Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

Дата:

06 декабря 2007

Бизнес и общество. Как разрушить барьеры недоверия?

6 декабря состоялся очередной круглый стол «БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: КАК РАЗРУШИТЬ БАРЬЕРЫ НЕДОВЕРИЯ?». Организаторы встречи – консорциум «Бизнес и общество» и компания «АЛКОА РУС», при поддержке Института корпоративного развития «Ренова». В мероприятии приняли участие представители таких компаний и организаций, как ЛУКОЙЛ, ГМК «Норильский никель», Объединенная металлургическая компания, Кока Кола, Империя кадров, Новикомбанк, РСПП, КСО-Русский центр, Goodwill Governance, Институт экономики города, Деловая Лига, Московский Дом общественных организаций, фондов «Устойчивое развитие», «Новая Евразия»; эксперты, преподаватели вузов и др.

Тема взаимодействия и отношений бизнеса, власти и гражданского общества в настоящее время чрезвычайно актуальна для России. Президент РФ Владимир Путин неоднократно подчеркивал необходимость повышения социальной ответственности бизнеса, включая тему ответственности власти за повышение осведомленности самих органов государственного управления и, главное, населения в этих вопросах. Поскольку КСО зависит как от применимой государственной политики в этой области, так и от спроса населения на социальную ответственность бизнеса. К сожалению, государство пока не смогло мобилизовать для решения этих социально-значимых проблем профессиональных аналитиков, экспертов, преподавателей и консультантов. Поэтому, в России пока не созданы условия для полноценного и равноправного диалога по вопросам корпоративной социальной ответственности в т.н. Треугольнике БИЗНЕС-ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВО.

В связи с этим в социальном партнерстве существуют барьеры, связанные с несовпадающими ожиданиями от взаимодействия этих секторов. Зачастую они возникают из-за отсутствия необходимых знаний и навыков, включая практики межсекторного диалога.

Кроме того, как показывают опросы и дискуссии в рамках консорциума «Бизнес и общество», представители бизнеса и гражданского общества считают, что СМИ необъективно и, зачастую, только на коммерческой основе освещают вклад компаний в социальное развитие. Так ли это на самом деле и каковы критерии значимости этой информации? Как наладить доверие? Об этом и о много другом шла речь на встрече.

Главный редактор журнала «Бизнес и общество» Татьяна Бачинская познакомила собравшихся с результатами экспертного опроса, целью которого был поиск путей налаживая доверия в межсекторном партнерстве (полный текст опроса опубликован на сайте http://www.b-soc.ru/netcat/?catalogue=1&sub=361).

О вызовах высшему управлению в так называемом Треугольнике БИЗНЕС-ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВО рассказал Юрий Гусев, аналитик-советник по высшему управлению, управляющий директор Goodwill Governance, член Коллеги Профессионального сообщества корпоративных директоров России, советник на общественных началах консорциума “Бизнес и общество”.

Основываясь на аналитике мировых моделей и тенденций развития Треугольника БИЗНЕС-ВЛАСТЬ-ОБЩЕСТВО, он продемонстрировал критическое возрастание необходимости высокопрофессионального управления рисками и возможностями отношений бизнеса и общества в наступающей постиндустриальной нетократической экономике. В условиях новой экономики уже не в материальных активах, а в среде внутренних и внешних заинтересованных сторон бизнеса, формируется основная экономическая стоимость. В этой связи, корпоративная социальная ответственность становиться одним из мощных инструментов бизнеса в управлении конкурентной способностью и стоимостью. В постиндустриальной экономике управление рисками и возможностями взаимодействия государства, бизнеса и организаций гражданского общества приобретает существенную ценность для каждой из сторон Треугольника и для общества в целом, придавая ему искомую стабильность и конкурентную способность в отношениях с остальным миром.

О рисках бизнеса, забывшего об интересах окружающих, говорила и Елена Феоктистова, заместитель руководителя департамента социальной политики РСПП. Она считает, что единственной правильной стратегией бизнеса при взаимодействии с обществом – вести постоянный диалог с ним, гибко меняя стратегию в связи общественными ожиданиями. Также условием, необходимым для преодоления барьеров недоверия, она считает объединение усилий бизнес-сообщества, принятие совместных решений, способных укрепить доверие.

Позицию собственных компаний в этом процессе представили две крупнейшие корпорации – АЛКОА РУС и ЛУКОЙЛ.

Доклад Марины Федоровой, менеджера программ социальной ответственности самарского металлургического завода компании Алкоа был посвящен опыту компании в налаживании эффективного диалога с местным сообществом. В ее выступлении также прозвучали конкретные примеры акций, волонтерских программ и мероприятий, осуществляемых в рамках миссии компании в сфере социальной ответственности.

Главный специалист Департамента общественных связей ОАО «ЛУКОЙЛ» Юлия Мартынова рассказала об опыте сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, а также о новых механизмах социального инвестирования и благотворительности. По ее мнению, основными препятствиями на пути к развитию партнерства являются недостаточность навыков и опыта партнеров для реализации совместных проектов, отсутствие четкой позиции государства в отношении роли бизнеса в общественном развитии и негативное отношение к бизнесу как таковому.

Проблему незрелости сознания российских граждан, неготовности российского общества воспринимать корпоративную социальную ответственность как должное осветил журналист Михаил Таратута. Он признал необходимость системного подхода к изменению предвзятого отношения к бизнесу и даже разработал проект по преодолению стереотипов в сознании населения.

Игорь Задорин, председатель правления АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН), представил результаты оценки влиятельности НКО-сектора на бизнес: мнение НКО и бизнеса. Опрос выявил непонимание и недостаточность влияния этих сфер друг на друга. Чаще всего бизнес воспринимает третий сектор всего лишь как партнеров по продвижению своего имиджа, но не всегда имеет основания его уважать. И связано это, прежде всего, с состоянием неравенства (НКО часто выступают в подчиненной роли просителя). Докладчик также озвучил точку зрения, что отношение бизнеса к некоммерческому сектору определяется отношением к нему государства, и по этой причине бизнес старается быть не партнером НКО, а управлять ими. Но основными трудностями гражданского общества в результате опроса были названы внутренние проблемы – разобщенность и невысокий уровень профессионализма.

В дискуссии собравшиеся приводили свидетельства как факторов силы, так и слабости программ КСО в России. Большинство участников подчеркнули острую потребность в целевом государственном подходе к вопросам социальной ответственности бизнеса. Например, акции по повышению осведомленности и профессионализма управления рисками и возможностями взаимодействия бизнеса и общества, включая диалог и совершенствование государственного регулирования аспектов взаимодействия бизнеса, региональных органов государственного управления и организаций гражданского общества.

В целом, можно говорить, что существуют не только барьеры недоверия, но также неуважения, непонимания, а иногда даже и неприятия бизнеса и третьего сектора.

На встрече были представлены как практические примеры преодоления этих барьеров, так и высказано несколько конструктивных предложений по налаживанию партнерского межсекторного взаимодействия, отраженные в Обращении участников Круглого стола.

ПРОЕКТ ОБРАЩЕНИЯ ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА «БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: КАК РАЗРУШИТЬ БАРЬЕРЫ НЕДОВЕРИЯ?»

6 декабря 2007 года, г. Москва

Мы, участники данного значимого события, представляющие бизнес, государственный сектор, гражданское общество и СМИ, считаем необходимым выразить обеспокоенность российскими тенденциями развития отношений бизнеса, государства и гражданского общества, и отметить сопряженные с этим риски.  Обсудив на Круглом Столе причины недоверия в российском Треугольнике Бизнес-Власть-Гражданское общество и возможные пути его преодоления, включая государственно-частное партнерство и программы корпоративной социальной ответственности, заявляем о готовности направить свои усилия на реализацию следующих целей:

  1. Повышать общую и взаимную осведомленность бизнеса, органов государственного управления и организаций гражданского общества в вопросах взаимовыгодного межсекторного партнерства.
  2. Продолжать регулярные мероприятия, включая организуемые консорциумом «Бизнес и общество», направленные на повышение осведомленности бизнеса, федеральных, региональных и местных органов государственного управления, а также организаций гражданского общества в вопросах взаимовыгодного межсекторного партнерства.
  3. Рекомендовать заинтересованным компаниям, органам государственного управления всех уровней, организациям гражданского общества и СМИ активнее использовать имеющий позитивный опыт и экспертный потенциал для аналитики состояния отношений Треугольника Бизнес – Власть – Гражданское общество на местах.
  4. Рекомендовать заинтересованным компаниям, органам государственного управления всех уровней, организациям гражданского общества и СМИ планировать и организовывать стейкхолдерские диалоги в Москве, в регионах и в местах присутствия бизнеса по вопросам корпоративной социальной ответственности и взаимовыгодного межсекторного партнерства.
Tags:
Подробнее
Бизнес и общество

Организаторы

Бизнес и общество
Контакты: +7 (499) 972-18-06
Email:
info@b-soc.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: