Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Долгосрочная стратегия как основа успеха сотрудничества бизнеса и ВУЗов

453
Читать: 6 мин.
19 Марта 2009 - 19 Марта 2009
Весь день

Долгосрочная стратегия как основа успеха сотрудничества бизнеса и ВУЗов

19 Марта 2009 - 19 Марта 2009
Весь день

Круглый стол «Взаимодействие бизнеса и вузов в условиях новой экономической реальности» 19 марта 2009 г. собрал представителей компаний, учебных заведений и экспертного сообщества, заинтересованных в повышении качества обучения студентов. Организаторы встречи - Консорциум «Бизнес и Общество», Российский государственный гуманитарный университет и Форум Доноров.

Ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Ефим Пивовар во вступительном слове отметил, что динамичное развитие российского образования невозможно без постоянного взаимодействия с бизнесом, так как именно представители компаний прекрасно знают конъюнктуру рынка, потребности общества завтрашнего дня, запросы, которые будут предъявляться к выпускникам вузов. Понимание роли российского образования и степени вовлеченности бизнеса в образовательную среду является ключом к установлению взаимовыгодного сотрудничества между этими двумя сферами, определяющими дальнейшую судьбу будущих специалистов.

Член Общественной палаты России, заведующий кафедрой журналистики РГГУ Николай Сванидзевысоко оценил роль гуманитарного образования для осмысления и влияния на процессы, которые сейчас происходят в обществе. Именно гуманитарии могут сейчас понять и объяснить современное общественное состояние. Этим можно объяснить интерес к гуманитариям во всем мире, который кризис только усиливает.

Проректор РГГУ по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию Андрей Николаев отметил отличительную особенность ситуации в России - процесс становления традиций взаимодействия бизнеса и вузов. Долгое время он сводился к организации практик, когда студент должен был отработать определенное количество часов на производстве. Сегодня можно говорить о десятках областей и моделей такого взаимодействия, включающих реализацию корпоративных программ обучения и создания фондов целевого капитала. Он рассказал о программах, которые реализуются в РГГУ. Среди них, помимо различных форм практик, существуют программы адресной благотворительной помощи, зарплатные и стипендиальные программы, программы развития, кредитования как студентов, так и преподавателей, которые распространяются и на региональную сеть университета. Проректор остановился на организации службы трудоустройства и занятости, сотрудничающей с 20 различными компаниями, ежегодной ярмарке вакансий, днях открытых дверей компаний, а также корпоративном обучении – дополнительном специализированном обучении и переподготовке, ассоциации выпускников. Андрей Николаев призвал компании активнее использовать большие возможности вуза по организации заказных научных исследований.

Директор по корпоративным отношениям Алкоа Россия, член Правления РСПП Олег Калинский обратил внимание на то, что образование во многом определяет качество человеческих ресурсов страны и, следовательно, имеет ключевое значение для ее конкурентоспособности. Алкоа пришла в Россию надолго и заинтересована в ее процветании. Поэтому поддержка образования является одним из основных направлений корпоративных социальных инвестиций. Эта поддержка осуществляется через независимый благотворительный фонд Алкоа, который с 2005 года выделил 2, 3 млн долларов. Особое место в этой работе занимает Программа поддержки технического образования Фонда Алкоа. «Данной программой мы хотим подчеркнуть важность профессии инженера для инновационного развития российской экономики и стремимся внести вклад в повышение уровня и престижа технического образования», отметил Одег Калинский.

Проректор по учебной работе Российской экономической школы Зарема Касабиева, выделила основные направления взаимодействия школы с компаниями. Это - стратегическое партнерство, корпоративное управление (присутствие представителей бизнеса в руководстве вузом и наоборот: присутствие представителей вуза в руководящих органах компаний), финансовый менеджмент и связь с рынком труда. Успех сотрудничества вуза с бизнесом основан на работающих принципах – подотчетности, прозрачности, эффективности, оценке по результатам и корпоративном поведении (Кодексе чести), благодаря которым пожертвования частных лиц и компаний составили в прошлом году четверть всего финансирования школы. В институте также сформирован фонд целевого капитала.

Исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская,признав, что тема поддержки образования на сегодняшний день является одной из приоритетной среди российских благотворителей, остановилась на формах и направлениях сотрудничества бизнеса с вузами.

Среди направлений она назвала поддержку образовательного процесса, научных изысканий, материально-технической базы и около образовательной сферы. Среди форм – финансовую и нефинансовую. К первой относятся стипендии студентам и преподавателям, стажировки, поддержку студенческих движений, гранты на разработку новых образовательных курсов, курсы повышения квалификации преподавателей и обмена опытом, гранты на научные работы, покупку оборудования и другую материальную поддержку, а также целевые капиталы. К нефинансовой помощи относится экспертнаяи информационная, носящая также и просветительский характер.

Компаниям г-жа Каминарская посоветовала в кризис до определения бюджетов, поддерживать открытый контакт с вузами, сформулировать приоритеты, вовлекать сотрудников в программы частных пожертвований для продолжения программ, использовать вуз как подрядчика для каких-либо работ – исследования; разработку стандартов, переориентировать на нефинансовые виды поддержки: стажировки у себя, информационный обмен; творческие конкурсы и исследования. А вузам она порекомендовала привлекать выпускников, думать над созданием целевых капиталов, а также предлагать себя в качестве экспертов для компаний.

Исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Наталья Самойленко в своем выступлении отметила: «Сегодня в среде бизнеса активно развивается конкуренция образовательных программ в вузах, используются различные средства повышения их эффективности и качества. Однако, наряду с этим, уровень подготовки специалистов недостаточен и продолжает снижаться, в том числе и ведущих вузах.

Рассказывая о стипендиальной программе Фонд Владимира Потанина, г-жа Самойленко отметила проблему двойного налогообложения, при котором средства жертвователей, поступившие в фонды и обложенные подоходным налогом, выдаются в форме грантов вузам и второй раз облагаются подоходным налогом. Исполнительный директор Фонда Владимира Потанина отметила низкую роль научного и вузовского сообщества в борьбе за собственные интересы, то есть за отмену этого несправедливого налогообложения.

По мнению Н.Ю. Самойленко стоит различать два момента в подготовке студентов: «доводка» и фундаментальное образование. Бизнес должен заниматься именно доводкой, специалистов, развивать факультативы, различные программы, которые помогут будущим специалистам адаптироваться, но и качественным фундаментальным обучением студентов должны заниматься вузы и государство.

Руководитель программы по взаимодействию с вузами компании Intel Алексей Николаев рассказал о стратегическом партнерство вузов и индустрии на опыте Intel.

Среди главных задач подготовки кадров для инновационной и высокотехнологичной индустрии он выделил фундаментальные знания, преодоление разрыва между теорией и практикой и инновационное мышление, предпринимательство, личностные и когнитивные навыки, мотивацию. Intel сотрудничает с более чем 150 университетами в 34 странах. Выступающий сделал акцент на программе Intel «Инновации и предпринимательство: от теории к практике», которая учит инновациям и предпринимательству.

Г-н Николаев как основу успеха сотрудничества отметил готовность как вуза, так и компании к долгосрочному стратегическому взаимодействию. Этот процесс может стимулировать общественное признание и пропаганда наиболее ценного опыта и моделей сотрудничества вуз-индустрия, а также государственное стимулирование вузов к привлечению индустрии в образовательный и научный процесс.

Екатерина Буканова, координатор проекта «Молодые ресурсы» ЗАО «Северсталь-Ресурс» рассказала об этом проекте, который реализуется в компании с 2006 года и нацелен на создание дальнего кадрового резерва, а также отвечает политике КСО и способствует созданию имиджа привлекательного работодателя. Первый этап работы программы начинается в школе, где проводятся тренинги, фестивали, конкурсы, сфокусированные на выбор профессии и вуза. Второй этап продолжается в профильных вузах, где ведется работа: в сферах роста профессиональных и социальных компетенций. К первой сфере относятся практики и стажировки студентов, взаимодействие студентов с молодыми специалистами в инновационной деятельности, разработка актуальных для бизнеса тем в дипломных работах. По второму направлению проходят круглые столы и профориентационные встречи со студентами горных вузов, студенческий форум и серия тренингов.

Г-жа Буканова отметила важность повышения мотивации студентов на соответствие ожиданиям работодателя. Она сказала, что креативный подход к использованию ресурсов и партнерские отношения с федеральными органами власти и органами образования позволят реализовывать работу с молодежью в новых экономических условиях без снижения качества мероприятий и охвата аудитории.

Большой интерес участников круглого стола вызвала дискуссия, в ходе которой обсуждались каналы коммуникации между вузом и компанией, основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, реализующие образовательные программы в вузах, а также ожидания студентов и преподавателей.

Участники круглого стола высказали заинтересованность в продолжении подобных плодотворных встреч.

Организаторы

Бизнес и Общество

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: