Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Дата:

15 декабря 2008

Трансформировать не значит закрыть. Эксперты в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) предлагают свои антикризисные технологии

Финансовый кризис стал для компаний своего рода моментом истины на верность принципам КСО. На вопрос «КСО и кризис: кто кого?» 15 декабря 2008 искали ответ представители коммерческих и некоммерческих организаций, СМИ, эксперты, преподаватели, собравшиеся на совместный Круглый стол, организованный консорциумом «Бизнес и Общество» и Charity Club CAF Россия при поддержке Информационного центра ООН в Москве и ООО «Амвэй», российского филиала международной парфюмерно-косметической компании Amway Corp.

Финансовый кризис стал для компаний своего рода моментом истины на верность принципам КСО. На вопрос «КСО и кризис: кто кого?» 15 декабря 2008 искали ответ представители коммерческих и некоммерческих организаций, СМИ, эксперты, преподаватели, собравшиеся на совместный Круглый стол, организованный консорциумом «Бизнес и Общество» и Charity Club CAF Россия при поддержке Информационного центра ООН в Москве и ООО «Амвэй», российского филиала международной парфюмерно-косметической компании Amway Corp. Собравшимся были представлены результаты экспертного опроса журнала «Бизнес и Общество», в котором приняли участие более 25 ведущих российских компаний – HP в России, Алкоа Россия, ОАО «ОГК-5», холдинг МИЭЛЬ, компания «Комус» и др. Эксперты в большей своей части не сомневаются в том, что принципы КСО будут широко применяться при внедрении антикризисных мер в компаниях. Открывая Круглый стол, главный редактор журнала «Бизнес и Общество» Татьяна Бачинская отметила, что сегодняшняя экономическая ситуация в мире во многом вызвана кризисом доверия, порожденного погоней компаний за прибылью в ущерб устойчивому развитию. И социальные программы бизнеса будут, безусловно, трансформироваться, но это не означает, что они будут закрыты. Они приобретут новые качества и новые направления. Директор Информационного Цента ООН Александр Горелик в выступлении «Корпоративная ответственность на фоне глобального беспорядка» предложил несколько «рецептов» выправления ситуации и возвращения доверия к рынку. Это – отстаивать принципы устойчивого, а значит долгосрочного развития бизнеса, не игнорировать общественные запросы, следовать концепции корпоративной социальной ответственности, настойчиво поддерживать становление в России не декларируемого, а реального социально ориентированного государства. Докладчик также отметил, что более чем 250 исследований на тему взаимосвязи между социальными и финансовыми показателями не обнаружили негативного воздействия КСО. Доскональный доклад на эту тему Гарвардского университета, напротив, сделал вывод о некотором позитивном воздействии КСО на финансовые результаты во всех секторах. Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр» обрисовал экономическую и финансовую ситуацию в России, которая в скором времени приведет к дефициту бюджета и сокращению государственных резервов, повышению цен; подавлению бюрократией малого и среднего бизнеса. Среди очевидных решений, которые зависят от самого бизнеса, г-н Костин назвал кризисную рационализацию и социальную ответственность. Что касается последней составляющей, то, по мнению докладчика, придется отказаться от многих социальных и благотворительных программ, кроме особенно чувствительных: поддержка детских домов и профильных больниц, доплаты собственным пенсионерам, корпоративные имиджевые проекты и т.д. Кроме того, КСО необходимо полностью переориентировать на программы и проекты взаимодействия и поддержки в местных сообществах в регионах присутствия компаний, перенаправлять деньги на программы адаптации безработных, их переквалификацию, поддержку малого бизнеса и неимущих, а также сохранить хотя бы минимальный размер социального пакета для работников предприятий и членов их семей. В условиях кризиса особую ценность приобретает триалог – разговор по существенным проблемам власти, бизнеса и общества. О меняющемся ландшафте российской филантропии и новых ресурсах для качественного роста рассказала директор CAF Россия Мария Черток. Ее выступление носило подчеркнуто практический и деловой характер – были предложены конкретные возможности для оптимизации социально-гражданских проектов бизнеса во взаимодействии с региональными властями: отказ компаний от бюджето-замещающих расходов и более жесткое отношение к их «хотелкам»; действия, направленные на поддержание своей репутации, включая, в первую очередь, оказание хотя бы минимальной поддержки своим долгосрочным, традиционным партнерам в сфере КСО. Г-жа Черток привела доказательства тому, что, несмотря на кризис, поток благотворительных пожертвований не уменьшается, а количество участников филантропических акций увеличивается. Этот естественный порыв души людей в трудные времена надо учитывать при планировании деятельности компании в новых экономических условиях и задействовать человеческие ресурсы там, где нет достаточных денежных средств. Вовлекать сотрудников в корпоративное добровольчество, организовывать сбор личных пожертвований, направлять временно свободных работников на общественно-полезные работы. Идеальная социальная программа кризисного времени, по мнению директора CAF Россия, – это программа, которая основывается на самоорганизации людей, внимательном отношении к их нуждам и запросам, вовлекает сотрудников, партнеров и клиентов, способствует укреплению доверия. Неоценимую услугу бизнесу в кризисе могут оказать НКО. Услуги, которые они сейчас способны выполнить, – тренинговые программы, PR-акции и т.п. – намного дешевле коммерческих, а по качеству и вложенным ресурсам даже превосходят их. Мария Черток отметила, что кризис – время, когда можно не только укрепить репутацию, но также легко ее потерять, когда корпорациям необходимо как никогда быть чувствительным к нуждам общества и способствовать тому, чтобы его проблемы решались эффективно и на основе общественного согласия и солидарности. Убедительно прозвучало выступление Максима Литвина, руководителя отдела внешнекорпоративных связей ООО «Амвэй». Он развернул перед участниками Круглого стола спектр социальных программ Amway, сфокусированных на улучшении жизни детей в России, и заверил присутствующих, что сокращать социальные инвестиции компания не планирует, а даже собирается расширять сферы приложения материальных средств и людских ресурсов в сфере КСО в 2009-2010 гг. Вслед за г-ном Литвиным нашлось немало желающих рассказать о своих планах социального присутствия в деятельности предприятий. Участники встречи узнали о том, как планируют проводить проекты в рамках КСО в ОАО «Северсталь Ресурс», BAT Россия, Газпроме, City Group Россия, ТМК, благотворительном фонде УРАЛСИБа, Российском союзе химиков и других. Как прозвучало в одном из выступлений: «Вежливый человек не может немедленно прекратить быть воспитанным, когда у него заканчиваются деньги. И кризис не означает, что компании закроют свои социальные проекты и отвернутся в одночасье от тех, кто нуждается в их помощи. Просто сейчас мы более активно будем использовать не-денежные возможности предприятий». Эксперты не ограничились обсуждением лишь одной плоскости КСО – взаимодействия с местным сообществом и благотворительности. Также были затронуты вопросы экологических проектов, права человека, партнерские взаимоотношения, уплата налогов и выпуск качественной продукции. Корпоративная социальная ответственность не является вторичным фактором, а напрямую влияет на стоимость компании. При грамотном включении КСО в стратегические антикризисные меры возможно получение эффектов, которые никакими другими путями получить не удастся. Это касается, в первую очередь, такого ценного фактора как доверие. Уметь связывать социальные проекты и экономическую деятельность, просчитывать эффекты социальных инвестиций, последовательно оптимизировать свои нефинансовые риски, которые в условиях кризиса только будут нарастать, – вот главная задача на сегодняшний день специалистов КСО в работе с первыми лицами компаний и стейкхолдерами. «И тогда, – сказала в заключение Дина Юсупова, специальный корреспондент газеты «Ведомости», – деловые издания готовы писать не только о благотворительности, но и абсолютно всех аспектах корпоративной социальной ответственности бизнеса, власти и общества». Закрывая заседание, Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и Общество» и президент Клуба корпоративных филантропов, выразила уверенность в том, что компании, прочно устоявшие в кризис на позициях КСО, получат явные преимущества не только при наборе персонала, но и при работе с совершенно разными группами стейкхолдеров: партнерами, потребителями, инвесторами, и государством.

Подробнее
Бизнес и общество

Организаторы

Бизнес и общество
Контакты: +7 (499) 972-18-06
Email:
info@b-soc.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: