Главная / Новости

Краудфандинг, кобрендинг и другие тенденции фандрайзинга в России

Летом в Казани прошла Международная конференция «Белые ночи фандрайзинга». Организаторами выступили Санкт-Петербургский Центр развития некоммерческих организаций (ЦРНО) и Казанский благотворительный фонд «АК БАРС Созидание». Корпорация Microsoft выступила в роли спонсора этого мероприятия, прошедшего уже в седьмой раз. Оно привлекло более 200 экспертов, представителей НКО и  компаний.

В течение четырех дней участники обменивались опытом, обсуждали как теоретические вопросы, так и практические аспекты отрасли: сотрудничество с бизнесом, частными лицами, сбор ресурсов с помощью краудфандинговых платформ, получение государственных субсидий и др.

Один из организаторов, директор по развитию ЦРНО Анна Клецина пояснила, чем конференция этого года отличалась от предыдущих. Появились как новые участники, так и новые темы. В частности, много внимания уделялось вопросам, которые еще совсем недавно многим были едва знакомы: краудфандинг, социальное предпринимательство, благотворительное отчисление от продажи (кобрендинг). По мнению Анны, особый колорит мероприятию придала Казань, которая показала себя как гостеприимный и дружелюбный город. 

Новейшие веяния в привлечении средств были отражены в презентованных исследованиях. Так, участники ознакомились с результатами онлайн-опроса «Тенденции в современном российском фандрайзинге», проведенного ЦРНО в мае 2014 года при поддержке Филиала некоммерческой компании  «Evolution and Philanthropy» в Российской Федерации. Более половины опрошенных считают, что ситуация в области привлечения ресурсов улучшается, о чем свидетельствует рост профессионализма НКО и увеличение количества доноров. Однако многие ожидают изменений в законодательстве, которые могут затруднить деятельность организаций. Тем не менее, повышается уровень доверия к  НКО со стороны бизнеса и общества, благотворительность становится более привычной. Хотя по-прежнему непопулярными темами остаются защита прав человека, помощь ВИЧ-инфицированным, заключенным, лечение взрослых.

В число основных тенденций фандрайзинга, отмеченных участниками исследования, входят краудфандинг, привлечение ресурсов через интернет, использование мобильных технологий, продвижение через соцсети, корпоративное волонтерство, благотворительные мероприятия. Большинство экспертов сошлись во мнении, что частные лица чаще всего поддерживают организации, но при этом  для НКО по-прежнему актуально получение средств от бизнеса и государственных структур.

Анна Клецина особо отметила активную роль корпоративного волонтерства и повышение доверия бизнеса к фондам: «Любое партнерство – это определенный совместный путь, в нем могут быть разные этапы. Конечно, приятно видеть, когда компания имеет продуманную и осознанную политику благотворительности или КСО; не забывая о собственном PR, озабочена и тем, чтобы эффективно решить реальные проблемы людей, а не предлагать медвежью услугу или декорацию милосердия. Когда она понимает, что благотворительность, как и основной бизнес – это тоже профессия со своими секретами, игроками и правилами».

Менеджер по социальным проектам Microsoft Юлия Сарвиро. представитель давнего партнера конференции, считает, что это «крупнейшее мероприятие для НКО, на которое собираются представители сектора со всей страны, чтобы обменяться опытом, научиться чему-то новому и познакомиться с самыми главными тенденциями в такой активно растущей области, как привлечение средств. Мы очень рады, что у нас есть возможность познакомить участников с теми информационными технологиями, которые они могут использовать для повышения эффективности фандрайзинга, и надеемся, что, вернувшись домой, они поделятся полученными знаниями со своими коллегами. Благодаря таким совместным усилиям мы делаем вклад в развитие некоммерческого сектора». 

Выражая благодарность Microsoft, Анна Клецина добавила, что «кроме финансовой поддержки, корпорация предложила участникам замечательную станцию в фойе по программе «Инфодонор», а также круглый стол «Роль информационных технологий в успешном фандрайзинге», где обсуждались неизвестные и актуальные для специалистов функции таких, казалось бы, известных программ, как Excel и Word».

Одним из партнеров конференции стала Ассоциация фандрайзеров, которая была создана в октябре 2013 года. Она объединяет специалистов в сфере привлечения средств на благотворительные и социальные программы и проекты в России. Своим членам АФ предлагает обучающие курсы, вебинары, круглые столы с возможностью онлайн участия, юридический и бухгалтерский консалтинг, исследования, доступ к материалам на иностранных языках. Исполнительный директор ассоциации и директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Ирина Меньшенина пригласила представителей бизнеса к участию в подобных проектах,  потому что «российская благотворительность встала на ноги благодаря корпоративным донорам, и они наиболее четко могут сформулировать, чего им не хватает в сотрудничестве с НКО, на что они готовы выделять деньги, а на что нет, и почему. Это, по моему глубокому убеждению, принесет свои положительные результаты  для всего благотворительного сектора в нашей стране». Кроме того, объединение фандрайзеров будет способствовать развитию отрасли, формируя стандарты деятельности и этику привлечения средств. 

Ирина также отметила встречную заинтересованность представителей российского и международного бизнеса в создании Ассоциации фандрайзеров. Они выражают готовность сотрудничества в области повышения профессионального уровня российских специалистов по сбору средств, что немаловажно. Исполнительный директор еще раз подчеркнула готовность ассоциации к диалогу с бизнесом и пригласила  компании к обсуждению осенней мастер-школы и других проектов.

Фандрайзинг в России медленно, но верно развивается. Это еще раз продемонстрировала конференция, прошедшая в Казани.

18 июля 2014, Казань

© 1998-2017

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика