Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Инклюзия меняет работу музеев

1505
Читать: 4 мин.

В Добром музее прошел митап «Новые смыслы: что дает музеям инклюзия», организованный Фондом социальной помощи и поддержки «Свет» и Государственной Третьяковской галереей. Событие объединило представителей музейного сообщества, грантодающих организаций и экспертов.

«Без обеспечения доступности музейной среды инклюзия невозможна, но понятие инклюзии гораздо шире. Для нашего фонда важно, чтобы инклюзия в музеях развивалась, а практики были устойчивыми. И наше мероприятие, где мы обсудим, какие уже есть результаты и на основании каких критериев разные фонды поддерживают музеи, этому тоже способствует», — отметила, открывая мероприятие, Эльвира Гарифулина, программный директор фонда «Свет».

«Добрый музей — новая инклюзивная площадка Третьяковской галереи, которая призвана работать с аудиторией, которая важна для нас. Мы приложили много усилий, чтобы она получилась такой, какая есть (спасибо Фонду Потанина). Сегодня мы с фондом «Свет» проводим здесь первое профессиональное мероприятие, и я уверена, что эта встреча и наше дальнейшее общение помогут развивать инклюзию в российских музеях», — приветствовала участников Марина Кравченко, директор по работе с посетителями Государственной Третьяковской галереи.

Встреча началась с презентации результатов исследования музейной инклюзии, которое провел фонд «Свет». Рекрут участников — 600 респондентов из 311 музеев со всей России — проводился Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России), обработка данных осуществлялась международной исследовательской компанией Ipsos.

«Показательно, что мотивы развития инклюзии музейные сотрудники связывают как с факторами «сверху», так и «снизу». Наравне с нормативно-правовыми требованиями по созданию доступной среды не менее важное влияние на активизацию этого направления оказывают личная инициатива сотрудников и тренд на распространение инклюзивной деятельности в музеях», — отметила Динара Халикова, директор АНО «Лаборатория культурных практик», куратор исследования от ИКОМ России, комментируя результаты.

А Эльвира Гарифулина добавила, что фонд «Свет» всегда опирается на доказательный подход. Результаты исследования, фиксирующего текущий статус развития инклюзии и сложности, с которыми сталкиваются музеи, как и результаты опроса победителей открытых конкурсов «Без исключения» прошлых лет, были учтены при разработке нового конкурса. Он стартовал 25 сентября.Митап продолжила дискуссия с участием и разных фондов, занимающихся поддержкой музеев, и музеев разной направленности.

«Программа Фонда «Музей без границ» поддерживает инициативы, которые помогают музеям стать открытыми и доступными. Есть среди них и инклюзивные проекты, которые, как правило, отличаются устойчивостью и продолжают развиваться после завершения гранта. Мы за то, чтобы музейные пространства были комфортными, и их команды думали об этом на каждом этапе — от закупки новых стульев до организации выставочных пространств. Правильно организованное пространство может усилить социальный эффект», — поделилась наблюдениями Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Владимир Плехов, заместитель руководителя программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», продолжая развитие темы, что доступность не равна инклюзии, рассказал, как после первого конкурса инспектировал музеи, получившие поддержку на создание тактильных моделей — многие не выставляли их в зале, раз нет в данный момент слабовидящих посетителей. «Мы учли этот момент на будущее. Тактильная модель — дидактика, вспомогательный инструмент. Основная история — как построена работа вокруг этой дидактики», — отметил он.

«Радостно видеть, что тема инклюзии играет все большее значение в музейном сообществе, находит отклик у грантодающих организаций и вовлекает отраслевых экспертов. Важно, чтобы на системной основе была выстроена понятная коммуникация между всеми участвующими сторонами, в том числе с органами власти и конечными благополучателями. Тогда действительно можно будет говорить о социальных проектах с долгосрочным эффектом, — отметил Сергей Александров, руководитель блока культурно-просветительских проектов БФ «Система». — Сейчас же нередко наблюдается ситуация, когда каждая из сторон видит ситуацию по-своему. Однако экспертные практикоориентированные встречи, которые все чаще проходят по инициативе крупнейших игроков сектора, позволяют надеяться, что тема инклюзии получит качественное развитие и перестанет быть для кого-то модным трендом или галочкой в отчете перед вышестоящими ведомствами».

А представители музейного сообщества поделились результатами развития инклюзивных практик. Иван Бобылев, заведующий отделом обеспечения доступности и инклюзии Государственной Третьяковской галереи, рассказал о скором старте инклюзивных творческих мастерских в пространстве Доброго музея и работе по организации сопровождаемого трудоустройства для людей с ментальными особенностями. Юлия Сергеева, заведующая сектором инклюзивной деятельности и гостеприимства музея-заповедника «Царицыно», обратила внимание на то, как инклюзия помогает увеличивать посещаемость музеев в целом: аудиогид, который помогает пройти к музею по большому парку по доступным дорожкам, методист методического отдела Театра кукол им. С. В. Образцова, поделилась кейсом вовлечения экспертов опыта: в результате работы Школы экскурсоводов для слабослышащих в музее при театре появились две авторские экскурсии от выпускников, а русский жестовый язык (РЖЯ) пополнился несколькими новыми терминами.

Участники из зала тоже активно вовлекались в дискуссию. Очевидно, что тем для обсуждения в сфере музейной инклюзии еще много. Надеемся, что традиция неформального диалога с участием разных сторон в стенах Доброго музея в партнерстве с фондом «Свет» продолжится.

Фото фонда «Свет»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: