Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
2108
Читать: 5 мин.

ESG-реальность России: куда движется бизнес?

Ксения Ворожейкина,
ведущий эксперт ESG Consulting

Агентство ESG Consulting представляет результаты опроса «ESG-реальность России», который проводился в апреле этого года. Цель данного исследования – выяснить, каково на сегодняшний день реальное положение дел в российском бизнесе в разрезе устойчивого развития. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов для обозначения мероприятий, которые компании предпринимают или уже предприняли в рамках ESG-стратегии за последние два месяца.

В опросе приняло участие более 40 представителей российских компаний, среди которых 46,7% представляют крупный бизнес, 30% – средний и 23,3% – малый. Большинство компаний (61,3%) представляли нефинансовый сектор, в том числе образование, машиностроение, девелопмент, сельское хозяйство и другие направления. Еще 38,7% опрошенных являлись представителями финансового сектора. В разбивке по категории сотрудников в опросе приняли участие 48,3% топ-менеджеров, 42% – ESG-специалистов различного уровня, и 9,7% – линейный менеджмент.

По результатам опроса, 19,4% компаний уже давно реализуют у себя ESG-повестку, 35,5% – относительно недавно, но уже достаточно в ней продвинулись, и 45,2% – находятся на начальной стадии внедрения.

Логика исследования предполагала выделение трех групп в зависимости от уровня продвинутости ESG-повестки. Рассмотрим результаты по каждой из групп.

Компании с продвинутой ESG-повесткой

  • В компании имеется ESG-стратегия
  • Отчет об устойчивом развитии публикуется более 3-х лет,
  • Создан ESG-департамент или комиссия в структуре Совета директоров

Среди данной группы компаний только 30% опрошенных указали реализацию исключительно негативных мероприятий, среди которых лидирующие позиции занимает корректировка ESG-стратегии в сторону сокращения активности.  Остальные 70% показывают довольно равномерное распределение как позитивных, так и негативных инициатив.

Компании с продвинутой ESG-повесткой сейчас в основном занимаются переформированием пакета социальных и экологических инициатив (как сокращением текущих, так и запуском новых), публикацией отчета об устойчивом развитии за 2021 год, а также участием в «зеленых» проектах и получением под них «зеленых» и ESG-кредитов.

Стоит отметить, что никто из участников не отказался от публикации отчета и не пошел на сокращение штата ESG-департамента, что говорит о довольно сильном акценте на социальные факторы во время турбулентности. По результатам проведенных интервью можно также сделать вывод, что крупный бизнес, который составляет подавляющее большинство в выборке с продвинутой ESG-повесткой, пока находится в режиме «сохранения энергии» и ожидает дальнейшего развития событий, чтобы выработать более четкую позицию. Компании, впервые попавшие под санкции, также не останавливают ESG-повестку целиком, но финансирование новых инициатив затруднено.

Компании со средним уровнем развития ESG-повестки

  • ESG-стратегия в разработке или появилась недавно
  • Отчет об устойчивом развитии публикуется менее 3-х лет
  • Есть отдельное лицо, ответственное за устойчивое развитие

В данной группе только одна компания показала исключительно негативный сценарий развития с отказом от публикации отчета за 2021 год и закрытием текущих проектов. Все остальные продолжают двигаться в выбранном направлении. Половина участников (55,6%) отметили точкой приложения своих усилий запуск или закрытие социальных или экологических проектов. Несмотря на то, что сокращение бюджетирования на ESG-повестку указало всего 25% опрошенных, компании явно идут по пути оптимизации затрат и перераспределяют инвестиции. Привлечение «зеленого финансирования» (11% и 12% — отказ от привлечения) явно не в приоритете у компаний данной группы, на что, однако, может влиять и новая ставка ЦБ. Так же, как и в группе с развитой повесткой, никто из участников опроса не пошел по пути увольнений или сокращений штата. При этом подавляющее большинство (89%) продолжает внедрять ESG-стратегию в работу компаний. С учетом самого большого количества выбранных мероприятий, можно сделать вывод, что данная группа компаний на данный момент предпринимает самые активные усилия в направлении устойчивого развития.

Компании, находящиеся на начальном уровне ESG-развития

  • ESG-стратегия в разработке или планируется к разработке
  • Отчет об устойчивом развитии готовится к публикации или опубликован один раз
  • Ответственное лицо за устойчивое развитие компании совмещает эти обязанности с другими (например, это директор по развитию или исполнительный директор)

В данном сегменте преобладают компании среднего и малого бизнеса. Разброс ответов в данной группе также довольно широк. Однако, как и в группе со средним уровнем развития, можно выделить запуск и закрытие социальных или экологических проектов (64%). Компании также стараются оптимизировать затраты и сделать это по принципу коротких денег. При этом половина опрошенных (50%) продолжают разработку ESG-стратегии, 14% занимаются наймом ESG-специалистов, а 28% даже приглашают к себе консультантов для разработки дорожных карт и политик. Стоит выделить крайне низкую готовность компаний в данной группе к публикации отчета за 2021 год (7%), а также самый высокий из всех трех групп уровень отказа или сокращения бюджетирования на ESG-развитие (55%). Таким образом, можно сделать вывод, что компании, только начинающие свой путь к устойчивому развитию, сейчас принимают решение, опираясь на свои внутренние процессы. Скорее всего позиция компании сильно зависит от конкретной позиции топ-менеджмента, что дает крайне полярные результаты — от крайне позитивных до крайне негативных.

По итогам исследования можно сделать вывод, что планы компаний зависят от уровня ESG-развития, и ESG-повестка абсолютно точно далека от смерти или стагнации.  Компании с развитой ESG-повесткой, в большей степени зависящие от иностранного капитала, заняли выжидательную позицию; компании со средним уровнем устойчивого развития — в большинстве своем не отказываются и продолжают движение с поправкой на сложившуюся ситуацию; а компании, находящиеся на старте, — принимают решения с коротким горизонтом планирования в зависимости от окружающих обстоятельств.

При этом, если проанализировать соотношение положительных и негативных мероприятий, указанных в опросе, оно будет 1,3, что говорит о наличии положительной динамики в данном вопросе. Если проанализировать данный коэффициент по группам, то получится: продвинутая повестка – 1, средняя — 3, начальная — 1,5. Мы видим, что в период турбулентности, пока развитые компании замерли, компании со средним уровнем развития ESG-повестки являются драйвером ее развития.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: