Главная / Теория и практика КСО / Исследования и аналитика

Экспертные предложения по основным направлениям государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса (тезисы)

Ситуация с развитием КСО и стратегии устойчивого развития в российском бизнесе сегодня примерно такова:

·  На правительственном уровне и уровне Администрации Президента РФ пока что нет официально оформленной политики в области КСО и УР. Проект государственной стратегии устойчивого развития России в последний раз рассматривался Правительством РФ в далеком 1997 году. Пока что все остается на уровне лозунга Президента РФ от 2004 года: «Российский бизнес должен быть социально ответственным!».

· Ничего похожего на национальные стратегии (рамочные политики) в областях КСО и УР, уже принятые во многих развитых и развивающихся странах, или Политики КСО в ЕС, в России нет. Пока что фактический подход государства – главное экономический рост, а его качество – вопрос, который даже не анализируется и не обсуждается.

·  Системно вопросами КСО и УР занимаются не более 100 крупных компаний, и это те  компании, что находятся в поле международной конкуренции.

·   Всего за 13 последних лет российские компании опубликовали 424 отчета в области КСО и УР, что совсем немного – в среднем 33 в год (данные из реестра РСПП).

·   Средний и малый бизнес практически не охвачены движением в области КСО и УР (за редкими исключениями), нефинансовая отчетность не используется. При этом КСО обычно сводится к разовой благотворительности.

·   Зачем нужны системные стратегии и практики КСО и УР? Большинство компаний не знают ответа на этот вопрос. Недавно на одном тренинге по внедрению нового поколения стандарта GRI – G4 пришлось объяснять крупной российской компании зачем: рост имиджа и укрепление репутации на международном и российском рынках, сокращение и минимизация влияния нефинансовых рисков, взаимодействие и сотрудничество со стейкхолдерами, положительное влияние на рост капитализации, возможность займа крупных финансовых средств у социально и экологически ответственных международных финансовых кредитных и инвестиционных учреждений, соответствие международным стандартам и лучшим практикам во взаимодействии с международными компаниями при реализации совместных крупных проектов в РФ и за рубежом.

·   Введенный в действие с 15 марта т.г. рекомендательный ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», полностью основанный на ISO 26000: 2010, пока что фактически не используется.

Последнее по порядку, но отнюдь не по значимости, проблема, оказывающая прямое влияние на уровень КСО и УР российских компаний. В сегодняшней реальной ситуации в России, возможно, это приоритет №1, чтобы добиться реальных сдвигов:

·   Информационная открытость/транспарентность компаний крайне низка, особенно государственных акционерных и унитарных. Два ярких примера государственных компаний, обслуживающих миллионы россиян, – ФГУП «Почта России» и ГУП «Московский метрополитен» - эти компании информационно для всех, кроме соответствующих министров, полностью закрыты. Спрашивается – как на них влиять в условиях, когда нас не удовлетворяют их услуги, безопасность и экологичность? Писать письма В.В. Путину и Д.А. Медведеву?

Поручения Президента Д.А. Медведева от 2011 года Правительству РФ, инициированные российскими НКО, в области повышения экологической прозрачности и отчетности, а также присоединения РФ к Орхусской конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности  в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (из стран СНГ только Россия и Узбекистан до сих пор не присоединились) так и остаются не выполненными, затерявшись в «болоте» межведомственных согласований.Предложения (минимальный перечень):

1.   Разработать и внести проект Постановления Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса». С этой целью образовать межведомственную рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Росимущества с участием представителей  Общественной палаты, ведущих объединений российского бизнеса, бизнес - университетов и профильных НКО.

2.   Ввести для всех государственных компаний со 100% госучастием, а также федеральных и региональных ГУПов обязательную публикацию в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей. С этой целью утвердить перечень обязательных для раскрытия социально – экологических показателей и их паспортов – описаний, а также согласованный перечень подпадающих под обязательную отчетность по этим показателям госкомпаний,  ФГУПов и МУПов.

3.   Внести в Государственную Думу проект законодательных поправок для введения обязательной публикации в рамках своей ежегодной открытой отчетности и на корпоративных сайтах важнейших социальных (не более 10-ти) и экологических (не более 15-ти) показателей частными и со смешанной государственной и частной собственностью компаниями, имеющими более 100 человек занятых (крупный и средний бизнес).

4.   Предусмотреть не менее 50% использования бюджетных средств в рамках государственной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций через систему конкурсных отборов социально ориентированных НКО на цели реализации проектов в области КСО и устойчивого развития бизнеса: методических разработок, конференций и форумов, исследований и прикладных проектов частно – государственных партнерств и других.

5.   Соответствующим министерствам и ведомствам, а также Администрации Президента РФ, обязать все государственные компании со 100% госучастием, а также федеральные и региональные ГУПы, привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности», вступившим в силу в марте 2013 года.  Рекомендовать частным и со смешанной государственной и частной собственностью компаниям, имеющим более 100 человек занятых (крупный и средний бизнес), привести свои корпоративные политики и положения в соответствие со стандартом ГОСТ Р 26000: 2012 «Руководство по социальной ответственности».

6.   Межведомственной рабочей группе из представителей Минэкономразвития, Росимущества и с участием представителей  Общественной палаты, ведущих объединений российского бизнеса и профильных НКО рассмотреть вопросы и сформулировать рекомендации Правительству по поэтапному внедрению нефинансовой отчетности для компаний всех видов собственности в РФ.

7.   Для популяризации и развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса провести 1-ый общероссийский Форум КСО и устойчивого развития бизнеса с широким участием представителей бизнеса, государственных федеральных и региональных ведомств, а также Общественной палаты и НКО.

8.   В целях развития государственной политики стимулирования и поддержки КСО и устойчивого развития бизнеса, а также международного сотрудничества в данной приоритетной области ввести должности Национального координатора по КСО и устойчивому развитию бизнеса в Минэкономразвития и должность Посла по КСО и устойчивому развитию в МИД РФ.

Эксперт Алексей.Костин, к.э.н., исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр»

Москва, 23 октября 2013 г.

© 1998-2018

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика