Главная / Новости

Должны ли зарплаты сотрудников НКО быть эквивалентны рынку?

Должны ли зарплаты сотрудников НКО быть эквивалентны рынку? Чтобы ответить на этот вопрос максимально объективно и полно, фонд «Друзья» совместно с проектом «Сноб» пригласили в пространство InLiberty к обсуждению этой острой темы как представителей некоммерческих организаций, так и частный сектор.
 
Спикерами мероприятия стали Гор Нахапетян, соучредитель фонда "Друзья"; Григорий Свердлин, директор благотворительной организации Ночлежка; Митя Алешковский, председатель совета благотворительного фонда Нужнапомощь.ру, директор информационного портала Такие ДелаЮлия Данилова, главный редактор портала  МИЛОСЕРДИЕ.RU; Ирина Баранова, управляющий партнер компании NGRS в России, Сингапуре и на Кипре; Руслан Юсуфов, директор по работе с частными клиентами в Group-IB.
 
Модератором мероприятия выступил  Антон Стороженко, партнер консалтинговой компании Spencer Stuart и автор книги "Дао CEO: Как создать свою историю успеха".
 
Двухчасовая беседа не ограничилась только темой зарплат. К тому же, собравшиеся в целом единодушно согласились что, несмотря на общий рынок труда, по ряду причин сравнивать заплаты в коммерческом, государственном и некоммерческом секторах не вполне корректно. 
 
«За последние 20 лет мы прошли уникальный путь: от момента, когда сами НКО не любили себя и не понимали, что такое мотивация, до момента, когда мы все это уже понимаем, а общество – еще нет. Общество до сих пор думает, что мы должны работать бесплатно или за маленькие деньги», – выделил один из главных трендов соучредитель фонда «Друзья», бизнесмен и филантроп Гор Нахапетян.
 
Председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» и директор информационного портала «Такие дела» Митя Алешковский «обнаружил» одну из причин такого отношения общества к зарплатам благотворителей: «Как вы думаете, сколько процентов фандрайзинг занимает в общем бюджете среднего американского НКО? 10%!  Все остальное фонды зарабатывают сами! А у нас фандрайзинг – это 99%. Ровно поэтому мы так относимся к нашим зарплатам. Нас же содержат люди! Не мы зарабатываем». Алешковский также говорил о необходимости движения общества из эмоционального поля в рациональное. Об этом, по его словам, активно говорят последователи идеи эффективного альтруизма.
 
Проблема недофинансированности зарплат для отрасли живая, согласилась главный редактор портала «Miloserdie.ru» Юлия Данилова. Остается открытым и вопрос, на что или на кого ориентироваться фондам, определяя вилку зарплат своим сотрудникам, ведь зачастую при учреждении той или иной некоммерческой организации ее основатели не имеют ни стартового капитала, как это бывает в бизнесе, ни штата сотрудников. Они руководствуются совсем другим импульсом, отталкиваясь от острой проблемы, которую считают важной решить. Неудивительно, что вопрос зарплат не стоит на первом месте.
 
Директор благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин смог назвать конкретные критерии: сотрудники фонда, которым он руководит, должны получать порядка 80% от зарплат, которые они имели бы будучи специалистами в других организациях. Плюс, помимо денежной компенсации, у «Ночлежки» есть возможность конкурировать с частным сектором, предлагая своим работникам, например, возможность иметь длинный отпуск.
 
Собравшиеся практически единодушно согласились с тем, что зарплата не является главной мотивацией сотрудников, причем, не только некоммерческих организаций, но и бизнесов, которые хотели бы быть больше, чем просто работодателями. «Зарплата – это только часть пакета, гигиенический минимум. А вот все, что выше, – это и есть мотивация. Важно все: бренд вашей организации, расположение офиса, интересная работа, классный руководитель, возможность получать бонусы, возможность развиваться», – продолжил беседу Гор Нахапетян. Что касается преимуществ НКО, там, в отличие от, например, крупных корпораций, есть кислород, смыслы и живые люди. В России сегодня не так много коммерческих проектов и брендов, с которыми люди хотели бы себя идентифицировать, куда стремились бы пойти на работу. Организация, которая управляется любовью, а не страхом, может позволить себе платить своим сотрудникам на 20% меньше. «Я иду на меньшие деньги, но получаю большее удовольствие» – это одна из причин, по которой специалисты оставляют свои прежние места работы и идут в благотворительность. «Мне нужен был результат моей работы и влияние на результат» – так, например, определила свою мотивацию одна из гостей встречи, разменявшая свою должность в коммерческой организации на позицию руководителя одного из фондов.
 
Еще одной важной темой, поднятой в рамках круглого стола, стала тема коммуникации между бизнесом и НКО. Как бизнес выбирает, кому дать? Как тем и другим услышать друг друга?
 
По словам руководителя направления корпоративной и социальной ответственности ПАО «Вымпелком» Евгении Чистовой, для коммерческой организации при выборе фонда важнейшим критерием становятся управленческие компетенции его руководителя. Без этого диалог не состоится, да и донор не может быть уверен в том, что деньги будут потрачены максимально эффективно. Это с одной стороны. С другой – сами фонды испытывают огромную потребность в специалистах, способных вести грамотную коммуникацию с бизнесом. По словам одной из участниц круглого стола, она как руководитель фонда остро нуждается в сотрудниках, которые смогли бы выстроить диалог между бизнесом и теми, кто понимает, что такое благотворительность.
 
Точкой, в которой этот диалог мог бы состояться, является профессионализм. Именно он позволяет и тем, и другим максимально эффективно выстраивать и коммуникацию, и бизнес-процессы. И если коммерческий сектор выходит на рынок и находит таких специалистов, то благотворительным фондам сделать это сложнее – в ситуации, когда в стране нет ни одного полноценного образования в области филантропии, говорить о профессионализме непросто. «Мы хотим называться сектором. Теперь пришло время говорить о профессии», – подчеркнул Гор Нахапетян и представил Московскую школу профессиональной филантропии, которую в этом году запускает фонд «Друзья» на базе ВШЭ. Школа начнет готовить специалистов в области благотворительности уже осенью 2018 года. «Создание понятия профессии даст возможность нас оценивать как профессионалов. Пока мы не воспринимаемся бизнесом, как профессиональное сообщество», – справедливо добавил Гор.
 
На протяжении всей встречи в общем разговоре помимо основных спикеров принимали участие сами слушатели – задавали вопросы, высказывались, делились своим опытом. Фонд «Друзья» и «Сноб» пообещали продолжить цикл встреч, способствующих выработке понятного языка между бизнесом и благотворительностью, а, значит, лучшему пониманию потребностей и целей друг друга и эффективному партнерству. 
 
Пресс-служба Фонда «Друзья»

 

14 сентября 2018

© 1998-2018

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика