Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
585
Читать: 10 мин.

Экологическая составляющая устойчивого развития индустрии масс моды

Яркие витрины, новые коллекции, телевизионные программы и журналы о моде и стиле, прочно обосновались в нашей жизни. Но приходилось ли Вам когда-нибудь задумываться, что же скрывается за красивой обложкой индустрии масс моды.

Шокирующие факты октябрьского отчета Гринпис “Toxic Threads: The Big Fashion Stitch-Up”,   представленного в ноябре 2012 года в Пекине; проект Гринпис Detox, получивший широкую огласку в начале 2013 года послужили отправной точкой для изучения отчётов об устойчивом развитии в рамках охраны окружающей среды ряда известных игроков на рынке масс моды. В исследовании пойдет речь о таких брендах как: H&M, Mango, C&A, ZARA (владелец Inditex Group).

Позвольте напомнить, что вызвало негодование общественности в конце 2012 года. В соответствии с отчетом “Toxic Threads: The Big Fashion Stitch-Up” в продукции всех вышеперечисленных и еще шестнадцати брендов (в разной пропорции к количеству исследуемых единиц товара) содержатся опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды этоксилаты нонилфенола, С&A 83% (в пяти из шести), H&M 33% (в двух из шести), Mango 60% (в шести из десяти), ZARA 60% (в шести из десяти), у последнего бренда также в двух изделиях, обнаружены вызывающие рак амины. А у трех брендов из оставшихся шестнадцати найдены опасные для репродуктивной системы токсичные виды фталатов.

Что же касается отчетов компаний за 2012 год, то в них содержится не только информация об экологической составляющей устойчивого развития в ретроспективе, но также сведения о вынужденных в ходе событий конца 2012 года изменениях политики в области охраны окружающей среды. Так уже через семь дней после презентации отчета Гринпис (27 ноября 2012 года) ZARA признает и поддерживает необходимость отказа от опасных химических веществ в собственном производстве.

В H&M обновлен список запрещенных химических веществ (с учетом изменений 2012 года в списке 360 позиций).

В свою очередь отказ от использования любых опасных химических веществ в производстве одежды и обуви к 2020 году является целью программы Zero Discharge of Hazardous Chemicals (ZDHC) документа The Joint Road map, членами которой на сегодняшний день являются тринадцать компаний, в том числе С&A, H&M, Inditex Group (ZARA). Mango же, находясь вне программы ZDHC (по данным на октябрь 2013 года), подписало инициативу Гринпис Detox, направленную на достижение той же цели, что и ZDHC.

Что же делается для достижения поставленной цели? Здесь тактика компаний сводится к единому, к тщательной работе с производителями и поставщиками. Так в компании Inditex Group с июня 2012 года запущена система предварительной оценки поставщиков, в соответствии с которой для того чтобы получить свой первый заказ поставщику, нужно успешно пройти соответствующий аудит, результат которого будет признан действителен в течении последующих 12 месяцев и подписать два документа: Inditex Minimum Requirements, подписание которого означает, что поставщик соглашается придерживаться стандартов Inditex Group, в том числе стандартов в области безопасности и здоровья (Clear to Wear and Safe to Wear) и действующий в компании с 2001 года Кодекс поведения для производителей и поставщиков, в редакции 2012 года.

Также для достижения поставленной цели Inditex Group запустил трехэтапный проект по оценке и консультированию поставщиков в отношении использования химических веществ. На первом этапе предполагаются следующие действия: информирование поставщиков, изучение цепочки поставок последних, оценка знаний соответствующего Руководства компании: Inditex’s Chemical Substances Guide. Второй этап включает в себя исчерпывающий анализ воды на входе и выходе с установок поставщика на наличие одиннадцати приоритетных групп химических веществ. Третий этап посвящен специальному обучению и повышению производительности с учетом целесообразного использования водных ресурсов и химических веществ. В целом в Inditex Group за отчетный период проведено более чем 1.4 миллиона химических анализов.

Если в отчёте Inditex отведено несколько страниц описанию аудита поставщиков, общее количество которых в 2012 году составило 1434. В отчете H&M говорится о работе 100 экспертов в области устойчивого развития, анализирующих деятельность поставщиков на соответствие Кодексу поведения H&M, по результатам которого поставщики получают отметки по 100% шкале (Index Code of Conduct score) на основе их соответствия. То, отчет Mango делает акцент на анализе продукции, так, отобранные образцы продукции каждой коллекции отправляются в испанскую лабораторию Textile Research Institute – Aitex, участницу Швейцарской организации Oeko-Tex, за исключением тех случаев, когда производитель предоставляет соответствующий сертификат Oeko-Tex на материал для производства предметов одежды или аксессуаров. На мой взгляд интересно будет отметить принцип деятельности Oeko-Tex: чем интенсивнее контакт текстиля с кожей (и чем чувствительнее кожа), тем более высокие требования экологии человека должны быть выполнены.

В отчетах компаний упоминается и об отказе от использования ряда химических веществ, например, отчет H&M содержит сведения об отказе с 2013 года от использования перфторированных соединений (PFC), применяемых в производстве водоотталкивающих предметов гардероба и воздействующих на репродуктивную систему организмов и переходе на альтернативный PFC вариант (первый такой продукт был выпущен еще в 2010 году). Mango указывает на отсутствие в тканях ПВХ (PVC), оставляя как дань моде его использование в производстве таких аксессурах как: сумки, кошельки, ремни, а также за невозможностью отказа по техническим причинам в принтах, выполненных путем шелкографии.

Рассказать же о деятельности C&A, отметившей в 2011 году 170 лет со дня основания в рамках выше рассматриваемого направления экологической составляющей устойчивого развития не представляется возможным, так как отчет компании скуп на факты и содержит лишь информацию о членстве в ZDHC The Joint Road Map и принятых в соответствии с этим на себя обязательствах.

Использование химических соединений в производстве продукции лишь одно из направлений экологической составляющей устойчивого развития, среди таких направлений как:

  • использование водных ресурсов;
  • использование энергоресурсов;
  • логистика и мерчендайзинг;
  • вторая жизнь и переработка остатков продукции.

Использование водных ресурсов.

У Вас в гардеробе есть джинсы? Но, к чему этот вопрос и какая взаимосвязь с использованием водных ресурсов — спросите Вы.

В связи с вашим вопросом хочу отметить, что для производства одной пары джинс требуется вырастить килограмм волокна хлопка, а значит потратить по разным данным от 8 500 (исследование WWF) до 10 000 литров воды (Better Cotton Initiative (BCI).

Перед тем как перейти к практическим действиям компаний, предлагаю ознакомиться с встречаемыми в отчетах компаний видами хлопка: Better Cotton, Organic Cotton (Bio Cotton), Recycled Cotton, в чем разница этих понятий. Better Cotton — хлопок, выращивание которого связано с уменьшением использования водных ресурсов, химических удобрений и с учетом защиты прав работников и биоразнообразия. Organic Cotton — хлопок, выращенный без использования пестицидов и удобрений. Recycled Cotton – хлопок сделанный из производственных остатков, которые измельчаются в волокно и добавляются в новые нити и новые ткани.

Несмотря на то, что сегодня производство органического хлопка занимает менее 1% от общей массы выращенного хлопка в мире, в использовании последнего обозначилась компания — лидер. Так второй год подряд (по данным на 2012 год) крупнейшим потребителем органического хлопка (organic cotton) в мире по данным Textile Exchange является H&M, компания-член Better Cotton Initiative. В соответствии с отчетом компании использование в совокупности 7.8% органического хлопка и 3.6% better cotton в 2012 году, позволило потратить на 140 000 килограмм меньше пестицидов, использование же 3.6% better cotton помогло сберечь 78 миллионов ванн воды.

Компания H&M также большое внимание уделяет новым технологиям в производстве джинсовой одежды, благодаря последним в 2012 году было использовано на 450 миллионов литров воды меньше по сравнению с обычным способом производства.

Что касается еще одного члена Better Cotton Initiative – Inditex Group, то в 2012 году такой бренд как ZARA, входящий в Inditex Group представил рынку более 4.2 миллионов изделий, сделанных из 100% органического хлопка.

С&A в свою очередь с 2005 года является членом некоммерческой организации Organic Cotton (сейчас известной как Textile Exchange). С 2008 года C&A совместно с Organic Cotton и Shell Foundation работает над 5-летним проектом в Индии, целью которого стало увеличение объемов использования органического хлопка, с дальнейшим распространением концепции на другие страны мира. Сегодня благодаря сотрудничеству трех партнеров создана организация CottonConnect, в задачу которой входит целенаправленное стимулирование перехода от традиционных к сбалансированны методам выращивания хлопка. Cotton Conect к 2015 году ставит перед собой следующие цели: задействовать            1 000 000 акров земли для выращивания надлежащего хлопка, обеспечить производителя сырьем для производства 500 000 единиц товара, улучшить условия жизни 500 000  фермеров.

Использование энергоресурсов.

По данным С&A около 50% потребляемого электричества приходится на освещение зданий и помещений, 35% для вентиляции и охлаждения последних. Компания не только заменяет по окончанию срока службы старые системы освещения новыми, но и открывает ЭКО-магазины, пример тому магазин открытый в 2008 году в городе Майнц, который доказал, что за год с момента открытия можно сэкономить 40% потребления электричества и 87% энергии для отопления.

Открытие эко-магазинов не является новой идеей и для Inditex Group, так с 2007 года компанией открыто более чем 1 300 экоэффективных магазинов в мире, что позволило в среднем сэкономить 30% электричества и 50% потребления воды в сравнении с работой обычных магазинов. Цель Inditex Group к 2020 году сделать все магазины экоэффективными. На сегодня многие здания Inditex Group сертифицированы по стандарту LEED Gold — система сертификации зеленых зданий (Massimo Dutti логистический центр в Тордера (Испания), ZARA Home в Мюнхене, также несколько зданий в процессе сертификации) и LEED Platinum (Bershka в Германии).

В свою очередь компании H&M в 2012 году удалось снизить на 15% потребление электроэнергии из расчета на один квадратный метр в магазине, в том числе посредством использования фотоэлектических солнечных панелей. Объем полученной электроэнергии которых за 2012 год составил 784 200 киловатт,  что достаточно для годового обеспечения 145 европейских семей.

Такие компании как C&A и H&M также напоминают cвоим покупателям, что уменьшение температуры стирки с 40 до 30 градусов Цельсия может сберечь в домашних условиях до 40%  электричества.

Логистика и мерчендайзинг.

Так как большая часть продукции компаний масс моды поставляется из стран Азии, то здесь стратегия компаний является стереотипной: использование для транспортировки товаров морского и железнодорожного транспорта (95% перевозок в С&A приходится на морской траспорт; 90% перевозок в H&M приходится на морской и железнодорожный траспорт). С 2010 года в C&A используют EEV (=Enhanced Environmentally Friendly Vehicle) экологически чистый грузовой транспорт. В Mango действует бесплатная система транспортировки сотрудников из наиболее важных городов до места работы с использованием экологически чистого транспорта. В Inditex Group разработано программное обеспечение, которое позволяет рассчитывать выбросы парниковых газов в соответствие с GHG Protocol и в тоже время предлагать иные варианты транспортировки и распределения товаров.

Говоря о транспортировки товаров, также хочется добавить о политики компаний связанной с отказом от использования коробок для тех товаров, транспортировка которых возможна непосредственна на вешалках, пример тому компания Mango.

В работе компаний также внимание уделяется послепродажной упаковке товаров, 100% пластиковых сумок H&M сделано из переработанных материалов. Во время распродаж и в магазинах Outlet компании Mango используются только пластиковые сумки, при чем в течении 2012 года Mango стало постепенно заменять обычные пластиковые сумки оксо-биоразлогаемыми. Бумажные же сумки Mango производятся только из бумаги, обладающей сертификатом Sustainable forest management, выданным Forest Stewardship Council (FSC) или из переработанной бумаги. Компания C&A в свою очередь предлагает своим покупателям приобрести альтернативу пластиковой сумки, сумку из органического хлопка, с каждой такой проданной сумки тридцать центов перечисляется в пользу упомянутого выше 5-летнего проекта компании в Индии.

Вторая жизнь и переработка остатков продукции.

В этом ключе нельзя не упомянуть новую инициативу на рынке масс моды, так в 2013 году запущен проект компании H&M по сбору старой одежды непосредственно в торговых залах компании с тем, чтобы в последствии посредством использования услуг перерабатывающей компании I:CO подарить вещам вторую жизнь.

Инициатива замечательная, но в тоже время хотелось бы понять, что происходит непосредственно в компаниях с остатками старых коллекций. Итак обратившись к компании C&A, понимаешь, что вещи с небольшими дефектами найдут своих хозяев посредством благотворительных организаций, в 2010 году на эти цели было предоставлено 14 114 предмета одежды, неподлежащий носке товар отправится на переработку и создание новых тканей, за 2010 год перерабатывающей компании было передано 420 728 килограмм товара. Прочий текстиль направят на сжигание для производства энергии к примеру для производства цемента.

Подводя итог следует отметить, что за экологическую составляющую устойчивого развития компаний ответственны, в C&A — департамент известный как Sustainable Business Development, в компании H&M — Head of Sustainability, в Mango – Corporate Social Reaponsibility Department.  В Inditex Group команда внутренних и внешних специалистов содержащая более чем 2 700 человек.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: