Говорим о социальных инвестициях, волонтерстве и благотворительности: смыслы, ценности и “подводные камни”
Говорим о социальных инвестициях, волонтерстве и благотворительности: смыслы, ценности и “подводные камни”
Мастер-класс «Говорим о социальных инвестициях, волонтерстве и благотворительности: смыслы, ценности и “подводные камни” состоялся 15 августа. Он стал продолжением цикла встреч, посвященных темам устойчивого развития, социального партнерства в корпоративной среде, обществе и медиа, организованного порталом «Бизнес и Общество».
С приветственным словом к участникам обратился Вадим Ковалев, заместитель председателя Комиссии по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ: «Мы всегда рады инициативам, направленным на создание конструктивного взаимодействия между бизнесом и обществом». И предложил подумать, как площадка комиссии может быть полезна для развития диалога.
Модератор, главный редактор портала и журнала «Бизнес и Общество» Татьяна Бачинская сделала акцент на необходимости популяризации этих тем. Она напомнила, что еще в 2001 году в печатном номере журнала была опубликована статья настоятеля церкви Св. Николая в селе Никольское-Гагарино, который писал: «Наше общество находится в таком состоянии, когда проявляются скрытые болезни. Исчезла культура благодарности. Если человек делает добро для всех, помогая хотя бы одному человеку, – это благо. Не сказать при этом человеку спасибо – большой грех. Ведь написано в Евангелии: “Так и да просветится свет ваш пред человеки, да и увидят Ваши добрые дела”».
И среди воцерковленных, и среди светских людей по-прежнему бытует мнение, что добрые дела надо творить в тишине. Хотя его сторонники могут привести другие библейские цитаты.
Так говорить или нет о своих добрых делах сейчас, когда социальные инвестиции, КСО, благотворительность, казалось бы, стали привычными для многих людей и компаний?
Татьяна Бачинская отметила, что выбор зависит от целей и задач благотворителя – частного лица или компании, но у ответственного бизнеса более высокая миссия – вовлечь и заручиться поддержкой своих сотрудников, акционеров, жителей территорий присутствия и других заинтересованных сторон. Поэтому важно рассказывать о собственных социальных или благотворительных проектах, чтобы привлечь новую аудиторию, а главное – формировать культуру благотворительности.
Ведущая мастер-класса, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, директор Института психогенетики и эффективного поведения Людмила Мосина поддержала модератора. Она развеяла стереотип «Помогай в тишине!». Но прежде всего она отметила важность определения каждым участником процесса смыслов и ценностей благотворительности и социальных инвестиций. Тогда и сотрудники, и коллеги, и друзья будут относиться к этой деятельности более осознанно.
Спикер опровергла и другие мифы, связанные с благотворительностью. Например: деньги надо жертвовать конкретному человеку, а не фондам. Ведущая также уверена, что с сегодняшней скоростью распространения информации и ее доступностью, жестким требованием к отчетности нет места утверждению: «Фонд – это не прозрачно».
И быть благотворителем может каждый. «Маленькой суммы не бывает, – отвечает спикер тем, кто ссылается на нехватку ресурсов. – Начни делать добро, и ресурсы появятся».
Людмила Мосина напомнила, что топ-менеджменту надо помнить о влиянии благотворительности на развитие личности и учитывать добровольный характер этой деятельности.
Ведущая добавила, что людей надо мотивировать и для каждой группы искать свои подходы, учитывая стереотипы мышления и поведения, личные качества. Кроме того, вовлекая сотрудников, необходимо быть убедительными, выбирать правильную ролевую модель, формулировать четкую цель и иметь ясный план действий.
Особое внимание она обратила на благотворное влияние филантропии и волонтерства на психологическое состояние человека, качество жизни и ее продолжительность. Доказано, что опыт добровольчества ведет к тому, что люди начинают лучше относиться к себе. Особенно это положительное воздействие ощущают «серебряные» волонтеры. Смертность среди них, по данным исследования, на 24% ниже.
Это подтвердила административный директор БФ «Гольфстрим» Елена Лесина, которая привела примеры из практики фонда. Она также развеяла еще один миф – о роли НКО: «Есть мнение, что благотворительные организации играют роль просящего, в действительности они могут стать партнерами бизнеса в решении их задач, например предоставить экспертизу и другие ресурсы. Это сделает корпоративные социальные проекты более эффективными».
О том, где НКО могут найти партнеров из коммерческого сектора, поделилась своими мыслями Анна Бушлякова, заместитель председателя Национального совета по корпоративному волонтерству: «НСКВ на протяжении девяти лет поддерживает открытый диалог и кросс-секторное взаимодействие между бизнесом, некоммерческими организациями и органами власти. Мы хорошо понимаем, что партнерство – основа успешной реализации любого проекта и в корпоративном волонтерстве, и в благотворительной деятельности, где экспертиза НКО позволяет найти наиболее эффективные способы поддержки и избежать дублирования инициатив. Подобные обсуждения считаю полезными. Также рекомендую НКО, прежде чем предлагать сотрудничество, изучить отчеты корпораций по устойчивому развитию, ознакомиться с их направлениями КСО и соотнести интересы компаний со своим запросом».
С тем, что эффективность социальных инвестиций повышается, согласна директор Лаборатории социальной рекламы, президент международного фестиваля социальной рекламы и коммуникаций LIME Гюзелла Николайшвили. По ее мнению, компании, рассказывая об удачных проектах социального партнерства, создают ролевые модели для других, формируют среду, где благотворительность и волонтерство становятся нормой. Она указала на необходимость повысить культуру социальных коммуникаций, в том числе так называемой фандрайзинговой рекламы. «Токсичные телеролики с просьбой о пожертвовании могут наносить урон благотворительности своей навязчивостью, а иногда даже служить прикрытием теневому бизнесу. Фандрайзинговая реклама должна быть цивилизованной. Лучшие ее образцы – это нативная реклама, встроенная в ролики или тексты блогеров, раскрывающие все возможности для помощи».
Актуальность темы подтверждают другие мнения участников мастер-класса.
«Специально рванула в Москву пораньше, когда узнала о круглом столе на актуальную для меня тему. Очень многое из сказанного Людмилой Мосиной откликнулось. Мне также важно было узнать о мероприятиях, где фонды и благотворительные организации презентуют бизнесу свои проекты. Ведь столько организаций занимаются благотворительностью! И я хочу, чтобы и о нашей важной деятельности узнали как можно больше руководителей, тогда мы сможем помогать бОльшему количеству людей с онкозаболеваниями.
Уже не справляемся с огромным потоком обращений и приходится расставлять приоритеты», – отозвалась Ирина Николаева, директор АНО «Рак победим» (Ростов-на-Дону).
«Из мастер-класса вынес много полезного для общения с клиентами, а НКО – это дополнительные возможности для установления новых связей», – так отозвался советник налоговой практики Khalimon Legal, руководитель рабочей группы по налоговым спорам Общероссийского союза медиаторов Андрей Некрасов.
Подводя итоги встречи, модератор отметила, что тема глубокая, непростая, с большим количеством «подводных камней»: «Мы получаем много пресс-релизов, которые больше напоминают продукцию бездушного искусственного интеллекта, чем рассказы о социальных проектах, которые вызовут желаемый отклик у читателя. Важно найти правильный язык и посыл, профильные каналы, донести масштаб и значимость проекта. Об этом мы поговорим на следующем круглом столе и традиционной конференции «Компании с новым смыслом: как рассказать о них обществу» в ноябре».
Она также пригласила всех желающих принять участие в IV медиаконкурсе и присоединиться к участникам Ресурсного центра портала «Бизнес и Общество».
Видео предоставлено пресс-службой Общественной палаты РФ.
Мастер-класс организован Центром развития филантропии «Сопричастность» и ресурсным медиацентром «Бизнес и Общество» при поддержке Комиссии по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ.
Встреча проведена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Информационные партнеры: Ассоциация волонтерских центров, Добро.ру, Ассоциация менеджеров, сообщество «Живые города», Форум Доноров, ТГ-канал «Экологичные мероприятия», Infragreen.ru, АСИ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: