних классах начальной.

С возрастом повышается риск стать жертвой травли в сети

Каждый пятый школьник — 23% — был в ситуации, когда сообщения или комментарии в интернете заставляли его чувствовать обиду (против 18% в 2021 году). При этом с возрастом эта доля увеличивается: 19% в начальной школе и 35% — в средней. Две трети сталкивались с обидными сообщениями или комментариями всего пару раз, а каждый пятый (21%) оказывается в такой ситуации каждый раз, когда с кем-то ссорится. По сравнению с прошлым годом эти цифры практически не изменились: тех, кто сталкивался с кибербуллингом пару раз, было 69%, а тех, кто сталкивается с ним регулярно при ссорах, — 24%.

Самыми популярными способами защиты от кибербуллинга у 47% школьников является добавление в друзья только знакомых людей , у 46% — блокирование обидчиков и закрытие от них своих страниц, у 43% — обсуждение проблемы с учителем, родителями и психологом. Интересно, что доля детей, готовых обращаться за помощью ко взрослым, за год сильно увеличилась: в 2021 году таких было всего 11%. 5% детей считают, что защититься от онлайн-травли невозможно.

Отвечая на вопрос о том, кому они считают правильным сообщать о травле в интернете, школьники чаще всего выбирали родных (81% против 51% в 2021 году). Обсуждать эту тему с друзьями и учителями, как и в прошлом году, готовы примерно одинаковое количество детей — 17% и 15% соответственно (против 11% и 13% годом ранее). При этом в средней школе доля тех, кто будет искать поддержки у друзей, больше: 23% против 8% младшеклассников.

VK Образование и Учи.ру проводят онлайн-опрос о проблеме кибербуллинга в сети второй год подряд. В этом году респонденты также отвечали на вопросы о пассивной агрессии. С результатами первого исследования можно ознакомиться на сайте Учи.ру.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: