Эксперты обсудили экономическую эффективность музеев
Сегодня музейные пространства и экспозиции распространяются по всему городу и все чаще рассматриваются в качестве мощных инструментов развития территорий, включая отдаленные от исторического центра районы. На круглом столе «Музей города как драйвер экономического и социального развития среды» эксперты обсудили особенности экономического планирования музейной деятельности и ее взаимосвязь с социальным развитием города.
Открыла круглый стол руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка», модератор Елена Короткова. Она пояснила, что дискуссия об экономической эффективности музеев и других культурных институций ведется уже давно, и предложила участникам обсудить обоснованность использования статистики в оценке работы музеев.
Николай Прянишников, старший преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН, рассказал, что работа с внешними партнерами и местным сообществом ведет к привлечению новых посетителей. Поэтому использование статистики зачастую обосновано, однако ограничиваться только ей при оценке эффективности работы музея невозможно. Эксперт сделал акцент на «экономике идентичности»: «Если музей делает много выставок и проектов, связанных с построением образа нашего «я», отвечающих на вопрос «куда мы идем» — то это хороший музей».
Генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева считает, что «измерение» и «оценка» деятельности музеев — это два разных критерия, и имеет смысл говорить не только об их экономическом, но и социальном воздействии: «Мы можем измерить вклад музея в развитие территории, в решение конкретных социально-экономических проблем и даже в уровень счастья жителей». Эксперт отметила, что с каждым годом увеличивается количество проектов, поддерживаемых фондом Потанина, в которых музеи взаимодействует с разными сообществами и партнерами: «Музеи выходят за границы своего физического пространства и это очень важная тенденция».
Дмитрий Ойнас, президент делового клуба «Наследие и экономика» Коломны, уверен, что экономика музея лежит в плоскости его влияния на пространство вокруг и на городских жителей. Это влияние зависит не от величины музея, а от эффективности его позиционирования и способности формировать новые сервисы, которые способны привлекать посетителей. Дмитрий полагает, что экономическая связь музея и города прослеживается в использовании музейного контента местным бизнесом, росте цен на городскую недвижимость и увеличении количества организаций, вовлеченных в туристическое обслуживание.
Елена Зеленцова, вице-президент фонда «Сколково», отметила, что в последние годы в России в лучшую сторону изменилась система государственной статистики с точки зрения оценки творческих предприятий. Эксперт предложила измерять эффективность культурных институций, используя несколько подходов. Традиционный подход предполагает количественную оценку посетителей и мероприятий, но не отражает сути деятельности, поэтому ему «помогает» второй подход — измерение роста культурного потребления (продажи книг, билетов и т.д.). Третий, самый продуктивный и перспективный, — это оценка вклада музея в окружающую среду.
Участники дискуссии также уделили внимание развитию инноваций в музеях и вкладу музеев в будущее. Они уверены, что сегодня существует множество инструментов и новых форматов для развития виртуального диалога между музеем и обществом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: