Главная / Теория и практика КСО / Исследования и аналитика

Экологическая составляющая устойчивого развития индустрии масс моды

Яркие витрины, новые коллекции, телевизионные программы и журналы о моде и стиле, прочно обосновались в нашей жизни. Но приходилось ли Вам когда-нибудь задумываться, что же скрывается за красивой обложкой индустрии масс моды. 
 
Шокирующие факты октябрьского отчета Гринпис “Toxic Threads: The Big Fashion Stitch-Up”,   представленного в ноябре 2012 года в Пекине; проект Гринпис Detox, получивший широкую огласку в начале 2013 года послужили отправной точкой для изучения отчётов об устойчивом развитии в рамках охраны окружающей среды ряда известных игроков на рынке масс моды. В исследовании пойдет речь о таких брендах как: H&M, Mango, C&A, ZARA (владелец Inditex Group). 
 
Позвольте напомнить, что вызвало негодование общественности в конце 2012 года. В соответствии с отчетом “Toxic Threads: The Big Fashion Stitch-Up” в продукции всех вышеперечисленных и еще шестнадцати брендов (в разной пропорции к количеству исследуемых единиц товара) содержатся опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды этоксилаты нонилфенола, С&A 83% (в пяти из шести), H&M 33% (в двух из шести), Mango 60% (в шести из десяти), ZARA 60% (в шести из десяти), у последнего бренда также в двух изделиях, обнаружены вызывающие рак амины. А у трех брендов из оставшихся шестнадцати найдены опасные для репродуктивной системы токсичные виды фталатов.
 
Что же касается отчетов компаний за 2012 год, то в них содержится не только информация об экологической составляющей устойчивого развития в ретроспективе, но также сведения о вынужденных в ходе событий конца 2012 года изменениях политики в области охраны окружающей среды. Так уже через семь дней после презентации отчета Гринпис (27 ноября 2012 года) ZARA признает и поддерживает необходимость отказа от опасных химических веществ в собственном производстве. 
 
В H&M обновлен список запрещенных химических веществ (с учетом изменений 2012 года в списке 360 позиций). 
В свою очередь отказ от использования любых опасных химических веществ в производстве одежды и обуви к 2020 году является целью программы Zero Discharge of Hazardous Chemicals (ZDHC) документа The Joint Road map, членами которой на сегоднешний день являются тринадцать компаний, в том числе С&A, H&M, Inditex Group (ZARA). Mango же, находясь вне программы ZDHC (по данным на октябрь 2013 года), подписало инициативу Гринпис Detox, направленную на достижение той же цели, что и ZDHC. 
 
Что же делается для достижения поставленной цели? Здесь тактика компаний сводится к единому, к тщательной работе с производителями и поставщиками. Так в компании Inditex Group с июня 2012 года запущена система предварительной оценки поставщиков, в соответствии с которой для того чтобы получить свой первый заказ поставщику, нужно успешно пройти соответствующий аудит, результат которого будет признан действителен в течении последующих 12 месяцев и подписать два документа: Inditex Minimum Requirements, подписание которого означает, что поставщик соглашается придерживаться стандартов Inditex Group, в том числе стандартов в области безопасности и здоровья (Clear to Wear and Safe to Wear) и действующий в компании с 2001 года Кодекс поведения для производителей и поставщиков, в редакции 2012 года. 
 
Также для достижения поставленой цели Inditex Group запустил трехэтапный проект по оценке и консультированию поставщиков в отношении использования химических веществ. На первом этапе предполагаются следующие действия: информирование поставщиков, изучение цепочки поставок последних, оценка знаний соответствующего Руководства компании: Inditex's Chemical Substances Guide. Второй этап включает в себя исчерпывающий анализ воды на входе и выходе с установок поставщика на наличие одиннадцати приоритетных групп химических веществ. Третий этап посвящен специальному обучению и повышению производительности с учетом целесообразного использования водных ресурсов и химических веществ. В целом в Inditex Group за отчетный период проведено более чем 1.4 миллиона химических анализов. 
 
Если в отчёте Inditex отведено несколько страниц описанию аудита поставщиков, общее количество которых в 2012 году составило 1434. В отчете H&M говорится о работе 100 экспертов в области устойчивого развития, анализирующих деятельность поставщиков на соответствие Кодексу поведения H&M, по результатам которого поставщики получают отметки по 100% шкале (Index Code of Conduct score) на основе их соответствия. То, отчет Mango делает акцент на анализе продукции, так, отобранные образцы продукции каждой коллекции отправляются в испанскую лабораторию Textile Research Institute – Aitex, участницу Швейцарской организации Oeko-Tex, за исключением тех случаев, когда производитель предоставляет соответствующий сертификат Oeko-Tex на материал для производства предметов одежды или аксессуаров. На мой взгляд интересно будет отметить принцип деятельности Oeko-Tex: чем интенсивнее контакт текстиля с кожей (и чем чувствительнее кожа), тем более высокие требования экологии человека должны быть выполнены.
В отчетах компаний упоминается и об отказе от использования ряда химических веществ, например, отчет H&M содержит сведения об отказе с 2013 года от использования перфторированных соединений (PFC), применяемых в производстве водоотталкивающих предметов гардероба и воздействующих на репродуктивную систему организмов и переходе на альтернативный PFC вариант (первый такой продукт был выпущен еще в 2010 году). Mango указывает на отсутствие в тканях ПВХ (PVC), оставляя как дань моде его использование в производстве таких аксессурах как: сумки, кошельки, ремни, а также за невозможностью отказа по техническим причинам в принтах, выполненных путем шелкографии. 
 
Рассказать же о деятельности C&A, отметившей в 2011 году 170 лет со дня основания в рамках вышерассматриваемого направления экологической составляющей устойчивого развития не представляется возможным, так как отчет компании скуп на факты и содержит лишь информацию о членстве в ZDHC The Joint Road Map и принятых в соответствии с этим на себя обязательствах.
Использование химических соединений в производстве продукции лишь одно из направлений экологической составляющей устойчивого развития, среди таких направлений как:
- использование водных ресурсов;
- использование энергоресурсов;
- логистика и мерчендайзинг;
- вторая жизнь и переработка остатков продукции.
 
Использование водных ресурсов.
У Вас в гардеробе есть джинсы? Но, к чему этот вопрос и какая взаимосвязь с использованием водных ресурсов — спросите Вы.
В связи с вашим вопросом хочу отметить, что для производства одной пары джинс требуется вырастить килограмм волокна хлопка, а значит потратить по разным данным от 8 500 (исследование WWF) до 10 000 литров воды (Better Cotton Initiative (BCI). 
Перед тем как перейти к практическим действиям компаний, предлагаю ознакомиться с встречаемыми в отчетах компаний видами хлопка: Better Cotton, Organic Cotton (Bio Cotton), Recycled Cotton, в чем разница этих понятий. Better Cotton — хлопок, выращивание которого связано с уменьшением использования водных ресурсов, химических удобрений и с учетом защиты прав работников и биоразнообразия. Organic Cotton — хлопок, выращенный без использования пестицидов и удобрений. Recycled Cotton – хлопок сделанный из производственных остатков, которые измельчаются в волокно и добавляются в новые нити и новые ткани. 
 
Несмотря на то, что сегодня производство органического хлопка занимает менее 1% от общей массы выращенного хлопка в мире, в использовании последнего обозначилась компания — лидер. Так второй год подряд (по данным на 2012 год) крупнейшим потребителем органического хлопка (organic cotton) в мире по данным Textile Exchange является H&M, компания-член Better Cotton Initiative. В соответствии с отчетом компании использование в совокупности 7.8% органического хлопка и 3.6% better cotton в 2012 году, позволило потратить на 140 000 килограмм меньше пестицидов, использование же 3.6% better cotton помогло сберечь 78 миллионов ванн воды.
Компания H&M также большое внимание уделяет новым технологиям в производстве джинсовой одежды, благодаря последним в 2012 году было использовано на 450 миллинов литров воды меньше по сравнению с обычным способом производства.
 
Что касается еще одного члена Better Cotton Initiative - Inditex Group, то в 2012 году такой бренд как ZARA, входящий в Inditex Group представил рынку более 4.2 миллионов изделий, сделанных из 100% органического хлопка.  
С&A в свою очередь с 2005 года является членом некоммерческой организации Organic Cotton (сейчас известной как Textile Exchange). С 2008 года C&A совместно с Organic Cotton и Shell Foundation работает над 5-летним проектом в Индии, целью которого стало увеличение объемов использования органического хлопка, с дальнейшим распространением концепции на другие страны мира. Сегодня благодаря сотрудничеству трех партнеров создана организация CottonConnect, в задачу которой входит целенаправленное стимулирование перехода от традиционных к сбалансированны методам выращивания хлопка. Cotton Conect к 2015 году ставит перед собой следующие цели: задействовать            1 000 000 акров земли для выращивания надлежащего хлопка, обеспечить производителя сырьем для производства 500 000 единиц товара, улучшить условия жизни 500 000  фермеров. 
Использование энергоресурсов.
 
По данным С&A около 50% потребляемого электричества приходится на освещение зданий и помещений, 35% для вентиляции и охлаждения последних. Компания не только заменяет по окончанию срока службы старые системы освещения новыми, но и открывает ЭКО-магазины, пример тому магазин открытый в 2008 году в городе Майнц, который доказал, что за год с момента открытия можно сэкономить 40% потребления электричества и 87% энергии для отопления.
Открытие эко-магазинов не является новой идеей и для Inditex Group, так с 2007 года компанией открыто более чем 1 300 экоэффективных магазинов в мире, что позволило в среднем сэкономить 30% электричества и 50% потребления воды в сравнении с работой обычных магазинов. Цель Inditex Group к 2020 году сделать все магазины экоэффективными. На сегодня многие здания Inditex Group сертифицированы по стандарту LEED Gold — система сертификации зеленых зданий (Massimo Dutti логистический центр в Тордера (Испания), ZARA Home в Мюнхене, также несколько зданий в процессе сертификации) и LEED Platinum (Bershka в Германии).
 
В свою очередь компании H&M в 2012 году удалось снизить на 15% потребление электроэнергии из расчета на один квадратный метр в магазине, в том числе посредством использования фотоэлектических солнечных панелей. Объем полученной электроэнергии которых за 2012 год составил 784 200 киловатт,  что достаточно для годового обеспечения 145 европейских семей.
Такие компании как C&A и H&M также напоминают cвоим покупателям, что уменьшение температуры стирки с 40 до 30 градусов цельсия может сберечь в домашних условиях до 40%  электричества.
 
Логистика и мерчендайзинг.
Так как большая часть продукции компаний масс моды поставляется из стран Азии, то здесь стратегия компаний является стереотипной: использование для транспортировки товаров морского и железнодорожного транспорта (95% перевозок в С&A приходится на морской траспорт; 90% перевозок в H&M приходится на морской и железнодорожный траспорт). С 2010 года в C&A используют EEV (=Enhanced Environmentally Friendly Vehicle) экологически чистый грузовой транспорт. В Mango действует бесплатная система транспортировки сотрудников из наиболее важных городов до места работы с использованием экологически чистого транспорта. В Inditex Group разработано программное обеспечение, которое позволяет рассчитывать выбросы парниковых газов в соответствие с GHG Protocol и в тоже время предлагать иные варианты транспортировки и распределения товаров. 
Говоря о транспортировки товаров, также хочется добавить о политики компаний связанной с отказом от использования коробок для тех товаров, транспортировка которых возможна непосредственна на вешалках, пример тому компания Mango. 
В работе компаний также внимание уделяется послепродажной упаковке товаров, 100% пластиковых сумок H&M сделано из переработанных материалов. Во время распродаж и в магазинах Outlet компании Mango используются только пластиковые сумки, при чем в течении 2012 года Mango стало постепенно заменять обычные пластиковые сумки оксо-биоразлогаемыми. Бумажные же сумки Mango производятся только из бумаги, обладающей сертификатом Sustainable forest management, выданным Forest Stewardship Council (FSC) или из переработанной бумаги. Компания C&A в свою очередь предлагает своим покупателям приобрести альтернативу пластиковой сумки, сумку из органического хлопка, с каждой такой проданной сумки тридцать центов перечисляется в пользу упомянутого выше 5-летнего проекта компании в Индии. 
 
Вторая жизнь и переработка остатков продукции.
В этом ключе нельзя не упоминуть новую инициативу на рынке масс моды, так в 2013 году запущен проект компании H&M по сбору старой одежды непосредственно в торговых залах компании с тем, чтобы в последствии посредством использования услуг перерабатывающей компании I:CO подарить вещам вторую жизнь. 
Инициатива замечательная, но в тоже время хотелось бы понять, что происходит непосредственно в компаниях с остатками старых коллекций. Итак обратившись к компании C&A, понимаешь, что вещи с небольшими дефектами найдут своих хозяев посредством благотворительных организаций, в 2010 году на эти цели было предоставлено 14 114 предмета одежды, неподлежащий носке товар отправится на переработку и создание новых тканей, за 2010 год перерабатывающей компании было передано 420 728 килограмм товара. Прочий текстиль направят на сжигание для производства энергии к примеру для производства цемента. 
 
Подводя итог следует отметить, что за экологическую составляющую устойчивого развития компаний ответственны, в C&A — департамент известный как Sustainable Business Development, в компании H&M — Head of Sustainability, в Mango – Corporate Social Reaponsibility Department.  В Inditex Group команда внутренних и внешних специалистов содержащая более чем 2 700 человек.

© 1998-2018

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика