
Разовое сотрудничество компаний-производителей с банками продовольствия остается не регулярным
ТИАР-Центр и шеринг-кластер Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) оценили объем продуктов питания, переданных на фудшеринг в течение 2021 г. Ожидается, что объем фудшеринга составит 7,5 тыс. тонн, на 17% меньше показателя прошлого года. Эти данные были представлены на ежегодной крупнейшей конференции цифровой отрасли RIW (Неделя российского интернета).
Фудшеринг – это сервисы по распределению продуктов питания с подходящим сроком годности среди населения. Форматы работы фудшеринга разнообразны:
- банки продовольствия – НКО, работающие с производителями продуктов, имеющими партии товара, которые невозможно продать (в связи с ошибкой в маркировке, сбое в цепях поставок и т.п.);
- волонтеры, получающие нераспроданные продукты из розничных сетей в конце рабочего дня; • скидочные агрегаторы, предлагающие нереализованные готовые блюда из предприятий общепита;
- группы в социальных сетях, где люди делятся едой, которая оказалась у них невостребованной (излишние закупки, раздача продуктов в связи с переездом, командировкой и др.). После роста в 2020 г (9 тыс. тонн, +28,5% в сравнении с 2018 г.), объем фудшеринга в 2021 г. показывает снижение: 7,5 тыс. тонн.
Представители фудшеринг-сервисов, опрошенные в ходе исследования, приводят следующие причины сокращения объемов:
- Разовое сотрудничество крупных компаний-производителей с банками продовольствия не стало регулярным после 2020 г. (в пандемию многие компании реализовали акции по раздаче продовольствия нуждающимся).
- Организации общепита и ритейл сфокусировались на меняющихся условиях работы (введение ограничительных мер, введение требований вакцинации сотрудников и т.д.) и отложили сотрудничество с фудшерингом.
- По итогам 2020 г. закрылось значительное число малых и средних кафе и магазинов. У некоторых фудшеринг-сервисов до половины партнеров просто перестали существовать. Сейчас фудшеринг в России выглядит следующим образом:
- 67% всего объема распределяемых продуктов приходится на сегмент «банки продовольствия» (здесь распределяются самые большие объемы продукции);
- 28% – это p2p фудшеринг, то есть передача продуктов между физическими лицами, в т.ч. через соцсети; • 5% приходится на b2c фудшеринг, или передачу продуктов от кафе, магазинов, ресторанов населению (здесь работают как некоммерческие организации, так и коммерческие приложения, предлагающие еду со скидкой 50-70%).
«B2C фудшеринг несет наибольший потенциал для быстрого развития, — говорит Антон Губницын, руководитель кластера РАЭК /Sharing Economy, гендиректор ТИАР-Центра. – На сегодняшний день порядка 500 компаний на регулярной основе работают с фудшеринг-стартапами. Около 90% из них относятся к среднему и малому бизнесу. Они поддерживают ответственный подход к ведению бизнеса, снижая объем пищевых отходов, при этом сокращая уровень затрат на их утилизацию. Топ-3 распределяемых через фудшеринг продуктов – это овощи и фрукты, хлеб, а также молочная продукция». Среди тех, кто пользуется услугами фудшеринга: многодетные семьи, пенсионеры, экоактивисты. В большинстве случаев люди принимают участие в фудшеринге (получают или отдают продукты) с целью экономии, в благотворительных целях или из экологических побуждений.
Источник — пресс-служба ТИАР-Центра
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: