Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
1046
Читать: 11 мин.

Доклад ВЭФ обозначил приоритеты по повышению устойчивости и инклюзивности экономики

16.12.2020. Лишь избранные экономики демонстрируют готовность к долгосрочному процветанию за счёт эффективных публичных услуг, «зелёных» инвестиций и цифровизации.

Спустя почти год после начала пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 спровоцированный этим событием экономический спад всё ещё оказывает значительное воздействие на экономику и социальную сферу. Ни одна страна не смогла избежать негативных последствий, однако, как отмечается в новом выпуске Доклада о глобальной конкурентоспособности, подготовленного Всемирным экономическим форумом, страны с развитой цифровой экономикой и цифровыми навыками жителей, мощной системой социальной защиты и предшествующим опытом борьбы с эпидемиями лучше справляются с последствиями пандемии для своей экономики и граждан.

По мере оживления глобальной экономики у стран появляются возможности выходить за рамки текущей антикризисной повестки и фокусироваться не только на восстановлении докризисных темпов экономического роста. Специальный выпуск Доклада о глобальной конкурентоспособности 2020: Страны на пути к восстановлению экономики, опубликованный 16 декабря 2020 года Всемирным экономическим форумом, указывает путь к этим возможностям.

В специальном выпуске этого года изложены приоритеты посткризисного восстановления и последующего ускорения экономического роста, даны оценки факторов эффективности борьбы с пандемией и анализ того, какие страны лучше других подготовлены к трансформации в экономические системы, гармонично сочетающие цели “производительности”, “человека и его потребностей” и “планеты”. «Обобщённая оценка стартовых позиций России составляет 50,4 балла из 100 максимально возможных – это больше, чем в Индии, а также у некоторых латиноамериканских (Аргентина, Мексика), восточноевропейских (Польша, Венгрия, Словакия) и средиземноморских стран (Греция, Турция), но значительно меньше по сравнению со странами G-7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) или с Китаем», – говорит Алексей Праздничных, координатор программы Всемирного экономического форума по конкурентоспособности стран в России, партнер Strategy Partners, исполнительный директор Евразийского института конкурентоспособности.

«Скорее стоит рассматривать эти оценки как стартовые позиции на пути преобразований и восстановления экономики. Российской экономике предстоит не просто пережить пандемию и снижение экономической активности, но и адаптироваться к новым вызовам, с которыми сегодня сталкиваются страны, включая ускорение цифровой трансформации и конкуренцию за рынки будущего. Было бы важно учесть обсуждаемые в отчете факторы посткризисного восстановления и последующего ускорения экономического роста для реализации экономической и социальной повестки», – считает Алексей Праздничных.

«Всемирный экономический форум многие годы призывает государственных деятелей сфокусироваться на долгосрочном процветании, а не только на краткосрочном экономическом росте. В этом Докладе четко обозначены приоритетные задачи по повышению производительности, устойчивости и инклюзивности экономики по мере выхода из кризиса. Ставки “за” трансформацию наших экономических систем сегодня просто небывалые, выше уже некуда», – говорит Клаус Шваб, основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума.

В качестве признания экстраординарности событий 2020 года, а также сплочённых глобальных усилий по борьбе с кризисом общественного здравоохранения и его социально-экономическими последствиями, подготовка Глобального индекса конкурентоспособности и расчёт рейтинга стран за 2020 год были приостановлены. В 2021 году очередной выпуск Доклада будет вновь использовать рейтинг как обновленную систему ориентиров для управления будущим экономическим ростом.

Каковы необходимые условия для будущей экономической трансформации?

В докладе рассматриваются пути восстановления и преобразования в четырех сферах: благоприятные условия и стимулы, человеческий капитал, рынки и инновации.

  • Создание благоприятной среды и стимулов: В докладе рекомендуется, чтобы правительства уделяли первоочередное внимание улучшению предоставления публичных услуг, управлению государственным долгом и расширению масштабов и влияния цифровизации. В более долгосрочной перспективе рекомендуется более прогрессивное налогообложение, модернизация инженерной инфраструктуры и создание в целом более экологичной инфраструктуры.
  • Преобразования в сфере человеческого капитала: В докладе отстаивается идея постепенного перехода от планов по массовому увольнению к комбинации упреждающих инвестиций в новые возможности на рынке труда, масштабирования программ переквалификации и повышения квалификации, а также создания систем социальной защиты, способствующих экономическому оживлению. В более долгосрочной перспективе руководители должны работать над обновлением содержания образовательных программ, реформированием трудового законодательства и совершенствованием использования новых технологий управления талантами.
  • Преобразование рынков: Хотя с момента последнего финансового кризиса финансовые системы стали значительно более стабильными, они должны быть более инклюзивными, а растущая рыночная концентрация и повышение барьеров для перемещения товаров и людей может помешать преобразованию рынков. В докладе рекомендуется ввести финансовые стимулы для компаний за “зелёные” и инклюзивные инвестиции и обновить законы о конкуренции и антимонопольные механизмы.
  • Преобразование инновационной экосистемы: Несмотря на расцвет в последнее десятилетие культуры предпринимательства, создание новых бизнесов, прорывных технологий, а также продуктов и услуг на основе этих технологий, приостановилось. В докладе рекомендуется расширять государственные инвестиции в научные исследования и разработки, одновременно поощряя их в частном секторе. В более долгосрочной перспективе страны должны поддерживать создание “рынков завтрашнего дня” и мотивировать фирмы к признанию личностного многообразия ради повышения творческого потенциала и конкурентоспособности.

Какие страны лучше остальных готовы к экономическим преобразованиям?

Понятие трансформации экономики относительно новое, а объем доступных для его всесторонней оценки данных ограничен. Данные из 37 стран были сопоставлены с 11 приоритетными направлениями, изложенными в Докладе. Этот анализ позволил установить, что, хотя ни одна страна не готова к восстановлению и экономическим преобразованиям на все 100%, некоторые страны находятся в более выгодном положении. По оценкам, приведенным в докладе, 10-процентное повышение показателей готовности может привести к увеличению ВВП этих 37 стран вместе взятых на $300.000.000.000 (300 миллиардов долларов США). Однако, эти приоритетные направления следует рассматривать с точки зрения их потенциального вклада в ускорение экономического роста, достижение инклюзивности и устойчивости.

Страны, наилучшим образом подготовленные к экономическим преобразованиям, приводятся в таблице ниже. В Докладе приводятся важные комментарии о последствиях ограниченной доступности данных.

Направление Страны-лидеры (топ-3) Позиции России
1 Обеспечить повышение эффективности управления государственными учреждениями, применение долгосрочного видения и укрепление общественного доверия за счёт добросовестного предоставления услуг для граждан Финляндия

Новая Зеландия

Швейцария

37/37
2 Модернизировать инфраструктуру в целях ускоренной трансформации  в энергетике, расширения доступа к электроэнергии и цифровым технологиям Эстония

Нидерланды

Дания

37/37
3 Перейти к более прогрессивному налогообложению, пересмотреть подходы к налогообложению корпораций, материально обеспеченных и рабочего класса на национальном уровне и в рамках скоординированного международного сотрудничества ЮАР

Япония

Респ. Корея

20/37
4 Обновить содержание образовательных программ и увеличить инвестиции в развитие навыков, которые являются ключевыми для будущих рабочих мест и рынков “завтрашнего дня” Финляндия

Нидерланды

Дания

28/37
5 Пересмотреть регулирование рынка труда и организацию системы социального обеспечения с учётом новых задач развития экономики и новых потребностей работников Дания

Великобритания

Швейцария

12/37
6 Расширить инфраструктуру ухода за пожилыми людьми, ухода за детьми и здравоохранения, обеспечить доступ и развитие инноваций на благо людей и экономики Швеция

Дания

Канада

нет оценки
7 Стимулировать увеличение финансовых вложений в долгосрочные инвестиции, в достижение и укрепление устойчивости и инклюзивности Финляндия

Новая Зеландия

Швеция

29/37
8 Актуализировать принципы защиты конкуренции и антимонопольное регулирование, с учётом требований Четвертой промышленной революции, обеспечив доступ к рынкам как на национальном, так и на международном уровне США

Канада

Китай

37/37
9 Способствовать созданию “рынков завтрашнего дня”, особенно в тех сферах, где требуется партнёрство государственного и частного сектора Финляндия

США

Япония

нет оценки
10 Стимулировать и расширять долгосрочные инвестиции в исследования, инновации и изобретения, которые могут создать новые “рынки завтрашнего дня“ США

Япония

Финляндия и
Респ. Корея

28/37
11 Стимулировать компании учитывать принципы многообразия, справедливости и инклюзивности в целях повышения творческого потенциала Китай

Швеция

Новая Зеландия

20-21/37

Позиции России

Оценки позициям России были даны лишь по девяти из одиннадцати направлений.

«Позитивную оценку российская экономика получила по трём направлениям, – комментирует Алексей Праздничных.Во-первых, по сравнению с многими развитыми и развивающимися странами рынок труда в России одновременно сравнительно гибкий и вместе с тем предоставляет работникам определённую социальную защиту. Поэтому по направлению Регулирование рынка труда и организация системы социального обеспечения Россия занимает12 позицию из 37 стран. Также Россия в некоторых аспектах сегодня может быть примером перехода к более прогрессивному налогообложению, пересмотра подходов к налогообложению корпораций, материально обеспеченных и рабочего класса на национальном уровне и одним из инициаторов такого перехода в рамках скоординированного международного сотрудничества. Поэтому оценки по этому направлению также относительно высокие (20 место из 37 возможных). То же самое можно сказать про внедрение в бизнесе принципов многообразия, справедливости и инклюзивности в целях повышения творческого потенциала сотрудников – тут также сравнительно высокие оценки: 20-21 место из 37 возможных».

Слабые позиции у России, прежде всего, по первому направлению (37/37): обеспечить повышение эффективности управления государственными учреждениями, применение долгосрочного видения и укрепление общественного доверия за счёт добросовестного предоставления услуг для граждан пока удалось в России меньше, чем в других странах. Такая же ситуация по второму направлению (37/37): Россия меньше прочих стран рейтинга готова модернизировать инфраструктуру в целях ускоренной трансформации в энергетике, а также расширения доступа к электроэнергии и цифровым технологиям. Аналогичная ситуация и по восьмому направлению (37/37): в России больше, чем в других странах, нужно актуализировать принципы защиты конкуренции и антимонопольное регулирование, с учётом требований Четвертой промышленной революции, обеспечивая доступ к рынкам как на национальном, так и на международном уровне.

В нижней части рейтинга позиции России по четвёртому направлению (28/37): обновить содержание образовательных программ и увеличить инвестиции в развитие навыков, которые являются ключевыми для будущих рабочих мест и рынков “завтрашнего дня”. Также относительно неблагоприятная на сегодня для России ситуация по седьмому направлению (29/37): стимулировать увеличение финансовых вложений в долгосрочные инвестиции, в достижение и укрепление устойчивости и инклюзивности. Аналогично и по десятому направлению (28/37): стимулировать и расширять долгосрочные инвестиции в исследования, инновации и изобретения, которые могут создать новые “рынки завтрашнего дня“.

Какие аспекты конкурентоспособности способствовали устойчивости экономики в период пандемии?

Страны с развитой цифровой экономикой и цифровыми навыками были более успешными в поддержании экономического роста в период дистанционной работы. В частности, хорошие результаты показали Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Эстония и США.

Страны с надежными системами социальной поддержки в период кризиса, такие как Дания, Финляндия, Норвегия, Австрия, Люксембург и Швейцария были хорошо подготовлены к оказанию необходимой помощи тем, кто не смог продолжить работу. Аналогичным образом, страны с развитым финансовым сектором, такие как Финляндия, США, ОАЭ и Сингапур смогли с большей легкостью обеспечить предоставление заёмных средств малому и среднему бизнесу и предотвратить массовые банкротства.

Страны, которые смогли успешно спланировать и скоординировать действия в сфере здравоохранения, налоговой и социальной политики, добились сравнительно больших успехов в смягчении последствий кризиса. Среди них Сингапур, Швейцария, Люксембург, Австрия и ОАЭ.

Отдельные примеры свидетельствуют о том, что страны, ранее уже сталкивавшиеся с эпидемией коронавируса (такой как SARS – атипичная пневмония), располагали более совершенными планами действий на случай подобного кризиса, протоколами лечения и технологическими системами (например, Республика Корея, Сингапур) и смогли сдерживать эпидемию более успешно, чем другие страны.

Как в период кризиса изменилась деловая активность?

В странах с развитой экономикой лидеры бизнеса стали свидетелями усиливающегося монополизма, заметного снижения конкуренции в сфере услуг, сокращения сотрудничества между компаниями и снижения доступности квалифицированных работников на рынке труда по мере того, как ускорялся переход к дистанционной работе с использованием цифровых технологий. Позитивным моментом, по мнению руководителей компаний, стала активная реакция правительств на изменения, большая сплочённость коллективов внутри компаний и повышение доступности венчурного капитала.

В странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах руководители отметили рост издержек бизнеса, связанных с преступностью и насилием, снижение уровня независимости судебной системы, дальнейшее снижение конкуренции и рост монополизма, а также снижение доверия к политическим лидерам. Они также положительно отнеслись к антикризисным мерам правительства, отметили более активное сотрудничество в коллективах внутри компаний и рост доступности венчурного капитала. Они также отметили рост возможностей для привлечения талантливых специалистов, вероятно, отчасти за счёт ускоренного проникновения цифровых технологий на рынке труда.

«В этот период глубокой неопределенности, кризис в области здравоохранения и экономический спад заставляют кардинально переосмыслить экономический рост и его связь с последствиями для людей и для всей планеты. У политиков есть замечательная возможность воспользоваться этим моментом и сформировать такие новые экономические системы, которые будут высокопродуктивными при одновременном росте общего процветания и экологической устойчивости», – сказала Саадия Захиди, управляющий директор Всемирного экономического форума.

Ключевые выводы по позициям стран:

  • Инвестиции в цифровую инфраструктуру: Переход к более “зеленой” и инклюзивной экономике должен подкрепляться значительными инвестициями в инфраструктуру, включая расширение телекоммуникационной инфраструктуры. В настоящее время лучше всего к этому подготовлены Дания, Нидерланды, Финляндия и Эстония.
  • Экологичная экономика: Экологизация экономики потребует модернизации энергетической инфраструктуры, транспортных сетей и обязательств как государственного, так и частного секторов по расширению и соблюдению многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды. Дания, Эстония, Финляндия и Нидерланды наилучшим образом подготовлены к проведению экономических преобразований через инфраструктуру. К наименее подготовленным странам относятся Россия, Индонезия, Турция и ЮАР.
  • Долгосрочные инвестиции: Повышение мотивации к направлению финансовых ресурсов на долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики может способствовать достижению стабильности и инклюзивности. Финляндия, Швеция, Новая Зеландия и Австрия подготовлены лучше, чем другие страны с развитой экономикой, в то время как США, будучи крупнейшим финансовым центром в мире, входят в число наименее подготовленных стран.
  • Более прогрессивное налогообложение: Переход к более прогрессивным системам налогообложения становится ключевым фактором экономических преобразований. По этому показателю Республика Корея, Япония, Австралия и ЮАР набрали наибольшее количество баллов благодаря относительно сбалансированным и прогрессивным налоговым системам.
  • Расширение предоставления публичных услуг: Для повышения уровня социальной защиты необходимо лучше интегрировать образование, трудовое законодательство и условия социальную поддержку, а также модернизировать образование с учётом требований рабочих мест будущего. Германия, Дания, Великобритания и Швейцария относительно лучше, чем другие страны, подготовлены к тому, чтобы сочетать адекватную охрану труда с новыми моделями систем социальной защиты. ЮАР, Индия, Греция и Турция наименее подготовлены.
  • Стимулы для рынков будущего: Стимулирование и расширение долгосрочных инвестиций в исследования, инновации и рост изобретательской активности могут создать новые “рынки завтрашнего дня” и стимулировать рост. Финляндия, Япония, США, Республика Корея и Швеция оказываются лучше подготовлены к созданию рынков завтрашнего дня, в то время как Греция, Мексика, Турция и Словакия наименее подготовлены.

Всемирный экономический форум – это независимая международная организация, направленная на реализацию принципов государственно-частного партнерства, миссия которой – улучшать состояние мира путем привлечения ведущих политических, деловых и других общественных лидеров к формированию глобальной, региональной и отраслевой повестки дня. 

Евразийский институт конкурентоспособности – независимый и некоммерческий аналитический центр, специализируется по вопросам конкурентоспособности и экономического сотрудничества в Евразийском регионе. Одна из ключевых программ Института сфокусирована на изучении барьеров и возможностей для повышения конкурентоспособности экономики России на национальном и региональном уровнях.

С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте Всемирного экономического форума.

Источник – пресс-служба Strategy Partners

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: