Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Центр внимания опубликовал результаты исследования, посвящённого трендам в мировой благотворительности

38
Читать: 5 мин.

Исследование показало, что мировые тенденции развития благотворительной отрасли схожи во многих развитых странах, и российский «третий сектор» также развивается в общем русле. В ходе изучения было выделено шесть трендов.

Стирание границ между бизнесом и благотворительными организациями

Несколько лет наблюдается размытие границ между коммерческими организациями и НКО, и во время пандемии этот тренд пережил значительное усиление. НКО всё больше и чаще стали применять методы стратегического планирования и маркетинговые инструменты (такие как CRM-системы, предиктивная аналитика и работа с открытыми данными).

Согласно данным исследования компании Blackbaud, интеграция CRM-систем для НКО стала ответом на снижение активности жертвователей и способом возобновить контакт с аудиторией. Кроме того, она позволила усовершенствовать работу крупных международных НКО, присутствующих в разных регионах: например, организация «Врачи без границ» интегрировала CRM-систему для организации процессов в формате единого приложения, тем самым упростив работу для 65 тысяч сотрудников.

При этом бизнес-организации всё больше внимания уделяют социально-коммерческим проектам, в рамках которых решаются социальные проблемы, растёт популярность вложений в инвестиционные фонды и компании, нацеленные не только на увеличение прибыли, но и на решение социальных и экологических вопросов.

Данный тренд характерен и для России: председатель совета директоров группы компаний Philin Philgood Рубен Варданян заявил, что «китайская стена между благотворительностью и бизнесом вскоре перестанет существовать. Больше не будет чёткого разделения: здесь я зарабатываю, а здесь трачу на благотворительность».

Переход к многолетнему сотрудничеству между инфраструктурными фондами и НКО

Важным для трансформации отрасли является переход от политики единовременных грантов к многолетнему сотрудничеству. При таком порядке взаимоотношений организация-донор курирует деятельность НКО и, основываясь на результатах, принимает решение о сохранении объёма финансирования или увеличении инвестиций. Системное многолетнее сотрудничество позволяет повысить эффективность работы благотворительных организаций и скорректировать траекторию развития НКО.

Так, американский благотворительный фонд «Фонд Форда» (Ford Foundation) разработал процедуру гибкого социального инвестирования BUILD, которая нацелена на стратегическое партнёрство с подопечными организациями на основе бизнес- инструментов: гибкого инвестирования в зависимости от нужд НКО, предварительного аудита процессов и финансов, составления плана развития НКО, обмена опытом с другими похожими НКО, регулярной оценки прогресса организации.

Политическая поляризация сектора

К числу противоречивых трендов можно отнести рост влияния политической поляризации, отмечают эксперты Deloitte в отчёте «Что ждёт благотворительность в 2020-х».

Разделение общества по ценностям и политическим предпочтениям оказывает влияние и на поведение частных жертвователей, которые менее склонны поддерживать фонды, не близкие к их фундаментальным ценностям, и на работу инфраструктурных фондов. Поэтому для благотворительных организаций всё большее значение приобретает задача поиска своей целевой аудитории и трансляции ей своих ключевых ценностей. Самый яркий пример — Соединённые Штаты, где многие крупные филантропы при отборе проектов ориентируется на «принцип социальной справедливости»: в составе НКО должны быть представители исторически маргинализированных групп, а решаемые НКО проблемы должны охватывать не только представителей большинства населения.

Трансформация ценностей проявляется и в уходе от строго «антропоцентричной» благотворительности: частные жертвователи и фонды уделяют всё больше внимания вопросам защиты прав животных.

Изменение стиля коммуникации с аудиторией

Одним из самых эффективных каналов коммуникации с аудиторией для НКО вот уже долгое время являются email-рассылки. Пандемия усилила их значимость, возросло и значение стиля коммуникации. Он стал значительно более тёплым, персональным и неформальным. Это связано с тем, что в условиях снижения числа жертвователей НКО постарались установить более тесный личный контакт с лояльной аудиторией. Многие некоммерческие организации делают упор на результаты работы, которые стали возможны благодаря адресату письма.

В России тренд на неформальную тёплую коммуникацию с аудиторией также ярко проявился в эпоху пандемии. Ярким примером могут служить рассылки фонда «Нужна Помощь».

Цифровизация и ускорение благотворительности

Этот тренд ярко проявился в России несколько лет назад, он же стал одним из доминирующих на Западе в ходе пандемии – доля цифровых и онлайн-пожертвований стала значительно расти в 2020–2021 годах. Так, британский сервис GoodBox, занимающийся интеграцией благотворительных платёжных POS-терминалов, заявил о более чем двукратном росте числа индивидуальных цифровых пожертвований за последние два года: с 32000+ тысяч пожертвований в месяц до 78000+.

Интересно, что рост числа онлайн пожертвований (посредством сайтов, приложений и социальных сетей) связывают не только с юными жертвователями, для которых интернет — это привычная среда обитания. Согласно данным компании Almond Tree Consulting, в 2021 году доля людей старшее 55 лет, готовых совершать онлайн-пожертвования через социальные сети, значительно выросла и достигла 44%.

Цифровизация благотворительности значительно сокращает время между получением информации и совершением пожертвования. Исследовательское издание «Состояние современной филантропии» (State of Modern Philanthropy) приводит пример американского благотворительного портала Classy, на котором более 60% людей совершали пожертвование в течение минуты после получения информации о благотворительной акции.

Эксперименты с новыми технологиями и аудиториями

Отрасль постоянно эволюционирует и ищет новые инструменты по привлечению финансирования. В том числе, происходит активное вовлечение геймерского сообщества. Так, создатель компьютерных игр Blizzard Entertainment предоставляла всем игрокам, совершившим пожертвования «Врачам без границ», особых игровых питомцев в игре World of Warcraft, а в 2021 году в ходе благотворительной акции на Twitch стримеры Зератор и Дач собрали за 3 дня 11,5 миллионов долларов для глобальной гуманитарной организации Action against hunger.

Подобные сборы уже не редкость в различных странах мира, от США до Индии. Аналогично развивается индустрия и в России. Например, в 2020 году один из самых популярных блогеров российского сегмента YouTube Дмитрий Куплинов провел благотворительный стрим в поддержку медицинских работников, которые работают с заражёнными COVID-19. За время стрима ему удалось собрать более миллиона рублей, деньги были переданы в благотворительный фонд «Правмир».

Благотворительные организации экспериментируют и с NFT-токенами. Старт тренду задал в 2021 году основатель Твиттера Джек Дорси: он продал NFT-токен на свой первый твит за 2,9 млн долларов, которые перечислил благотворительной НКО GiveDirectly. А NFT-художник Майк Винкельман продал NFT-токен на своё произведение искусства на аукционе Кристис за 6 миллионов долларов, которые пожертвовал в фонд по борьбе с изменениями климата.

Российские НКО также экспериментируют с цифровыми активами. Так фонд «Подари жизнь» в сентябре 2021 года в ходе благотворительного NFT-аукциона сумел собрать более 1,5 млн рублей.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: