Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Развитие бизнесом территорий присутствия: управление современными вызовами

374
Читать: 18 мин.
03 Декабря 2010 - 03 Декабря 2010
Весь день

Развитие бизнесом территорий присутствия: управление современными вызовами

03 Декабря 2010 - 03 Декабря 2010
Весь день

3 декабря состоялась конференция «Развитие территорий: роль и ответственность бизнеса», которую организовал журнал «Бизнес и общество» при партнёрской поддержке компаний АЛКОА Россия, Microsoft в России и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Недавний опрос Bloomberg Global Poll, в котором участвовали 1030 инвесторов, аналитиков и трейдеров показал, что Россия теряет инвестиционную привлекательность. Российских экспертов также тревожит усиление бегства капитала из страны и повышение налоговой нагрузки. Между тем, ответственный российский бизнес, развивая территории присутствия, повышает инвестиционную привлекательность региона.

Артём Шадрин, заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ отметил важные аспекты участия бизнеса в развитии территорий: «Когда говорится об ответственности и роли бизнеса в регионах, в первую очередь говорится об инвестициях – и это абсолютно оправдано. Ничто не помогает так хорошо от бедности, чем экономический рост! Всё больше внимания привлекают и социальные аспекты деятельности компаний. И они с течением времени вносят всё больший вклад в решение социальных задач. И здесь речь идет о трёхстороннем партнёрстве: бизнеса, региональных властей и некоммерческих организаций.

Александр Бим, директор Проекта по устойчивому развитию Глобального Договора ООН в России обратил внимание на то, что крупной фундаментальной проблемой остается отсутствие общественного консенсуса по поводу целесообразного и социально справедливого разграничения функций и ответственности власти, бизнеса и населения в обеспечении развития конкретных областей регионального хозяйства и социальной сферы. Естественной основой для плодотворного взаимодействия бизнеса и власти на региональном и местном уровнях является достижение взаимосоответствия, баланса между бизнес-стратегией компаний и интересами субъектов государственного управления и местных сообществ. Тот или иной «перекос» означает ущемление интересов одной из сторон и предопределяет ограниченную эффективность тех или иных решений и мероприятий, прежде всего, в долгосрочном плане.

Александр Бим отметил, что суперцентрализация процессов формирования, декларирования и продвижения социально-экономических приоритетов на федеральном уровне отнюдь не означает отсутствия специфики их реализации на уровне регионов и муниципалитетов, напротив: региональные и местные элиты обладают значительными возможностями влиять на положение бизнеса в регионах присутствия и принимаемые компаниями решения. Негативное воздействие на взаимоотношения власти и бизнеса продолжает оказывать коррупция. Формирующиеся «личные унии», альянсы чиновников и представителей бизнеса превращают их индивидуальные и групповые интересы в главную движущую силу тех или иных проектов, часто конъюнктурных и односторонне выгодных, в то время как решения в пользу значительно более настоятельных, комплексных и острых проблем не принимаются.
По мнению Александра Бима, основными рисками взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях являются: а)очевидная гипертрофия, непропорциональность административного ресурса, позволяющая органам государственного управления «продавливать» желательное участие бизнеса в решении региональных проблем; б)корпоративный эгоизм, стремление максимально возможным образом ограничить участие компаний в региональном развитии; в)«имиджевый», презентационный акцент корпоративной социальной ответственности; г)всё ещё слабая, хотя и возрастающая в последнее время, готовность сторон к конструктивному диалогу, учитывающему взаимные интересы.
Примером построения такой эффективной работы в регионе с учётом протебностей всех заинтересованных сторон, стало вступление Сергея Макарова, начальника Центра общественных связей ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ". Система взаимодействия Группы предприятий «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае с территориями включает в себя Программу социального инвестирования в рамках Соглашения об экономическом и социальном сотрудничестве между Пермским краем и ОАО «ЛУКОЙЛ» и корпоративный конкурс социальных и культурных проектов.
На территории Пермского края действует закон о налоговой льготе 4% (по налогу на прибыль), которая предоставляется всем предприятиям. По Соглашению – прибыль, полученная от льготы, остаётся в Пермской крае. За 4 года этот объем средствпредприятий Группысоставилоколо 7 млрд рублей.

Согласно Соглашению о сотрудничестве обязательства, как компании, так и Пермского края, подробно прописаны и исполняются. Объём социального инвестирования в 2010 г. составил 980 млн руб. Позитивными аспектами реализации Соглашения для компании стали дополнительный рост объёмов производства и положительного имиджа как социально ответственной компании, создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Пермский край получил модернизацию производства, рост занятости населения, увеличение налоговых поступлений от подрядных и сервисных предприятий.

Конкурс социальных проектов компании объединил усилия бизнеса, власти и общества. Грантовый фонд конкурса за 8 лет вырос почти в 7 раз, а количество привлечённых средств за эти годы составило 500 млн рублей (при 150 млн руб. компании). При этом 1 проект создаёт 5 новых рабочих мест.

КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО
Определяя понятие корпоративного гражданства в его соотнесении с КСО, Ирина Семененко, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор политических наук отметила, что это – стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом и с государством в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и повышения собственной репутации как ответственного «гражданина», полноправного участника такого развития. Для её реализации компания разрабатывает и проводит в жизнь программы социально ответственных инициатив в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальной сферах. Подобные практики объединяют под понятием корпоративной социальной ответственности. КСО предоставляет систему инструментов для реализации такой стратегии и создает фундамент модели КГ, причем как на уровне осуществления конкретных социально значимых инициатив, так и на уровне обоснования их этической мотивации. Такая системная деятельность ориентирована на приращение социального капитала и уровня доверия как важной скрепы социальной ткани общества. Очень важно «продвигать» такую модель встраивания бизнеса в общественные отношения в России для повышения уровня доверия в обществе (и к бизнесу), и важность развития партнёрского взаимодействия в треугольнике бизнес – государство – гражданское общество.

Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр» рассказал об условия и формах межсекторного взаимодействия КСО в регионах России. Он привёл четыре основных направлений использования КСО: как составной части корпоративного управления и системы управления нефинансовыми рисками, как отчётности, социальной или по устойчивому развитию, как инструмента межсекторного взаимодействия и партнёрства и как содержания ПР-коммуникаци.
Он привёл организационные формы взаимодействия бизнеса и местного сообщества: через систему грантовой помощи, корпоративные фонды, фонды местных сообществ, частно-государственные партнёрства, а также через корпоративные сети коммуникаций и обратной связи для выявления и инициации актуальных социально-экологических и других проектов на местном и региональном уровнях.
Выступающий отметил, что нельзя обязывать компанию становится активным участником процесса территориального развития. Компания реально обязана соблюдать законы по производству своей продукции и найму рабочей силы, она также обязана выплачивать налоги в полном объёме и т.д. А вот территориями присутствия обязаны заниматься местные органы власти, иногда региональные и, в исключительных случаях (например, депрессивный район с высокой безработицей), федеральные. Участие компаний должно оставаться строго добровольным.
Для каждой компании формы участия бизнеса в социально-экономическом развитии территорий могут и должны быть разными. Всё зависит от решаемых компаниями задач по поддержке территорий и от объёмов выделяемых средств. Но, возможно, самым эффективным образом компания может помогать региону путём реализации совместных с властью и некоммерческими организациями проектов. Главное, чтобы они были понятны, принимались прозрачно и деньги тратились подконтрольно с последующей оценкой их эффективности использования.
Алексей Костин подчеркнул, что политическое руководство муниципалитетов и регионов должно морально помогатьнаходящимся на их территориях компаниям в реализации политики КСО, поддерживая, таким образом, деловую репутацию таких компаний как ответственных «корпоративных граждан».

НКО нужно подключать в большинстве случаев к реализации проектов компаний на территориях своего присутствия. Именно НКО обеспечивают независимое сопровождение проектов, их прозрачность и некоррупционность, а также НКО зачастую предоставляют неоценимую экспертную поддержку таким проектам.

Мысль Артема Шадрина о том, что «социальные аспекты деятельности бизнеса снижают риски» развил Олег Калинский, вице-президент АЛКОА Россия по корпоративным отношениям: «Порядка 70% металлургических предприятий в России – градообразующие, например, завод компании в Ростовской области. Население Белой Калитвы 25 тыс человек. На примере этого города можно сказать, насколько бизнес устойчив. Если люди понимают, что в городе нет нормальных школ, детских садов, больниц – они оттуда уезжают. Если эти проблемы не решать, некому будет работать".

Вице-президент АЛКОА Россия также отметил важность работы с некоммерческими организациями. Об этом говорили и остальные выступающие.

Во взаимодействии с органами региональной власти и местного самоуправления, с партнёрами из некоммерческого сообщества и бизнеса, компания Microsoft вносит свой вклад в развитие регионов России. Представители Microsoft работают в 65 регионах страны, занимаясь, прежде всего, развитием партнёрской экосистемы, которая насчитывает в России около 7500 партнерских компаний, и содействуют сокращению разрыва между регионами в области информационного развития, созданию новых рабочих мест и появлению новых направлений деятельности для местных компаний.

При этом, как рассказала Инесса Грикурова, руководитель стратегических программ Microsoft в России, помогая реализации Стратегии развития информационного общества в России и выравниванию уровней информационного развития различных регионов, Microsoft работает в рамках трёх ключевых направлений: сотрудничает с российской системой образования, способствует развитию отечественной индустрии высоких технологий, реализует масштабные инициативы по повышению уровня компьютерной грамотности и развитию ИТ-компетенций россиян. Microsoft вместе с местными компаниями-партнёрами по индустрии ИТ, региональными администрациями и партнёрами из академического и некоммерческого сообщества, реализует всероссийскую инициативу по повышению компьютерной грамотности и развитию ИТ компетенций россиян «Твой курс». Уже сегодня в рамках инициативы открыто более 130 центров компьютерной грамотности в более чем 80 городах 68 регионов России. В перспективе трёх лет в рамках этой инициативы новые знания и навыки смогут получить не менее 1 млн человек. Результаты работы Microsoft и партнёров выражаются не только во многих тысячах обученных, сотнях центров, но главное – в личных успехах людей из разных регионов страны – от Калининграда до Владивостока.

Способствуя преодолению цифрового неравенства, Microsoft содействует активному включению НКО в информационное общество, открывая некоммерческим и неправительственным организациям широкий доступ к востребованному ими программному обеспечению в рамках программы «ИнфоДонор». Кроме того, Microsoft в России на протяжении многих лет предоставляет грантовую поддержку проектам некоммерческих организаций, нацеленным на развитие информационного общества. А в декабре 2010 г. компания запустила программу одностороннего лицензирования для НКО и небольших СМИ. Все эти инициативы реализуются в рамках политики корпоративного гражданства Microsoft в России.

О том, как эту политику реализует БАТ Россия рассказала Юлия Дмитриева, менеджер по корпоративной социальной ответственности компании. Она сосредоточила внимание слушателей на диалоге как инструменте взаимодействия с местным сообществом. Первый диалог компания провела в 2001 г. БАТ Россия стала пионером по Социальной отчетности в нашей стране. Уже в 2008 г. было проведено более 40 диалогов и выпущено 4 отчета по их итогам. В 2009 г. процесс проведения диалогов был модернизирован и состоялся переход к отчетности по устойчивому развитию.
При подготовке диалога определяются ключевые стейкхолдеры, а также «матрица существенности» для выявления наиболее животрепещущих (существенных) тем. Диалоги становится инструментом, с помощью которого в режиме реального времени в дискуссии с местным сообществом и представителями местных властей определяются приоритеты региона/города, конкретные области приложения усилий компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Так, в Саратове по результатам 2009 г. были выделены следующие направления: снижение интенсивности запаха и объемов выбросов, благоустройство территорий и охрана труда. Диалоги в Санкт-Петербурге привели к решению других, более приоритетных направлений. Ими стали: вклад в инфраструктуру, сохранение ресурсов (энергия, вода), сокращение и переработка отходов, помощь ветеранам.

Развитие проектов привело к новому формату – совместным социальным программам с торговыми партнёрами в регионах, включившим экологические проекты и поддержку социально незащищенных слоев населения. В результате с 2007 г.  в 20 городах России реализованы 30 проектов.

Совместные проекты позволили укрепить статус социально ответственной компании, а также придали больший масштаб участия компании в жизни местного сообщества.

Наталья Поппель, начальник  управления корпоративной социальной ответственности ОАО «Северсталь» представила опыт компании в рамках социального партнёрства. Среди приоритетов Северстали по КСО она выделила промышленную безопасность, защиту окружающей среды, развитие и социальную поддержку персонала, содействие социально-экономическому развитию регионов присутствия. Основой устойчивого развития компании является системное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.

Приоритетными направлениями социальных инвестиций в Череповце Вологодской области в 2009-2010 гг. стали программы «Дорога к дому» по профилактике детской безнадзорности и социального сиротства и «Агентство городского развития» по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

Проблема детского сиротства в России стала общенациональной: дети-сироты составляют 3% от численности детей, при этом 2/3 имеют живых родителей. Концепция программы базируется  на партнёрстве бизнеса, органов власти, социальных учреждений и общественных организаций, адресном подходе, ориентированном на ключевые аудитории – матерей, подростков и их окружение, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.  Основы успеха были заложены в  инновационности программы – борьбе не со следствием, а с причиной, создания условий для осознанного перехода личности от социальной беспомощности и дезадаптированности к ответственности за свою судьбу и судьбы близких. Бизнес в процессе реализации программы предлагает не только материальные ресурсы, но и инструменты управления: процессный, проектный подход, всеобщее управление качеством. Консолидированный бюджет региональной Программы «Дорога к дому» в 2009-2010 гг. состоял из вклада компании «Северсталь», Правительства Вологодской области и «Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации» и составил более 200 млн рублей.

Исполнителями программы стали 51 государственное учреждение и 4 общественные организации. Результаты работы программы  в Череповце в 2009 г.: предотвращено случаев угрозы жизни и здоровью ребенка – более 800; количество отказов (возвратов) от детей, принятых в семьи (опека, усыновление, приемная семья) снизилось на 67%; обращений на телефон горячей линии «Детство» - более 5000; обращений на телефон горячей линии «Антикризис» - около 14 000; выезды бригады «Социальной скорой помощи» - более 1000; прошедших курс Школы приемных родителей - около 400 человек; прошедших индивидуальное психологическое консультирование - 250 чел.; предотвращено отказов от детей на этапе беременности – 11 чел.; дети, возвращенные в биологическую семью – 19 чел.; подростки группы риска, прошедшие обучение «Социально-развивающего курса» – около 400 чел. Из 9 детских домов закрыто 3, готовятся к закрытию – 2, улучшился социальный климат в городе.

Учрежденное в 1999 г. при поддержке «Северстали» и мэрии Череповца «Агентство городского развития» также партнёрская программа. Её цель – содействие экономическому развитию города Череповца, созданию рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса и формированию имиджа города как инвестиционно привлекательного региона России. Собственные средства  некоммерческого партнерства «АГР» уже в 2009 г. составили 71%, привлеченные – 29%. Было создано 661 предприятие, 1 429 индивидуальных предпринимателей, 3 200 новых рабочих мест, бизнес-инкубатором оказана поддержка 40 предприятиям, обучено 1 170 начинающих предпринимателей, оказано 9 854 консалтинговых услуг, проведено 536 мероприятий, направленных на развитие бизнеса.

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО
Одним из механизмов реализации проектор по развитию территорий бизнесом является частно-государственное партнёрство. Юрий Гусев, директор Экспертного центра управления подчеркнул, что это очень сильный инструмент. Он отметил, что ЧГП позволяет проводить реформу управления государственными финансами, является противоядием мировому тренду уменьшения инвестиций в инфраструктуру экономики, а также способствует поставке частным сектором инфраструктурных экономических объектов и услуг, которые обычно поставляются правительством. По сравнению с Великобританией, где за 20 лет реализованы более 600 проектов ЧГП, в России их количество составляет чуть больше 50.

Ирина Семененко уточнила понятие государственно-частного партнерства. Английский термин “public-private partnership” трактует понятие “public” расширенно, исходя из практик вовлеченности в реализацию общественных («публичных») интересов не только государства, но и других носителей такого интереса. Это становится особенно актуальным в условиях посткризисного развития. Стратегия «большого общества», принятая на вооружение нынешним коалиционным правительством Великобритании, ищет такие пути, хотя попытки такого рода активно предпринимались в этой стране и в предшествовавшие кризису годы. Вряд ли таким образом государству удастся сбросить растущий груз социальных проблем, но современные подходы к ГЧП предполагают продвижение по пути общественно-частного (или публично-частного) партнёрства, в том числе в разработке повестки дня взаимодействия.
В России ключевая проблема в реализации проектов развития территорий – не только создание, но и поддержание, развитие точек роста. В этом смысле значимы не только непосредственные результаты реализации проектов ГЧП, ФМС, партнёрских соглашений между местной администрацией и бизнесом по развитию территории, но и создание на основе таких проектов инфраструктуры развития. Ключевую роль в организации таких инициатив в российском контексте (в соответствии с особенностями сложившегося государственно-патерналистского типа политической культуры) играют лидеры, способные выстроить приоритеты социальной и политической активности, найти действенные методы вовлечения людей.

В секции по частно-государственному парнёрству, в качестве государственной организации выступило Агентство по международному развитию США, присутствующее в 100 странах по всему миру.С 2001 г. USAID сформировало более 900 альянсов с 1,700 партнёрами на $9 млрд в 80 странах. В России было создано около 30 альянсов, вклад частного сектора составил более $100 млн. Со стороны USAID вклад делается в виде финансов, опыта в области социальных инвестиций, разработанных и апробированных моделей, бренда. Об этом рассказал Денис Корепанов, старший советник отдел развития программ и проектов USAID. Он проанализировал сотрудничество Агентства и частных компаний по социальным проектам. Факторами, влияющими на успех Глобального альянса развития (GDA) , по мнению г-на Корепанова, являются: знание стран, в которых присутствует Агентство, опыт по созданию эффективных социально-экономических проектов и высокопрофессиональная команда.

Выступающий привел примеры эффективного партнёрства с компаниями Соca Cola, Starbucks, а российский опыт был представлен, в частности, через Программу по комплексному развитию территорий с СУАЛ-Холдингом. В рамках программы были выбраны 3 пилотных города, при этом вклад компании составил $1.2млн, USAID -  $1млн.
Одна программа получилась с 11 связанными, взаимодополняющими блоками и масштабным синергетическим эффектом, реплицируемым на другие города в России и за рубежом. 11 экспертных организаций представили местное самоуправление, малый бизнес, образование, медицину и здоровье, бюджетирование, инициативы местных сообществ. Согласно исследованию ООН и Университета Кливленда среди 4000 передовых корпораций планеты программа была признана лучшей моделью корпоративной программы в Евразии и одной из лучших в мире.
Результатом реализации программы стали серьезный вклад в рыночную стоимость и конкурентоспособность компании на рынке, улучшения в городах, занятие корпоративной ниши – лидера в развитии территорий в России, международное признание, признание в России федеральными и региональными властями, бизнес-сообществом и собственными сотрудниками, изменение имиджа компании в городах присутствия, создание платформы для репликации в других городах.

Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и общество» отметила, что опыт СУАЛа по развитию территорий и примеру частно-государственного партнёрства до сих пор является одним из самых передовых и эффективных в мире. Поэтому эти программы и были предложены для более детального рассмотрения.
Олег Фокин, исполнительный директор Фонда «Устойчивое развитие» представил опыт работы организации в рамках механизма Глобальный альянс развития (GDA).

Фонд апробировал на ряде своих программ действие такого механизма 3-х стороннего сотрудничества, который подразумевает равноправное участие в социальной программе на выбранной бизнесом территории и самой компании, и администрации муниципального образования, и USAID.

Так в сотрудничестве с компаниями СУАЛ и ЕвроХим удалось активизировать гражданские инициативы через грантовые конкурсы, направленные на решение актуальных местных проблем и создать рабочие группы программ, которые служили переговорной межсекторной площадкой по выбору оптимальных решению.
С СУАЛ-Холдингом Фонд работал по программе «Окружающая среда и здоровье населения на территориях присутствия предприятий, входящих в алюминиевый комплекс». Годовой бюджет программы составил $363 000 при сумме одного гранта в $20 000. Программа способствовала решению насущных эколого-социальных проблем территорий присутствия компании СУАЛ: оздоровление окружающей среды, управление эко-зависимыми рисками здоровью населения, поддержку развития самоуправления, вовлечение населения в устойчивое развитие своих городов и поселков через участие в принятии решений.

Елена Малицкая, президент МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» сделал презентацию на тему «Уроки программ СУАЛа в регионе».

МОФ создал модель, которую можно реализовать в другом месте. Все работали на одно общее дело. СУАЛ полностью отдавал на аутсорсинг разные части программы. Главное, что удалось сделать – всколыхнуть активность населения. В некоторых местах создали инфраструктуру – фонды местных сообществ.
Позже Сибирский центр поддержки общественных инициатив с USAID пытались работать с другой компанией, однако  – не столь успешно. У высшего менеджмента не было интереса к программе, а со стороны среднего звена зачастую наблюдалась пробуксовка.

ФОНДЫ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ
На конференции о фондах местных сообществ говорилось как об одной из самых перспективных технологий сотрудничества НКО с бизнесом и властью. Сегодня ФМС в России насчитывается более тридцати. «За последние годы ФМС из сервисных для бизнеса организаций, которые аккумулировали ресурсы, превратились в лидеров развития территорий, – утверждает Лариса Аврорина, руководитель программ CAF Россия. ФМС – это платформа для сотрудничества, обеспечивающая доверие, переговорная площадка».

Выступающая рассказала об интересной тенденции: когда возникали первые ФМС (с начала 2000-х гг.), они поддерживались, в основном, крупными компаниями, сегодня же активно развиваются инвестиции малого и среднего бизнеса. Новые фонды местных сообществ создаются на очень удалённых территориях, где мало производственных ресурсов – сегодня их уже 15. 1-й такой фонд создан в научном сообществе – в Академгородке под г. Новосибирском. «Фактически, ФМС стали единственной институционально развитой моделью для привлечения социальных инвестиций на территории» – считает Лариса Аврорина.

Для продвижения интересов ФМС в Пермском крае начали создаваться их объединения. Об одном из них рассказала Нина Самарина, президент фонда поддержки социальных инициатив «Содействие», председатель НП «Альянс фондов местных сообществ Пермского края.

В крае действуют 4684 НКО, из них в форме различных фондов – свыше 300 организаций, но отсутствуют институты гражданского общества на муниципальном и поселенческом уровнях.
Анализ ситуации выявил общность проблем и положительные результаты, которые могли бы быть полезны другим. 8 территориальных ФМС вошли в состав Альянса – 3 городских фонда, 5 сельских и ФПСИ «Содействие», работающий в 4 сельских районах. Это – ¼ часть всех муниципальных образований края.

Формы взаимодействия членов Альянса включали план работы с кадрами НКО и представителями бизнеса, куда входят обучение, семинары, участие фондов в массовых мероприятиях других районов (ярмарки проектов) с презентациями результатов технологий, поездки и стажировки в других фондах края и других регионах.

Члены Альянса разработали общественный договор в виде Соглашения о взаимодействии между Альянсом и Главами территорий.

Альянс стал информационным ресурсом для ФМС края, позволившим повысить прозрачность в деятельности фондов и использовать современные IT –технологий. Была проведена информационно-образовательная работа для руководителей и сотрудников. В результате совместными проектами Альянса стали «Молодежный правовой экспресс» – профилактика правонарушений среди подростков, серия обучающих семинаров и мероприятий, направленных на позиционирование НКО на территориях, совместное проведение Всероссийской конференции «Фонды местных сообществ, как эффективный инструмент повышения гражданского участия в развитии территорий».
Альянс укрепил социальное партнёрство в регионе, позволил каждому фонду, используя общие технологии, сохранить собственную индивидуальность, «фирменные» программы и бренды, свою степень самодостаточности, использовать эффективные опробованные технологии в других районах, развить экспертное сообщество. Также были разработаны и внедрены новые модели и практики взаимодействия с местным сообществом, с органами муниципальной власти по поддержке фондов.

Тему социального партнёрства на местном уровне продолжила Елена Бондарчук, менеджер проектов Фонда «Устойчивое развитие». Работая в регионах, Фонд основной акцент делает на поиске, развитии и поддержке местных инициатив. Вторым ключевым компонентом успеха является передача опыта других территорий и стран при решении похожих проблем устойчивого развития и внедрении эффективных, проверенных на практике технологических решений.
Третьим важным моментом является выстраивание конструктивного сотрудничества в интересах улучшения социальной среды территорий присутствия компаний. Оно включает координацию программ социальной ответственности бизнеса и местных программ развития муниципальных образований при вовлечении ресурсов общественных партнёрских организаций. Такое социальное партнёрство позволяет получить синергетический эффект, который, в первую очередь, выражается в создании атмосферы доверия между основными участниками программ и создании «территории добрых дел» самого бизнеса.

Организаторы

Бизнес и Общество

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: