Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
868
Читать: 4 мин.

Бизнес и территории: новый этап отношений

Центр стратегических разработок (ЦСР) и Центр социального проектирования «Платформа» провели исследование «Бизнес и территории», ставшее первой попыткой сопоставить различные практики и модели отношений между крупными компаниями и регионами присутствия. В ходе исследования были опрошены менеджеры более 30-ти крупнейших индустриальных компаний, представители экспертных центров, главы муниципалитетов (всего взято 50 интервью), проведена специальная дискуссионная сессия на базе ЦСР.

Партнерами исследования выступили: Лаборатория репутационных исследований РАСО, Центр территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, АНО «Национальные приоритеты», Экспертный совет по малым территориям.

Усложнение отношений. Отличительными чертами нового этапа отношений бизнеса с территорией становятся: более сложные модели взаимодействия, поиск институциональных решений и партнерств (создание совместных структур по развитию территорий), усложнение социального пространства за счет региональных сообществ; все более активное участие государства в социальном инвестировании – через нацпроекты и гранты. Простая модель двух центров (город и предприятие), в которой делились сферы контроля, становится все более устаревшей даже в моногородах.

Бизнес как ресурс восполнения социальных дефицитов. И государство, и новые корпоративные тренды на основе ESG подталкивают бизнес к более заметной социальной политике. Также в ближайшее время возможно усиление давления на территориях: от губернаторов требуют выполнения KPI по национальным проектам, инфраструктура городов деградирует, осенью предстоят думские выборы.

Определение центров ответственности. Компании хотят рационализировать свое отношение с территорией. Модель оптимального взаимодействия пока не сформирована, контур «идеальных» практик проступает в небольшом числе лидеров, а отношения с властью продолжают сохранять форму торга. Становится востребованной активация новых источников роста, которые одновременно отвечают долгосрочным интересам города и бизнеса.

Первый вице-президент ЦСР Наталья Трунова отмечает, что в случае вхождения бизнеса в качестве партнера в социальные проекты власти их качество, как правило, резко возрастает: за счет роста эффективности, снижения стоимости и общей осмысленности инициативы.

Особенности российской практики работы с территориями. Помимо исторических причин и электоральных тревог власти у нее есть более системная причина: существующая налоговая система концентрирует основную часть сборов от бизнеса в бюджете региона или федерации в целом; муниципалитету остается лишь незначительная часть, которую он получает в рамках налогового трансфера. Так, в Норильске рассказывают, что в город возвращается только 6% от направленных в бюджет Красноярского края налогов. В такой ситуации слабые муниципалитеты идут к компаниям за поиском дополнительных средств на развитие города.

Отсюда противоречивое восприятие территории: и как центра затрат, и как ресурса для совместного развития. По мере смещения фокуса с первого на второе возрастает интеллектуальная насыщенность и эффективность программ. Точечные воздействия, сильно замешанные на PR-эффекте, перерастают среди лидерских компаний в тенденцию дать территории дополнительные источники роста, снизить уровень монозависимости – отсюда программы по развитию малого и среднего бизнеса в Череповце и Норильске, стратегия «второй ноги» в атомных ЗАТО.

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Наталья Тимакова назвала российские практики работы с территорией потенциально сильным козырем российского бизнеса. «Для западной корпоративной культуры более характерен принцип, который топ-менеджер присутствующей в России нефтяной компании определил good neighbour, добрососедство. Сосед рядом, заметен, но не вмешивается в жизнь за забором. Он может прийти на помощь, если возникла острая проблема, но не выступает «прогрессором».

Выявлены лидеры социальных программ. Линейное определение лидерства невозможно, так как эксперты оперируют разными критериями. Но опрос показал, что основная доля лидеров социального инвестирования концентрируется в металлургическом секторе – чаще всего упоминали бренды «Северстали», «Норникеля», ОМК, «Магнитки», за пределами отрасли – «Росатома», «Газпром нефти», СИБУРа. Феномен металлургов и атомщиков обусловлен тем, что их предприятия исторически формируют ядро городского пространства, образуют предельно мощное поле социальной гравитации. Провести строгую демаркационную линию между территорией и активом здесь невозможно: город сформировался как сервис производства, он формирует кадровую среду и служит органичными продолжением среды жизни работника.

Общие черты в конкуренции репутаций. Это – наличие долгосрочных программ развития и точек роста (не только реагирование на ближайшие, операционные запросы), создание отдельных профессиональных центров управления социальными проектами, ориентация на принципы устойчивого развития. Основной принцип: чем выше уровень корпоративного управления в самом бизнесе, тем технологичней социальные инвестиции.

Примеры для масштабирования. В качестве позитивного управленческого кейса эксперты называют агентства по развитию территорий, которые создаются на паритетных началах муниципальной властью и бизнесом. Пилотный проект был запущен в Череповце «Северсталью», затем «Норникель» воспроизвел эту модель в нескольких городах своего присутствия. Агентство позволяет рассматривать территорию как единое целое, объединить подходы различных стейкхолдеров и расширить горизонт планирования.

Хотя эта модель имеет свои ограничения, она в различных вариантах может быть масштабирована в других центрах.

Основатель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов: «Поиск различных организационных решений на этом наверняка не остановится. И компании, и местные власти будут тестировать разные модели. Полезно было бы создать возможность их широкого обсуждения, когда накопленный опыт не остается внутри одного региона, а передается другим участникам рынка. Сейчас мы видим ряд интересных находок, однако общее состояние социальных практик нуждается в модернизации».

С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.

Источник – ЦСР «Платформа»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: